Качества составляющие природу человека

Как понимать выражение «природа человека»? Что ей свойственно?

Мы часто употребляем выражение «Это свойственно природе человека».

Что такое «природа человека»? Какие её свойства?

По моему мнению, природа человека — это его творческая сущность. То есть, человек по своей природе и предназначению — творец. Он творит, даже когда ничего, вроде бы, не делает. Он уже творит своими мыслями. Часто,когда говорят о природе человека подразумевают его животную суть, или же такие качества как : лень, нежелание трудиться и т.п. На самом же деле природа человека не есть его животная суть. Природа человека — это его божественная суть. Но общественные институты навязывают нам, что человек живет рефлексами и эмоциями. Пример навязывания таких установок — поголовное изучение теории Дарвина как верной.

Термин «Природа человека» означает способности его организма, а также его потребности. Например, сон длиной 7-8 часов в сутки свойственный природе человека. Стремление к противоположному полу также свойственно природе человека. Стремление мужчины быть сильным свойственно природе человека. Если человек построил дом в лесу, значит он стремился быть поближе к природе, но так поступают отдельные личности. Свойства природы человека определяются его сходствами и отличиями от животных. Сходства: 1) необходимость сна; 2) необходимость приёма пищи; 3) необходимость дышать; 4) половое влечение. Отличия: 1) разум; 2) способность говорить; 3) эмоции. Всё что не свойственно природе человека, является неестественным.

Источник

Природа и сущность человека. Человек, личность, индивид, индивидуальность

Природа человека—это его стойкие, неизменные и общие для всех людей анатомо-физиологические черты, а также общие задатки и свойства, отражающие его особенность как живого существа: разумность, прямохождение, членораздельная речь, специфические анализаторы, темперамент и т. д.

Большинство философов склонны рассматривать человека как главную ценность мироздания. В то же время существуют философские направления природной (натуралистической) ориентации, представители которой исповедуют культ Космоса, природы и тем самым абсолютизируют зависимость человека от природы.

Сторонники еще одной точки зрения — антропологического релятивизма считают, что человек, как природное существо, обладает большой пластичностью и весьма подвержен как биогенетической, так и культурной эволюции. Это может привести, по их мнению, в дальнейшем даже к разрушению «ядра» человека.

Большинство материалистов считают, что человек, и в целом человечество, есть часть природы, ее высшая ступень развития. Однако, человек не есть просто часть природы, идентичная другим ее составляющим. Предметно-материальная и духовная деятельность человека выводят ее за собственно природные рамки. Благодаря орудийной предметной деятельности, человек перестает быть частью природы, а мышление и свободная воля человека делают его творцом второй (очеловеченной) природы, запечатленной в предметах материальной и духовной культуры, и искусственной среде.

Читайте также:  Картины красивая природа озеро

В понимании природы и сущности человека одно из центральных мест занимает проблема соотношения биологического и социального.

В философии имеются две основные точки зрения: биологизаторская, в которой подчеркивается значение прежде всего природных, врожденных качеств человека, его близость к животному миру, и социологизаторская, которая считает, что качества человека определяются социальной средой. Человек по своей природе — не зверь и не ангел, ибо он обладает природными способностями, позволяющими ему реализовать себя как социальное существо в современном мире.

Биологические и социальные факторы развития человека находятся в тесной, неразрывной связи и не существуют изолированно. Биологическая природа человека составляет необходимую фазу и предпосылку формирования человеческих качеств, которые становятся действительными только под воздействием социальных факторов. При этом, естественно, могут существовать определенные и довольно значительные индивидуальные различия, которые во многом зависят от характера социальной среды, в которой находится человек.

Человек, с момента его рождения, является индивидом, т. е. единичным природным существом, носителем индивидуально-своеобразных черт.

Понятие «индивид» служит для обозначения человека, как не похожего на других заключенного в конкретные социальные связи, мыслящего, радующегося и страдающего. Личность — это соучастник исторического процесса, один из семи миллиардов человек, живущих на планете Земля.

Сущность каждого конкретного индивида, как личность составляет совокупность конкретных социальных качеств, которыми он обладает, и социальных отношений, в которые он включен. Эти связи существуют вне и не зависимо от человека, потому они объективны. Вместе с тем, они реализуются людьми, поступающими как личности. Особенностью личности является высоко развитое самосознание: личность контролирует себя и свои поступки.

При рождении человек включается в сферу семейно-бытовых отношений и становится под их влиянием индивидом. По мере взросления, связи его с внешним миром расширяются, он приобщается через систему образования ко многим культурным ценностям. И, наконец, получив соответствующее образование, человек включается в основные сферы жизнедеятельное общества — производственно-экономическую, социальную, политическую и духовную, обретая возможность стать личностью.

Читайте также:  Вода является живой природой

Деятельность — основной путь и единственный способ стать личностью. Своей деятельностью человек продолжает себя в других ролях. Произведенный предмет—это, с одной стороны, предмет деятельности, а с другой—средство, с помощью которого человек утверждает себя в общественной жизни, так как этот предмет предназначен для других людей.

Человек выступает как полноценная личность, если его деятельность в достаточной степени соответствует содержанию и целям деятельности, объединяющей его с другими людьми, что в конечном счете отвечает и общественным интересам.

В социальном общении личность складывается под влиянием многообразных отношений, которые возникают между людьми. Это двухсторонний процесс. С одной стороны, происходит усвоение человеком социальных норм и опыта вхождения в социальную среду, в систему общественных отношений, а с другой—идет процесс активного воспроизводства общественных связей за счет его активной деятельности. В «технологии» этого общения заключается существенная роль социализации личности.

Социальная среда формирует личность. В широком смысле социальная среда (макросреда) охватывает общество в целом, как совокупность общественных отношении, общественного сознания, культуры. Социальная среда в узком смысле (микросреда) включает непосредственное социальное окружение—семью, дом, микрорайон, трудовой коллектив, круг друзей и т. д.

Личность, если она действительно является личностью, в сущности своей активна. Людям не дано выбирать социальную среду обитания, которая является результатом деятельности как современного, так и всех предшествующих поколений. Однако личность всегда стремится быть «выше» обстоятельств.

Во взаимодействии с людьми происходит как обобществление, так и внутреннее обособление человека, противопоставление своего «Я» другим. Субъективные представления человека о себе самом в психологии получили название образа «Я» или «Я — образа». Пробуждаясь в человеке, его «Я-«помогает ему стать личностью во всем ее многообразии.

«Я— образ» включает в себя три составляющие. Во-первых, это познавательный компонент — представление о своих способностях, внешности физической силе, социальной значимости. Во-вторых, —это переживания, самоуважение, себялюбие- и т. д. В-третьих,—это оценочно-волевой компонент-стремление быть понятым, желание завоевать симпатии, уважение, повысить свой социальный статус или желание, остаться незамеченным, держаться в тени. Психологи утверждают, что у человека есть множество сменяющих друг друга «Я — образов», попеременно выступающих на передний план самосознания.

Читайте также:  Государственные природные заказники оопт

Индивидуальность, как дальнейшее развитие личности, выступает ее существенной характеристикой, поскольку она отражает уникальный способ ее бытия, особенности ее поведения, профессиональной деятельности и т. п.

Важно отметить, что качества личности формируются в первую очередь социально-экономическими условиями и культурными традициями. При этом собственно биологические особенности человека, как бы отступают на второй план.

Индивидуальность—это и самобытность чувств, и особенности характера, и оригинальность мышления. Индивидуальность личности, ее конкретное содержание обусловлено как той или иной эпохой, так и саморазвитием человека.

Индивидуально-психологические и социально-психологические качества личности образуют основу наращивания других социально-значимых качеств—политических и экономических, философских и правовых, этических и эстетических.

Современные философы утверждают, что человеком рождаются, индивид воспитывается, а личностью—становятся. Ответственность за то, какой личностью стал человек, лежит прежде всего на нем самом.

Индивид проходит в жизни через три хронологические стадии социального созревания личности: от трех до двенадцати, от двенадцати до восемнадцати и от восемнадцати и далее.

Личность проявляет себя также в трех «пространствах» существования: в самом индивиде, в межличностных отношениях, и в других людях. Эти «пространства» существуют не изолированно, а образуют единое «пространство».

Становление личности продолжается на протяжении всей жизни человека. Социализация личности—это процесс ее вхождения в социальную среду, приспособления к ней, освоения конкретных социальных ролей и функций, определения собственных идеалов, интересов и потребностей, а также реализации своих жизненных планов и достижения целей. Закономерностью социального развития личности является соразмерность этого процесса с природным развитием человека. Самоутверждение человека заключает в себе два аспекта. Прежде всего, субъект пытается вызвать у себя и других определенное ценностное отношение к себе, и в то же время сделать себя в действительности таковым, каким он считает нужным быть. А нужно быть самостью.

«Самость»—это некая независимость личности от внешнего мира. Не случайно целый ряд соответствующих понятий начинается с «само» (самостоятельность, самоконтроль, самосознание, самовоспитание, самообразование). Самость—это то, что в философии традиционно называется свободой воли и выступает как самая значимая характеристика личности, как ее философская сущность.

Источник

Оцените статью