Внеурочная проектная деятельность Окружающий мир. «Изучение природы родного края»
Школа после уроков – это интересно, это мир творчества, проявления и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Когда я в 2011 году начала работать по ФГОС НОО и по УМК «Перспективная начальная школа», передо мной встал вопрос: «Какое направление внеурочной деятельности выбрать?». В этом УМК есть программы внеурочной деятельности и среди них была Программа внеурочной проектной деятельности Окружающий мир «Изучение природы родного края» автор Р.Г. Чуракова. Эта программа мне понравилась, и я предложила её родителям первоклассников. Она актуальна, т. к. одно из направлений работы нашей школы – экологическое и краеведческое. Около школы находится прекрасный парк и лес.
Основные направления программы: научно-познавательное, духовно-нравственное и социальное.
Цель проектной деятельности по курсу «Окружающий мир» — овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края, освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями, формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды.
Проектная исследовательская деятельность, связанная с изучением курса «Окружающий мир» в начальной школе, имеет отличительные особенности:
1. Краеведческая направленность (изучение природы и культуры своего края) имеет долгосрочный характер и рассчитана на все четыре года обучения.
2. Проектная деятельность носит:
— групповой характер (экскурсии, кружки, факультативы, заседания научных клубов младших школьников, олимпиады, выставки);
— индивидуальный характер (выполнение домашних заданий совместно с родителями: рисунки, оформление результатов наблюдений и проведённых экспериментов; подготовка презентаций; работа в Интернете; наблюдения за погодными явлениями во время учёбы и в каникулярные дни, заполнение дневника наблюдений, экскурсии с родителями и т.д.);
— Коллективный характер (результат работы коллектива – «Определитель растений родного края»)
Курс внеурочной деятельности способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в Интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.
Продолжительность: в течение учебного года аудиторное или внеаудиторное занятие 1 раз в неделю (33 ч — 1 класс; 34 ч — 2 класс;34 ч — 3 класс; 34 ч — 4 класс.
Место проведения. Внеурочная работа проводится в учебном кабинете, в музеях разного типа, на предприятиях, библиотеке, в уголке живой природы, на пришкольном участке, в парке, в лесу, на лугу, в поле.
Формы проведения внеурочных занятий: кружковые занятия, проведение опытов, наблюдений, (постановка опытов и экспериментов в классе, так и в режиме выполнения домашнего задания).
экскурсий, заседаний научных клубов младших школьников, олимпиад, соревнований, индивидуальные занятия (в условиях выполнения домашнего задания), предусматривают поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах (в том числе в изданиях школьной и сельской библиотеки), на электронных носителях, в Интернете. Источником информации могут быть и взрослые: учителя-предметники, фельдшер ФАПа и библиотекарь, родители школьников и др.
Значительное внимание уделяется проектной исследовательской деятельности. Количество часов определяется по направлениям, выбранным для работы с детьми, предусматривает участие всех учащихся в проектной деятельности, цель которой изучение родного края.
Объект исследования: объекты и явления природы.
Результатами исследовательской деятельности являются творческие отчёты, презентации, тематические праздники, альбомы с фотографиями, дневник наблюдений, гербарии, творческие работы «Определитель растений родного края» — коллективный продукт , «Моё любимое растение» — индивидуальный проект.
Первый год занятий проектной деятельностью по курсу Окружающий мир «Изучение природы родного края»
Цель проектной деятельности по созданию пособий — изучение природы родного края.
· Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения)
· Кустарники и травянистые растения региона (дикорастущие растения)
· Техника безопасности: правила поведения в лесу, в парковой зоне; правила передвижения, правила гигиены. Правила поведения в природе (этические нормы, отношение к природе)
· Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения)
· Деревья, кустарники, травянистые растения края, занесенные в Красную книгу России
Конечный результат первого года занятий учащихся:
Ø «Определитель растений» родного края» – коллективный продукт, результат совместной работы детей (персональные изделия), учителя и родителей (фотографии растений и засушенные образцы листьев, веточек, плодов растений, картотека по теме проекта), библиотекаря (картотека книг о растениях)
Ø «Моё любимое растение» — индивидуальный проект
Второй год занятий проектной деятельностью по курсу
«Окружающий мир» «Изучение природы родного края»
Цель проектной деятельности по созданию пособий — изучение природы родного края.
· Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний период
· Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в зимний период
· Условия, необходимые для развития растений
Конечный результат второго года занятий обучающихся:
Ø пособие для внеурочной деятельности учащихся «Опыты, наблюдения, эксперименты» — коллективный продукт, результат совместной работы детей (описание этапов проведенных опытов, экспериментов, наблюдений с фотографиями, рисунками, компьютерной презентацией), учителя, родителей (фотографии этапов и результатов опытов, экспериментов, наблюдений) и библиотекаря (пополнение картотеки классной библиотеки).
Ø «Моё любимое растение» — индивидуальный проект
Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); работа в малых группах (результат работы двух — четырех учеников); коллективная деятельность (коллективный продукт – методическое пособие для внеурочной деятельности учащихся 2 класса «Опыты, наблюдения, эксперименты»).
Третий год занятий проектной деятельностью по курсу
«Окружающий мир» «Изучение природы родного края»
· Свойства воды в жидком состоянии (нагревание, охлаждение, замерзание)
· Определение прозрачности воды
· Дневник наблюдений за погодой
Конечный результат третьего года занятий обучающихся:
Ø пособие для внеурочной деятельности обучающихся 3 класса «Иллюстративные материалы по постановке опытов и экспериментов» – коллективный продукт, результат совместной работы учащихся (описание этапов проведенных опытов, экспериментов, наблюдений с фотографиями, рисунками, компьютерной презентацией), учителя, и родителей (изготовление фотографий этапов и результатов проведения опытов и наблюдений) и библиотекаря школы (пополнение картотеки библиотеки.
Работая по этой внеурочной деятельности уже третий год, я провожу занятия не только в своём классе. Мы с детьми ходим на экскурсии в разные времена года на луг, поле, в лес, на пруд, на родники, на реки Печеньга и Сухона. У нас накоплен большой материал: гербарии листьев, веточек деревьев и кустарников, травянистых растений; рисунки, творческие работы из разных материалов, фотографии, описание опытов, дневник наблюдений за погодой, индивидуальные проекты. Налажена тесная связь с родителями, учителями биологии, библиотекарем СДК. Мои ученики участвуют в тематических мероприятиях, в выставках творческих работ, в конце года в апреле во время экологического месячника выступают на школьной конференции и перед родителями на Дне открытых дверей. Летом эта работа продолжается в пришкольном лагере. (Выступление сопровождается показом слайдов из презентации и материалов учащихся)
Источник