Программа курса внеурочной проектной деятельности «Изучение природы родного края»
Программа курса внеурочной проектной деятельности «Изучение природы родного края» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», Концепции развития воспитания в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа –Югры (приложение к приказу от 31.01.2013г. № 63), реализуется в рамках социального направления развития личности. Программа составлена на основе авторской программы Р.Г.Чураковой «Изучение природы родного края».
Актуальность данного курса состоит в том, что в начальной школе закладываются основы к изучению природы родного края, как окружающего ребенка микроклимата. Создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребёнок на доступном уровне осознаёт важность и ценность лично для него окружающего микроклимата, учится грамотно с ним взаимодействовать. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края в современных условиях расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок проектно-исследовательской деятельности младших школьников.
Практическая значимость состоит в том, данный курс способствует формированию экологической и культурологической грамотности, соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдение в природе, ставить простые опыты, заботиться об окружающей среде, пользоваться различными источниками информации: учебниками, хрестоматией, справочниками и энциклопедиями, Интернет ресурсами, электронными носителями. Практическая направленность программы курса «Изучение природы родного края» позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
Программа данного курса согласуется с программой урочной деятельности по предмету «Окружающий мир».
Цель программы – овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края, способствующих формированию ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды.
1. Освоить нормы и способы сотрудничества и способы общения со сверстниками и родителями.
2. Создать условия для развития у детей познавательных интересов в освоении краеведческого материала, формирующих стремление ребёнка к размышлению и поиску.
3. Расширить и углубить знания учащихся о родном крае.
4. Формировать информационную грамотность учащихся на основании самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира.
5. Воспитывать бережное отношение к природе.
Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:
· краеведческая направленность, связанная с изучением родного края, имеет долгосрочный характер и рассчитана на все четыре года обучения;
· значительное внимание уделяется проектно-исследовательской деятельности;
· проектная деятельность носит групповой и индивидуальный характер;
· широко используются местные ресурсы.
Интерактивные формы организации учебного занятия: КТД (коллективно-творческое дело), заседание клуба, учебный практикум, урок-экскурсия, урок решения практических задач, проектная работа, совместная деятельность обучающихся и родителей (постановка опытов и экспериментов в режиме внеаудиторного занятия).
На проведение занятий программой предусмотрено следующее количество часов из расчёта проведения 1 занятия в неделю:
Источник
Программа внеурочной деятельности «Природа родного края»
Представленная программа курса факультатива по краеведению «Природа родного края» рассчитана на применение в общеобразовательной школе, а также в системе дополнительного образования при систематическом проведении занятий. Программа ориентирована на учащихся начальных классов.
Учащиеся этого возраста уже понимают практическую ценность природы для людей, но её глобального значения в жизни человека ещё не осознают. Кроме того, недостаточно оценивают влияние человека на природу и возникающие изменения в ней в связи с деятельностью человека.
В связи с этим, возникает необходимость более близкого знакомства с природой родного края, современным её состоянием и влиянием человека на окружающую среду.
Изучение природы родного края, её ресурсов, а также воспитание
экологически грамотного поведения в природе.
1.Познакомить учащихся с представителями флоры и фауны родного края.
2. Формировать простейшие экологические понятия и навыки у учащихся.
3.Формировать положительную мотивацию деятельности учащихся по сохранению природы родного края.
4.Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Природа родного края» »
В настоящее время перед образовательными учреждениями остро стоят проблемы:
— экологического воспитания современных школьников;
— формирования бережного отношения к окружающей природе.
Поэтому на сегодняшний день необходимы программы дополнительного образования, направленные на формирование экологически грамотной личности.
Предлагаемая программа занятий факультатива «Природа родного края» направлена на удовлетворение этих требований.
2)Пояснительная записка.
Представленная программа курса факультатива по краеведению «Природа родного края» рассчитана на применение в общеобразовательной школе, а также в системе дополнительного образования при систематическом проведении занятий. Программа ориентирована на учащихся начальных классов.
Учащиеся этого возраста уже понимают практическую ценность природы для людей, но её глобального значения в жизни человека ещё не осознают. Кроме того, недостаточно оценивают влияние человека на природу и возникающие изменения в ней в связи с деятельностью человека.
В связи с этим, возникает необходимость более близкого знакомства с природой родного края, современным её состоянием и влиянием человека на окружающую среду.
Изучение природы родного края, её ресурсов, а также воспитание
экологически грамотного поведения в природе.
1.Познакомить учащихся с представителями флоры и фауны родного края.
2. Формировать простейшие экологические понятия и навыки у учащихся.
3.Формировать положительную мотивацию деятельности учащихся по сохранению природы родного края.
4.Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения мыслить, сравнивать, обобщать, делать выводы. Занятия кружка включают кроме теоретического материала, экскурсии, работу по изготовлению гербария, викторины.
Всё это позволит учащимся понять красоту, уникальность природы родного края, необходимость её охраны.
Выполнение практических работ направлено на:
— применение теоретических знаний на практике;
— личные наблюдения учащихся;
— работу с дополнительной литературой.
Программа включает в себя курс, состоящий из двух разделов:
1. Растительный мир. Растения родного края.
2. Животный мир. Обитатели Волгоградской области.
Программа рассчитана на 17 учебных часов: из них теоретические – 13 часов, практические – 3 часа, экскурсии – 1 час.
Занятия факультатива могут проводиться 1 раз в 2 недели по 1 часу или 1 раз в неделю по 0,5 часа. Занятия могут проводиться со всем коллективом, по группам, индивидуально.
Формы контроля промежуточных результатов.
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:
Условия реализации программы.
Программа будет успешно реализована, если:
-будет усвоен весь, предусмотренный программой материал и проведены все практические занятия;
-будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся;
-будет использоваться разнообразный дидактический материал.
По окончании курса обучения учащиеся должны знать:
- значение живых организмов в природе и жизни человека;
- представителей животного и растительного мира родного края;
- По окончании курса обучения учащиеся должны уметь:
- вести простейшие наблюдения в природе;
- самостоятельно работать с дополнительной литературой;
- устно описывать объекты природы;
- изготавливать гербарии: частей растений, травянистых растений.
- научиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей.
- соблюдать правила поведения в природе
Содержание курса. Вводное занятие (1 час). Знакомство с новым предметом. Знакомство с новым понятием экология. Раздел 1. Растительный мир. Растения родного края. (8ч.) Цели и задачи: Усвоить основные понятия раздела, познакомить с видовым составом растений Волгоградской области, растениями, занесёнными в Красную книгу. Содержание: Растительный мир (общие понятия). Отличительные признаки форм растений. Лекарственные растения. Сорняки. Охрана растений Волгоградской области. Формы занятий: Лекция, аналитическая и эвристическая беседы, экскурсии, работа с наглядными пособиями и дополнительной литературой, создание гербариев. Основные понятия: растения, растения — сорняки, лекарственные растения, растения Красной книги Волгоградской области. Раздел 2. Животный мир. Обитатели Волгоградской области.(8ч.) Цели и задачи: усвоить основные понятия раздела. Формировать умение выделять по морфологическим (внешним) признакам группы животных. Формировать умения правильно вести себя в природе. Содержание: Насекомые. Де и как зимуют насекомые. Насекомые Волгоградской области. Рыбы, обитающие в реках Волгоградской области. Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Охрана рыб. Кочующие, осёдлые и перелётные птицы. Охрана и привлечение птиц. Звери, обитающие на территории Волгоградской области. Охрана животных. Формы занятий: Беседа, работа с наглядными пособиями, работа с литературой, познавательные и интеллектуальные игры. Основные понятия: Насекомые. Промысловые рыбы. Кочующие, осёдлые, перелётные птицы. Животные.
4)Тематическое планирование.№ п/п Название темы Количество часов Всего часов теория практика 1. Вводное занятие. Что такое экология? 1 1 Растительный мир. Растения родного края. (8ч.) 2. Растительный мир. Общие понятия. Травы, кустарники, деревья: сходство, отличие. Части растений. Растения нашей области. 1 1 3. Экскурсия «Где растут деревья?» (виды деревьев, места распространения) 1 1 4. Осенние краски природы (смена окраски листьев, листопад). Сбор и создание гербариев. 1 2 3 5. Травы. Лекарственные растения Волгоградской области. 1 1 6. Растения – сорняки и вредители здоровья человека. Волгоградской области. 1 1 7. Зелёный мир вокруг нас. Викторина. Или экскурсия в Краеведческий музей. 1 1 Животный мир. Обитатели Волгоградской области.(8ч.) 8. «Мал золотник – да дорог». Насекомые. 1 1 9. Рыбы, обитающие в реках области. 1 1 10. Промысловые рыбы, рациональное их использование. 1 1 11. Птицы – обитатели Волгоградской области. 1 1 12 Птицы осёдлые, кочующие, перелётные. 1 1 13. Звери, обитающие на территории области. 1 1 14. Героизм животных, их помощь людям. 1 1 15. Животные Волгоградской области, занесённые в Красную Книгу. Устный журнал. 1 1 17 5) Литература для учителей. 1. Акимушкин И.И. Мир животных. — М.:Мысль,1998. 2. Благосклонов К.Н. Охрана природы. Изд.2-е, перераб. И доп. – М.:Колос, 1984. 3. Кубанцев Б.С. Животный мир Волгоградской области. 4. Кубанцев Б.С.Птицы северных районов Нижнего Поволжья.- Волгоград, 1982. 5. Красная книга. Редкие и охраняемые растения и животные Волгоградской области. – Волгоград,2007. 6. Шопыгина Т.А. Птицы. Кто они такие? – ГНОМиД, 2000. 7. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. – М.,2003. 8.Борейко В.Е. Экологическая этика. – М.:Изд-воМНЭПУ,2002
Литература для учащихся. 1. Всё обо всём. Энциклопедия для детей. – Т.5. – М., Слово АСТ, 1998. 2.Сладков Н.И. Азбука леса. – Л.: Детская литература, 1986. 3.Верзилин Н.М. Лечебница в лесу. – Л.: Детская литература, 1997.Источник