- Нормирование качества окружающей среды.
- Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды Международное сотрудничество и национальные интересы России в сфере экологии
- 68 Качество окружающей природной среды и его нормирование.
- Нормативы качества окружающей среды: разработка, установление, пересмотр
- Результаты лабораторных исследований или фоновые показатели?
- Узнать больше:
- Качество природной среды его нормирование
Нормирование качества окружающей среды.
Под качеством окружающей среды понимают степень соответствия среды жизни человека и его потребности. Окружающей человека средой являются природные условия, условия на работе, жилищные условия. От ее качества зависит продолжительность жизни, здоровье и т. д.
Нормирование качества окружающей среды – это установление показателей и пределов в которых допускается изменение этих показателей.
Цель нормирования – установление предельно допустимых норм экологических нормативов воздействия человека на окружающую среду. Соблюдение экологических нормативов должно обеспечить безопасность населения, сохранение генетического фонда, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов.
Основные экологические нормативы качества природной окружающей среды и воздействия на него следующие:
- Нормативы качества санитарногигиенические:
- Предельно допустимая концентрация вредного воздействия
- Предельно допустимый уровень вредного воздействия
- Нормативы воздействия производственно-хозяйственные
- ПДК вредного вещества в воздухе рабочей зоны
- ПДК максимальную разовую
- ПДК среднесуточную
- ПДК вредных веществ
- ПДК воды водоема, используемого для рыбохозных целей
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды Международное сотрудничество и национальные интересы России в сфере экологии
- Обеспечение экологической безопасности на государственном уровне и создание необходимых условий региональным и местным органам государственной власти для обеспечения экологической безопасности на соответствующих уровнях. Эта цель, как указывают специалисты (В.Н. Морозов, Г.П. Серов), должна быть достигнута минимизацией группового и индивидуального риска, обусловленного природными и техногенными причинами, уменьшением напряженности антропогенных экологических ситуаций, улучшением состояния здоровья населения.
- Обеспечение экологического суверенитета (независимости) России за счет получения доступа к мировым природным ресурсам, выделения справедливых квот на изъятие тех или иных природных ресурсов, рачительного отношения к национальным природным богатствам, пересмотра тех международных договоров, которые ущемляют интересы страны, а также нейтрализации экологических агрессий, шантажа, угроз и т.д.
- Выход из экономического кризиса и обеспечение эффективности рыночных сил в направлении защиты и улучшения качественного состояния окружающей среды, в частности путем создания рынка экологических технологий и услуг и ресурсного рынка для обмена природными ресурсами и услугами. При этом должна возрасти регулирующая роль государства при выполнении экологических программ.
Источник
68 Качество окружающей природной среды и его нормирование.
Человечество не может позволить себе дальнейшее бесконтрольное загрязнение окружающей природной среды, при этом вряд ли возможно ограничить масштабы хозяйственной деятельности. Единственный выход в подобной ситуации — выработка рациональных способов взаимодействия с окружающей природой. Одним из таких способов служит нормирование качества окружающей природной среды.
Цель нормирования — установление предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, гарантирующих экологическую безопасность человека и сохранение генетического фонда, обеспечивающих использование природных ресурсов без ущерба и их воспроизводство в условиях эффективного хозяйствования. Допустимыми признаются воздействия, не влияющие на качество окружающей среды или изменяющие среду обитания в допустимых пределах, то есть не разрушающие экосистему и не вызывающие неблагоприятных последствий у человека. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, равно как и методы их определения, утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора. С течением времени по ходу развития науки и техники нормативы изменяются, при этом учитываются международные стандарты. Основу нормирования составляют нормативы концентраций загрязняющих веществ — стандарты допустимых концентраций, в частности, предельно допустимых концентраций (ПДК), максимально допустимых уровней (МДУ), предельно допустимых уровней (ПДУ), допустимых остаточных количеств (ДОК) и т. д.
69.Оценка качества природной среды
Важным направлением мониторинговых исследований является оценка качества окружающей среды.
Качество окружающей среды — это степень соответствия природных условий физиологическим возможностям человека. Различают окружающую природную среду здоровую, или комфортную, при которой здоровье у человека в норме, и нездоровую, при которой нарушается состояние здоровья. Когда при взаимодействии человека со средой наблюдаются необратимые изменения состояния здоровья, то такая среда называется экстремальной. Отсюда следует, что для сохранения здоровья населения нашей страны необходимо следить за качеством окружающей среды. Для этого разработаны научные оценки качества окружающей среды, которые называются стандартами качества окружающей среды. Они подразделяются на экологические и производственно-хозяйственные.
Экологические стандарты устанавливают предельно допустимые нормы антропогенного воздействия на окружающую среду, превышение которых несет опасность здоровью человека, губительно для растительности и животных. Данные нормы устанавливаются в виде предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ (ПДК) и предельно допустимых уровней вредного физического воздействия (ПДУ).
ПДК— это количество вредного вещества в окружающей среде, отнесенное к массе или объему ее конкретного компонента, которое при постоянном контакте или при воздействии в отдельный промежуток времени практически не оказывает влияния на здоровье человека и не вызывает неблагоприятных последствий у его потомства.
Предельно допустимые уровни вредного физического воздействия (ПДУ) устанавливаются, как правило, для шумового и электромагнитного загрязнения.
Производственно-хозяйственные стандарты качества окружающей среды регламентируют экологически безопасный режим работы производственного, коммунально-бытового и других объектов. К данному визу стандартов качества окружающей среды относятся предельно допустимый выброс загрязняющих веществ в окружающую среду (ПДВ) и предельно допустимый сток (ПДС) загрязняющих веществ в водоемы конкретными источниками (предприятиями) той или иной территории.
Источник
Нормативы качества окружающей среды: разработка, установление, пересмотр
В целях сохранения качества окружающей среды и обеспечения экологической безопасности государством разработана система экологического нормирования, которая включает нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, а также технические и технологические нормативы.
В основе системы экологического нормирования лежат нормативы качества таких компонентов окружающей среды, как атмосферный воздух, воды поверхностных и подземных водных объектов, почвы (земли).
Сегодня к нормативам качества относятся:
В первую очередь нормативы устанавливались в отношении благополучия населения, затем — в отношении гидробионтов, лесных экосистем, однако по отдельным видам (классам, группам) сухопутных животных (за исключением грызунов) нормативы качества не утверждены.
С 2015 по 2017 гг. были разработаны информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям (далее — НДТ), которые фактически запустили внедрение нового вида нормирования на основе удельных показателей — технологического — в разрезе различных отраслей.
В 2018 г. Минприроды России приступило к разработке технологических показателей НДТ, хотя фактически они уже были включены во многие справочники НДТ, правда, с показателями, которые почти не отличались от стандартных санитарно-гигиенических ПДК.
Например, в число показателей для технологий добычи и обогащения руд цветных металлов вошли всего два вещества (по воздуху), хотя цветная металлургия отличается пестротой химического состава руды, вскрышных пород и хвостов.
Если в других справочниках НДТ технологические показатели отражают удельные выбросы и сбросы, то в справочнике для цветной металлургии в качестве технологических показателей приведены обычные концентрации веществ, за исключением пыли (для нее приведен удельный выброс за единицу времени), при этом пороги значений ПДК для воды менее жесткие, чем рыбохозяйственные ПДК.
Постановлением Правительства РФ от 13.02.2019 № 149 утверждено Положение о разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды (далее — Положение). В настоящей статье рассмотрим основные его нововведения.
Результаты лабораторных исследований или фоновые показатели?
Первым новшеством Положения можно отметить возможность нормирования не только по ПДК (ПДУ), полученным в результате лабораторных исследований, но и по фоновым показателям конкретных территорий и акваторий. В чем преимущество?
Д.И. Орехов, инженер-эколог АО «Гипроцветмет»
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 4, 2019.
Узнать больше:
Источник
Качество природной среды его нормирование
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
1. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, рационального использования природных ресурсов, сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.
2. К нормативам качества окружающей среды относятся:
нормативы, установленные для химических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций;
нормативы, установленные для физических показателей состояния окружающей среды, в том числе показателей уровней радиоактивности;
нормативы для биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других используемых как индикаторы качества окружающей среды организмов;
иные нормативы качества окружающей среды.
3. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются на основании результатов лабораторных испытаний, а также для территорий и акваторий на основании данных наблюдений за состоянием окружающей среды.
4. При установлении нормативов качества окружающей среды используются показатели, контроль за которыми обеспечивается посредством применения соответствующих методик (методов) измерений, способов индикации и тестирования.
5. Порядок разработки, установления и пересмотра нормативов качества окружающей среды устанавливается Правительством Российской Федерации.
Источник