Изучение природы своей местности

7.Методы изучения края.

Литературный метод изучения используется для получения предварительных сведений об изучаемой территории. К источникам информации по краеведению относятся разнообразные книги, материалы периодической печати (газеты, журналы), архивные и музейные документы.

Картографический метод направлен на выяснение пространственного размещения природных, социально-хозяйственных, исторических и археологических объектов на изучаемой территории.

Все краеведческие исследования должны начинаться с составления карты и картосхемы изучаемой местности. На картографической схеме наносят результаты исследований.

Статистический метод заключается в отборе количественных показателей и их обработке, особенно при изучении климата, населения и хозяйства края.можно представить в виде линейного графика или столбиковой диаграммы.

8.Изучение природы своего края (своей местности).Составление типовых программ изучения рельефа, климата, вод, почв.

Геологическое строение, полезные ископаемые.

1.Положение исследуемой территории относительно крупных тектонических структур. Глубина залегания кристаллического фундамента, его петрографический состав.

2.Характеристика осадочных дочетвертичных отложений (возраст, мощность и т.д.). Выходы коренных пород и их характеристика.

3.Характеристика четвертичных отложений (состав, мощность, происхождение, распространение по территории).

4. Полезные ископаемые и их хозяйственное использование.

1.Характеристика климатообразующих факторов и процессов, их влияние на радиационный, циркуляционный режимы.

2.Характериститка элементов климата: температура, осадки, ветер, давление и его изменение в течение года.

3.Характеристика времён года.

4.Климатические и микроклиматические различия на территории края.

5. Влияние климата на особенности хозяйственной деятельности человека.

Назвать реки, источники, находящиеся вблизи в своем районе. Составить характеристику небольшого участка реки и ее долины. Описать склоны долины, пойму и русло.

  • Выяснить, каковы источники питания и особенности годового режима рек в своей местности, измерить площадь живого сечения, расход воды в реке.
  • Описать источник или колодец
  • Выяснить, какие типы озер имеются в области.
  • Выяснить, как используются воды в хозяйстве своей местности.
  • Вести наблюдения за колебанием уровня воды в реке с помощью водомерной рейки.
  • Вести наблюдения за весенним и осенним ледоходами.
  • Измерить температуру воды в реке в разные сезоны года.
  • Определить мутность воды в реке в разные сезоны года.
  • Охарактеризовать основные типы и подтипы почв по морфологическим признакам путем заложения разрезов.
  • Описать почвы по почвенно-ботаническому профилю.
  • Составить характеристику земельных угодий
  • Взять почвенные образцы и составить коллекцию основных типов почв своей области.
  • 9.Изучение природы своего края (своей местности). Составление типовых программ изучения растительности и животного мира.
  • Выяснить, как используются в хозяйстве леса, луга и болота своего района, какие экологические проблемы характерны для ближайшего окружения города. Какие мероприятия проводятся по улучшению лесов, парков? Какие меры принимаются по охране растительности?
  • Познакомиться с лесами, лугами, водоемами и другими типами местообитания и выявить влияние ландшафта на животных.
  • Провести по возможности количественный учет млекопитающих по типам местообитания.
  • Провести наблюдения за приспособленностью животных к среде обитания.
  • Изучить суточные и сезонные явления в жизни отдельных животных.
  • Выявить влияние животных на ландшафт.
Читайте также:  География тема почва особое природное тело

Источник

Изучение природы своего края. Составление типовых программ изучения рельефа, климата, вод, почв.

Изучение природы своего края (своей местности) целесообразно проводить по следующей общей схеме:

  1. Физико-географическое положение, размеры территории, границы.
  1. Геологическое строение и полезные ископаемые.
  2. Рельеф, факторы рельефообразования.
  3. Климат. Климатические ресурсы.
  1. Внутренние воды: реки, озера, подземные воды. Охрана вод.
  2. Почвы и их свойства. Земельные ресурсы. Охрана почв.
  3. Растительность и флора. Растительность леса, луга болота, водоема, поля, населенного пункта. Охрана растительности.
  4. Животный мир леса, луга, болота, водоема, поля, населенного пункта. Охрана животного мира.
  5. Характеристика ПТК, использование их и охрана. Особо охраняемые территории и объекты края. Экологические проблемы края.

Изучение начинается с определения географического положения. По картам и в результате разного рода работ на местности определяют границы исследуемого района, рассматривают его окружение, дают качественную оценку географического положения. Очевидно, что для выполнения данного задания необходимо иметь картографическую основу изучаемой территории.

Геологическое строение, полезные ископаемые.

1.Положение исследуемой территории относительно крупных тектонических структур. Глубина залегания кристаллического фундамента, его петрографический состав.

2.Характеристика осадочных дочетвертичных отложений (возраст, мощность и т.д.). Выходы коренных пород и их характеристика.

3.Характеристика четвертичных отложений (состав, мощность, происхождение, распространение по территории).

4. Полезные ископаемые (в коренных породах и в четвертичной толщине) и их хозяйственное использование.

1.Характеристика климатообразующих факторов и процессов, их влияние на радиационный, циркуляционный режимы.

2.Характериститка элементов климата: температура, осадки, ветер, давление и его изменение в течение года.

3.Характеристика времён года.

4.Климатические и микроклиматические различия на территории края.

5.Агроклиматические ресурсы. Влияние климата на особенности хозяйственной деятельности человека.

Назвать реки, источники, находящиеся вблизи в своем районе. Составить характеристику небольшого участка реки и ее долины. Описать склоны долины, пойму и русло.

  • Выяснить, каковы источники питания и особенности годового режима рек в своей местности, измерить площадь живого сечения, расход воды в реке.
  • Описать источник или колодец: определить дебет в разные сезоны года.
  • Выяснить, какие типы озер имеются в области.
  • Выяснить, как используются воды в хозяйстве своей местности.
  • Вести наблюдения за колебанием уровня воды в реке с помощью водомерной рейки.
  • Вести наблюдения за весенним и осенним ледоходами.
  • Измерить температуру воды в реке в разные сезоны года.
  • Определить мутность воды в реке в разные сезоны года.
  • Вести наблюдения за сроками замерзания и вскрытия водоема.
  • Определить мощность льда по гидрометрическим створам.
  • Выполнить съемку плана озера (пруда) и измерить глубину с целью составления карты глубин.
  • Изучить прибрежную и водную растительность, способ и скорость зарастания (путем образования сплавины или нарастания прибрежной растительности).
  • Выяснить, какие мелиоративные работы проводятся в ближайших к своей местности колхозах, совхозах, лесах, болотах и около дорог. Как изменяются в результате этих работ природные условия и хозяйственное использование прилегающих территорий?
  • Выяснить, как очищают в своем городе сточную воду, отводимую промышленными предприятиями или коммунальным хозяйством города или районного центра в реки и озера.
Читайте также:  Биолит природная аптека сибири

Почвы. Выяснить, какие почвы распространены на территории своей области в связи с условиями почвообразования.

  • Охарактеризовать основные типы и подтипы почв по морфологическим признакам путем заложения разрезов.
  • Описать почвы по почвенно-ботаническому профилю.
  • Составить характеристику земельных угодий: полей и садов, лугов и пастбищ ближайшего к школе колхоза или совхоза. Указать, какие мероприятия проводятся по их улучшению (известкование почвы, очистка от валунов, освоение залежей, осушение болот и т.д.).
  • Взять почвенные образцы и составить коллекцию основных типов почв своей области.

Источник

Изучение и описание экосистемы своей местности

Экосистемы своей местности. Исследование видового состава растений, животных. Установление цепей питания в них.

Просмотр содержимого документа
«Изучение и описание экосистемы своей местности»

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНОСЕРБСКОЙ РАЙГОСАДМИНИСТРАЦИИ

РАЙОННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ

ИЗУЧЕНИЕ И ОПИСАНИЕ ЭКОСИСТЕМЫ СВОЕЙ МЕСТНОСТИ

учителя высшей квалификационной категории

Лотиковской ООШ I – III ст.

Ватулиной Таисы Стефановны

Тема: экскурсия для учащихся 9 класса «Изучение и описание

экосистемы своей местности»

Цель: познакомить учащихся с данным биогеоценозом и развить основные

понятия: «биогеоценоз или экосистема», сформировать правильные

представления о видовом составе биогеоценоза, приспособлений к

совместной жизни, взаимовлияния растений, растений и животных,

растений и факторов среды; определить устойчивость экосистемы,

роль человека, влияющего на жизнь растений и биогеоценоз в целом,

продолжить формирование умения работать на геоботаническом

участке; воспитывать заботливое отношение к природе.

Оборудование: тетрадь (блокнот), карандаши, метр или шнур длиной 10 м,

школьный определитель растений, карточки-задания.

I. Подготовка к экскурсии

1. При подготовке учитель разрабатывает маршрут, выбирает место проведения вводной и обобщающей бесед, подбирает вопросы к ней, разрабатывает задания для фронтальной, групповой и индивидуальной поисково- исследовательской самостоятельной работы учащихся.

При составлении маршрута экскурсии необходимо предвидеть посещение мест с разными типами растительности и наличием разных экологических условий произрастаний, что даст возможность учащимся познакомиться с разными экосистемами. Учащиеся должны установить в конкретном биогеоценозе: какие виды растений и животных преобладают, какие являются редкими и исчезающими и требуют охраны. Составив список растений и животных, учитель на уроке перед экскурсией знакомит с этими видами, сообщает тему, задание и место проведения экскурсии, перечень необходимого оборудования, напоминает правила поведения на лоне природы, знакомит с планом экскурсии, который они записывают в тетрадь.

Читайте также:  Виды рационального использования природы

1) Характеристика биогеоценоза – место проведения экскурсии.

2) Определение растений, произрастающих на данном участке, их

3) Определение количества ярусов, составление списка растений по ярусам.

4) Наблюдение за животными, жизнь которых тесно связана с растениями,

5) Выявление редких растений и животных биогеоценоза, — растений и

животных занесенных в Красную книгу ЛНР.

6) Изучение взаимосвязи растений, животных, микроорганизмов, факторов

неживой природы в биогеоценозе.

7) Составление пищевых целей изучаемого биогеоценоза.

8) Выявление устойчивости биогеоценоза.

II. Проведение экскурсии

1. Вступительная беседа о необходимости изучения природных биогеоценозов, значение их структуры и взаимодействий между растениями, животными, микроорганизмами и неживой природой, образовавшихся в процессе исторического развития.

2. Поисково-исследовательская самостоятельная работа учащихся на указанных участках по карточкам – заданиям.

Карточка – задание (общее для всех групп)

Источник

Оцените статью