ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНОСЕРБСКОЙ РАЙГОСАДМИНИСТРАЦИИ
РАЙОННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ
ИЗУЧЕНИЕ И ОПИСАНИЕ ЭКОСИСТЕМЫ СВОЕЙ МЕСТНОСТИ
учителя высшей квалификационной категории
Лотиковской ООШ I – III ст.
Ватулиной Таисы Стефановны
Тема: экскурсия для учащихся 9 класса «Изучение и описание
экосистемы своей местности»
Цель: познакомить учащихся с данным биогеоценозом и развить основные
понятия: «биогеоценоз или экосистема», сформировать правильные
представления о видовом составе биогеоценоза, приспособлений к
совместной жизни, взаимовлияния растений, растений и животных,
растений и факторов среды; определить устойчивость экосистемы,
роль человека, влияющего на жизнь растений и биогеоценоз в целом,
продолжить формирование умения работать на геоботаническом
участке; воспитывать заботливое отношение к природе.
Оборудование: тетрадь (блокнот), карандаши, метр или шнур длиной 10 м,
школьный определитель растений, карточки-задания.
I. Подготовка к экскурсии
1. При подготовке учитель разрабатывает маршрут, выбирает место проведения вводной и обобщающей бесед, подбирает вопросы к ней, разрабатывает задания для фронтальной, групповой и индивидуальной поисково- исследовательской самостоятельной работы учащихся.
При составлении маршрута экскурсии необходимо предвидеть посещение мест с разными типами растительности и наличием разных экологических условий произрастаний, что даст возможность учащимся познакомиться с разными экосистемами. Учащиеся должны установить в конкретном биогеоценозе: какие виды растений и животных преобладают, какие являются редкими и исчезающими и требуют охраны. Составив список растений и животных, учитель на уроке перед экскурсией знакомит с этими видами, сообщает тему, задание и место проведения экскурсии, перечень необходимого оборудования, напоминает правила поведения на лоне природы, знакомит с планом экскурсии, который они записывают в тетрадь.
1) Характеристика биогеоценоза – место проведения экскурсии.
2) Определение растений, произрастающих на данном участке, их
3) Определение количества ярусов, составление списка растений по ярусам.
4) Наблюдение за животными, жизнь которых тесно связана с растениями,
5) Выявление редких растений и животных биогеоценоза, — растений и
животных занесенных в Красную книгу ЛНР.
6) Изучение взаимосвязи растений, животных, микроорганизмов, факторов
неживой природы в биогеоценозе.
7) Составление пищевых целей изучаемого биогеоценоза.
8) Выявление устойчивости биогеоценоза.
II. Проведение экскурсии
1. Вступительная беседа о необходимости изучения природных биогеоценозов, значение их структуры и взаимодействий между растениями, животными, микроорганизмами и неживой природой, образовавшихся в процессе исторического развития.
2. Поисково-исследовательская самостоятельная работа учащихся на указанных участках по карточкам – заданиям.
Карточка – задание (общее для всех групп)
Источник