Изъятие природных ресурсов экология

Нормативы допустимого изъятия природных ресурсов

Несмотря на важную роль в обеспечении рационального природопользования и охраны окружающей среды, правовое регулирование нормирования в сфере использования природных ресурсов не получило пока должного развития. Нормативы изъятия (использования) природных ресурсов устанавливаются с целью обеспечить удовлетворение общественных потребностей в природных ресурсах, предупредить истощение этих ресурсов. Такие нормативы разрабатываются с учетом возможностей их воспроизводства, сохранения устойчивого функционирования естественных экологических систем.
Общие положения о нормативах допустимого изъятия компонентов природной среды предусмотрены в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (ст. 26). В соответствии с ним нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды и порядок их установления определяются законодательством о недрах, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о животном мире и иным законодательством в области охраны окружающей среды, природопользования и в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства отдельных видов природных ресурсов.
Более конкретные требования о нормировании изъятия (использования) отдельных природных ресурсов предусматриваются в природоресурсном законодательстве с учетом специфики того или другого природного ресурса.

Земельный кодекс

Согласно статьи 33 Земельного кодекса РФ предельные размеры земельных участков, предоставляемых для строительства промышленных и иных объектов, устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Лимитирование отвода земель осуществляется посредством утверждения Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству по согласованию с другими уполномоченными органами норм отвода земель для автомобильных дорог, железных дорог, аэропортов, магистральных трубопроводов, мелиоративных систем, нефтяных и газовых скважин, предприятий рыбного хозяйства, линий связи и электросетей и т.п.

Водный кодекс

В ряде статьей установлены требования забору воды. В частности, для каждого водохранилища должны утверждаться Правила использования водных ресурсов водохранилища. Правила, помимо других требований, должны содержать объем водопотребления (ст. 45). Для каждого речного бассейна уполномоченным федеральным органом исполнительной власти разрабатывается схема комплексного использования и охраны водных объектов. Схемой устанавливаются лимиты и квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта (ст. 33). Объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов в обязательном порядке должен содержаться в договоре водопользования (ст. 13) и решении о предоставлении водного объекта в пользование (ст. 22).

Читайте также:  Декоративная выразительность природной формы

Лесной кодекс

Инструментом обеспечения принципов рационального, непрерывного и неистощительного пользования лесным фондом призвана служить расчетная лесосека. В соответствии с Лесным кодексом РФ расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования устанавливаются в лесохозяйственном регламенте (ст. 87). Лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка, составляемый на срок до десяти лет, является основой осуществления использования лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка.

Федеральный закон «О животном мире»

ФЗ «О животном мире» (ст. 17) предусматривает, что нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания заключается в:

· установлении лимитов использования объектов животного мира;

· установлении стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны животного мира и среды его обитания.

В Законе не определяются критерии, с учетом которых должны устанавливаться лимиты использования животного мира.

Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»

Конкретизирует требования по нормированию изъятия водных биоресурсов. Общие допустимые уловы водных биоресурсов во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах РФ, в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, в Азовском и Каспийском морях, а также квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставленные Российской Федерации в соответствии с международными договорами, устанавливаются применительно к отдельным видам квот (ст. 30). Законом предусмотрены, в частности, квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления:

· промышленного рыболовства (за исключением прибрежного рыболовства) на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ (промышленные квоты);

· прибрежного рыболовства во внутренних морских водах РФ, в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ (прибрежные квоты);

Читайте также:  Вывод природа родного края

· рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях (научные квоты);

· рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях;

· рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов;

· для организации любительского и спортивного рыболовства;

· в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

· для Российской Федерации в районах действия международных договоров РФ в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;

· в исключительной экономической зоне РФ для иностранных государств, устанавливаемые в соответствии с международными договорами РФ в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;

· промышленного рыболовства во внутренних водах РФ, за исключением внутренних морских вод РФ (промышленные квоты пресноводных водных объектов).

Общие допустимые уловы водных биоресурсов ежегодно распределяются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов,

Федеральный закон «О недрах»

Что касается использования полезных ископаемых, то каких либо требований и критериев для определения разрешаемых объемов добычи полезных ископаемых Федеральный закон «О недрах» не устанавливает. Эта деятельность отдается на усмотрение Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также федерального органа управления государственным фондом недр и органов государственного горного надзора (ст. 36). Кроме того, ст.12 данного закона устанавливает, что содержание лицензии на пользование недрами включает согласованный уровень добычи минерального сырья.

Источник

5. Лимиты на изъятие природных ресурсов

Лимиты использования (изъятия) природных ресурсов обеспечивают предупреждение истощения природных ресурсов (с учетом их самовосстановления), предотвращение нарушения равновесия в экосистеме. Лимиты на природопользование – это установленные на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов.

Требования о нормировании предельного использования (изъятия) отдельных природных ресурсов устанавливаются в природно-ресурсных правовых актах.

Лимиты природопользования выражаются в установлении размеров земельных участков, объемов выемки минеральных ресурсов из недр, воды из водоемов, расчетной лесосеки при лесозаготовках, квот в охоте и рыболовстве.

Читайте также:  Где нет почвы природная зона

Нормы отвода земельных участков для различных целей были установлены Госстроем СССР в 1973-1975 г. и остаются в силе. Это нормы отвода земли (полоса отвода) для автомобильных дорог (СН 467-74), железных дорог (СН 468-74), аэропортов (СН 457-74), для канализаций (СН 456-73), трубопроводов (СН 452-73), мелиоративных каналов (СН 474-75), нефтяных и газовых скважин (СН 459-74), линий связи и электросетей (СН 461-74, 465-74) и др. Размеры предоставления других земельных участков (для сель­скохозяйственных целей, дачного и жилищного строительства, садоводства и т.п.) определяются органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством и площадью свободных земель. Лимиты заготовки древесины устанавливаются размером расчетной лесосеки в соответствии с лесным законодательством. Расчетная лесосека определяется исходя из возможностей естественного прироста леса и показывает предел возможной заготовки древесины без ущерба для естественного воспроизводства. Лимиты водопотребления устанавливаются исходя из водообеспеченности региона. Для бытовых целей, согласно СНиП-11.31-74 «Нормы хозяйственно-питьевого потребления для населенных пунктов», в домах без ванн, на 1 человека установлена норма 125-160 л/сут., с ваннами при горячем водоснабжении – 250-350 л/сут. Лимиты добычи полезных ископаемых устанавливаются при определении величины горного отвода в соответствии с законодательством о недрах.

1.2.2. Характеристика земельных ресурсов

Характеристика земельного фонда России

Земельный фонд РФ по состоянию на 1 января 2002г. в административных границах РФ составлял 1709 млн.га. Около 90% территории РФ находится в сейсмоустойчивых районах. Преобладающую часть территории страны занимают тайга, тундра и лесотундра — земли мало освоенные и практиче­ски не пригодные для земледелия. Около 1100 млн. га земли находится в зоне вечной мерзлоты. Эффективная территория России составляет 550 млн. га — менее 1/3 общей территории. Эффективная территория вы­тянута длинной, более 8000 км, полосой, определившей большую протяженность транспортных магистралей. На ней сосредоточены места проживания более 95% населения и расположено более 93% объектов хозяйственной инфраструктуры стра­ны, в том числе все сельскохозяйственные угодья (не считая оленьих пастбищ) — 224 млн. га.

Ландшафтно-хозяйственная структура земель РФ

Источник

Оцените статью