Изучают природу во всем ее многообразии

Тест по обществознанию «Наука и философия» (профильный уровень)

Изучают общество и человекамногообразие форм объединения и взаимодействия людей.

Изучают природу во всем ее многообразии.

2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое обобщает/включает все остальные представленные понятия. Запишите это слово (сочетание слов).

Ведическая литература; древнеиндийская философия; буддизм; карма; реинкарнация; Упанишады.

3. Ниже приведен ряд положений. Все они, за исключением двух, относятся к древнекитайской философии.

1) Душа живых существ не умирает с телом, а реинкарнируется; 2) Человек, объединяющий темное и светлое, мужское и женское, пассивное и активное, занимает срединное положение в мире и призван преодолеть его расколотость на инь и ян; 3) Лучшее поведение для человека – следование естественному ходу вещей (принцип «у вэй»); 4) Карма зависит от образа жизни человека, его нравственности и поступков; 5) Центральными понятиями конфуцианства являются гуманность и милосердие; 6) Отождествление общества с государством, в котором обязанности каждого человека определяются его социальным положением.

Найдите два положения, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

4. Установите соответствие между именами древнегреческих философов и их идеями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

А) наилучшая из возможных форм правления – умеренная демократия

Б) рабы не могут считаться гражданами государства

В) власть в идеальном государстве должна принадлежать немногим людям, обладающим знанием, — философам

Г) выступал против частной собственности и сохранения семьи у представителей высших классов, т.к. это отвлекает человека от заботы об общем благе

Д) существует три разновидности сообществ: государство, семья и поселение.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

5. Выберите верные суждения о мифах и мифологическом сознании.

1) Древний человек осознавал вымышленность описанных в мифах событий и процессов

2) В космогонических мифах описывается конец света

3) Древний человек не ищет причины происходящих событий, но ищет силу, которая за этими событиями стоит.

4) Выраженный антропоморфизм, стремление увидеть человеческие черты

5) Мифологическое сознание конкретно и лишено художественной образности.

6. Ученые выделяют различные группы социально-гуманитарных наук: исторические, культурологические, социологические. К каждой из названных в задании групп назовите конкретный пример социально-гуманитарной науки. (Укажите сначала группу наук, а затем пример.)

7. Используя обществоведческие знания:

1) Раскройте смысл понятия «философия»;

2) Составьте два предложения:

— одно предложение, содержащее информацию о науках, относящихся к философским;

— одно предложение, содержащее информацию об отличии философии от других видов наук.

Прочитайте текст и выполните задания 8-10 к нему.

Читайте также:  Значение птиц природе человека

Миф – это специфическая деятельность человеческого сознания, самостоятельная символическая форма, которая дает векторы структурирования мира и наделения его смыслом.

Мифотворчество представляет собой один из наиболее значительных феноменов в истории культуры человечества. Миф является квинтэссенцией рационального и иррационального. Рациональное проявляется в попытке человека достичь ясной картины окружающего мира, и в мифе он находит успокоение. Иррациональность заключается в том, что мифологическое не проверяется, ему нет соответствия в действительности.

Сравнительно-исторический подход к исследованию обширного спектра мифов дает возможность установить, что при невероятном разнообразии культур и народов, основные темы и мотивы мифа оказываются универсальными.

Среди исследователей была принята следующая типологизация мифа на основе того, что мифологическое сознание формировалось в ходе усвоения информации из окружающей действительности:

— Мифы этиологические (объяснительные)особенно распространены в архаическом обществе, так как раскрывают причины появления природных явлений, человека, окружающего его мира, а также социальных явлений.

— Мифы космогонические произошли из стремления человека понять специфику преобразования хаотичных сил природы в порядок системы, то есть космос. Космогонические мифы включают в себя попытку трактовать появление и взаимодействие огня, воды, земли и воздуха, вследствие чего рождается земля, небо, звезды, а также животный и растительный мир, в том числе и человек.

— Антропогонические мифы являются частью космогонических мифов. Этот тип раскрывает тайну появления племени, первых людей и человека в частности.

— Мифы тотемические отличаются тем, что их главные герои обладают как человеческими качествами, так и качествами животных. Они основаны на идее родства некоего рода, племени, народа с определенным видом растения или животного.

— Календарные мифы сформировались на фоне обрядовых традиций, направленных на обеспечение и увеличение урожая. Эти мифы связаны так же с аграрной магией, которая основана на цикличности смены времен года и весеннем пробуждении природы.

— Мифы героические строятся на основе жизненного пути героя и иллюстрируют основные её моменты, такие как: рождение (чаще всего чудесное, с помощью иных сверхъестественных сил), взросление и символическую инициацию, брак и любовь, а также всяческие подвиги, что приходится совершить и испытания, стоящие на пути к цели, мечте, любви и в конце концов смерть. Эти мифы включают в себя поединки с чудовищами и представителями «подземного мира», враждебно настроенными соседями и родственниками, иногда даже с родителями.

— Мифы эсхатологические. Главной задачей этих мифов является раскрыть тайну гибели мира и всех его составляющих.

8. Какое определение понятию «миф» дает автор? Какие две стороны мифа отмечает автор?

9. Какие типы мифов выделяются в тексте? Что позволяет исследователям классифицировать мифы?

10. Приведите конкретные примеры мифов к любым двум типам мифов, выделенных автором.

Самостоятельная работа по обществознанию №1

Читайте также:  Выбери объект неживой природы

«Наука и философия. Человек и общество

в ранних мифах и первых философских учениях»

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Источник

Естествознание, или науки о живой и неживой природе

Естествознание представляет собой комплекс наук о природе, включающий в себя сотни дисциплин. Все они направлены на познание мира. Естествознание выступает теоретической основой жизнеобеспечения человека. По объекту исследования различают науки о живой природе и науки о неживой природе. Изучением живой природы занимается биология. Физика изучает явления и процессы, которые происходят в окружающем мире.

Науки, изучающие природу

Все, что существует вокруг человека и произошло без его участия, называется природой. Человек изучает ее на протяжении многих тысячелетий. Со временем знаний становилось все больше, а сами люди старались глубже постичь природу. Так начали развиваться различные естественные науки. Предметы в природе называются телами, а все, что с ними происходит — явлениями. И тех и других огромное количество, поэтому и естественных наук тоже много. Одни из них изучают вещества и явления, а другие — различные тела. Научная деятельность не только удовлетворяет любопытство, но и реализует практические цели, направленные на улучшение качества жизни человека.

Ниже рассмотрены семь базовых естественных наук, изучающих окружающую нас природу:

Астрономия

Наука изучает происхождение небесных тел, их строение, состав и движение в космосе. Астрономия не существует как обособленная наука. Она напрямую связана с геодезией и картографией. Древние навигационные карты составлялись на основе наблюдений за небесными телами. Астрономия имеет огромную связь с химией и биологией в вопросах происхождения химических элементов, и зарождения жизни на нашей планете. Первые научные открытия были сделаны на заре цивилизации, а изобретение телескопа произвело прорыв. Ученые открывали новые галактики, измеряли расстояния до звезд, находили на других планетах воду и лед. Такие достижения являются определяющими моментами в жизни человека. Астрономия показывает, что человек — всего лишь частица природы в огромной Вселенной. Но даже самые примитивные знания о космосе, существенно повышают нашу осведомленность и интеллектуальный уровень.

Физика

В самом широком смысле физика – это наука о природе и ее законах, о материи, ее структуре, и движении. Она изучает вещество, энергию и закономерности, определяющие эволюцию. Каждая теория описывает явления окружающего мира, а совокупность знаний представляет его физическую картину. Именно благодаря физике человек может как можно глубже понять природу и различные явления. Считается, что она выступает основой естествознания. Физика устанавливает универсальные законы, которые действительны не только на Земле, но и во Вселенной, объясняет явления природы с точки зрения фундаментальных принципов и понятий. Физика имеет непосредственную связь с астрономией, математикой, химией. Граница между этими науками достаточно условна. Различают три уровня строения материи: микромир, макромир и мегамир. Все они взаимосвязаны друг с другом и являются объектом взаимного изучения физиков, химиков, биологов и астрономов. Планета Земля и ее природа представляют макромир.

Читайте также:  Заняття природа старша група

Химия

Химия изучает состав элементов, их превращения и реакции. Каждое вещество обладает уникальными свойствами. Наука тесно связана с биологией, физикой, геологией. Жизнь на Земле является цепочкой химических превращений. Организмы поглощают из окружающего мира одни вещества и выделяют другие. Изучение их жизнедеятельности и природы в целом невозможно без знаний химических процессов, которые в них происходят. Практическая химия возникла на заре цивилизации, когда люди научились использовать огонь. Гончарное производство, металлургия, изготовление лекарств, красок — постепенно химия входила в жизнь человечества. На сегодняшний день химия играет огромную роль в жизни человека. Она интегрирует с остальными науками и является одной из основ естествознания.

География

Наука изучает биосферу Земли, гидросферу, атмосферу и почвенный покров. Ее объектом является географическая оболочка, природные комплексы и их компоненты. Социально-экономическая география состоит из экономической, социальной, политической, культурной и исторической географии. Немаловажным аспектом дисциплины является взаимодействие природы и человека в естественной среде. Очень трудно на сегодняшний момент разграничить географию и геологию. Наука напрямую связана также с физикой и астрономией. Сегодня большая часть земной поверхности видоизменена под влиянием хозяйственной деятельности человека. География включает в себя научные и практические мероприятия по сохранению природы в целом.

Геология

Объектом изучения геологии являются недра Земли. Наука начала самостоятельно развиваться во второй половине XVIII в. Геологией называют совокупность знаний о составе, строении и эволюции природных тел, а также размещении минеральных ресурсов. Она рассказывает, как сформировалась планета и каким изменениям подвергалась за время своего существования. Современная геология не может существовать без связей с географическими и физическими дисциплинами.

Биология

Предметом исследования науки являются вымершие и ныне существующие организмы, их строение, развитие, взаимодействие, распространение и т. д. Она включает в себя ботанику, зоологию, цитологию, генетику, биохимию, анатомию и другие области знаний. Достижения биологии позволяют искоренять болезни, создавать продукты питания, существенно повышать результаты сельскохозяйственной деятельности. Благодаря изучению биологических законов человек может вести правильную природоохранную деятельность и рационально использовать ресурсы.

Экология

Экология сформировалась в начале XX столетия как часть биологии, но сегодня, как правило, рассматривается в качестве отдельной науки. Она изучает взаимодействие живых организмов и их связь с природой. Научно-технический прогресс оказал негативное влияние на окружающий мир. В результате деятельности человека были преобразованы огромные территории. Это вылилось в загрязнения внешней среды, истощения природных ресурсов и уничтожение крупных природных комплексов. Конфликт с природой грозит катастрофой. Экология призвана решить эти проблемы, не допустить гибель живых организмов и создать систему рационального природопользования.

Источник

Оцените статью