- 22.Кадастры флоры и фауны
- 23. Классификация ресурсных циклов
- 24.Организационная структура мониторинга природных ресурсов
- Тема 4. Кадастры природных ресурсов
- 1) Понятие о кадастре природных ресурсов. Показатели экономической оценки, отражаемые в кадастрах природных ресурсов
- 2) Виды отраслевых кадастров природных ресурсов
22.Кадастры флоры и фауны
Государственный кадастр объектов животного мира содержит совокупность сведений о географическом распространении объектов животного мира, их численности, а также характеристику среды обитания, информацию об их хозяйственном использовании и другие необходимые данные. Государственный кадастр животного мира включает в себя данные государственного учета животных и их использования по количественным и качественным показателям. Учет ведется в целом по Российской Федерации и по субъектам РФ.
Государственный мониторинг объектов животного мира проводится в целях своевременного выявления параметров, оценки этих изменений, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений для сохранения биологического разнообразия, обеспечения устойчивого состояния объектов животного мира и научно обоснованного их использования.
Государственный кадастр растительного мира ведется с целью учета количественных, качественных и других характеристик природных растительных ресурсов, объема, характера и режима их использования, а также для осуществления систематического контроля за качественными и количественными изменениями в растительном мире и для обеспечения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также владельцев и пользователей (в том числе арендаторов) земельных участков, на которых находятся объекты растительного мира, сведениями о состоянии растительного мира.
Государственный кадастр растительного мира содержат систему сведений и документов о распределении объектов растительного мира между владельцами и пользователями (в том числе арендаторами) земельных участков, количественные и качественные характеристики народнохозяйственной и научной ценности растительных ресурсов.
23. Классификация ресурсных циклов
Под ресурсным циклом (РЦ) понимается совокупность превращений и пространственных перемещений (добыча, переработка, транспортировка, хранение, погрузочно-разгрузочные операции) определенного вещества, изъятого из природной среды и выступающего в виде природного компонента, на пути использования его человеком до выхода вновь в природную среду. РЦ представляется в виде потока природными компонентами. Для описания потоков и работы с ними необходима их классификация Отходы класса потерь – природными компонентами, выступая в виде отходов, не находит применения в других производствах и остается (растворяется) в природной среде невостребованным для дальнейшего использования, вторичное использование нерентабельно. Отходы класса вторичных ресурсов – природными компонентами, выступая в виде отходов, превращается во вторичное сырьё и многократно (более одного раза) участвует (также с потерями) в последующих РЦ и входит в состав новой продукции.
Теоретическая база потока природными компонентами по РЦ представляется аксиомами, теоремами, законами и закономерностями
24.Организационная структура мониторинга природных ресурсов
Организацию и обеспечение функционирования, координацию деятельности мониторинга осуществляют:
1) на федеральном уровне — центральный исполнительный орган в области охраны окружающей среды и уполномоченные органы в пределах своей компетенции;
2) на региональном уровне — территориальные и местные исполнительные органы в пределах своей компетенции.
Организацию и обеспечение функционирования подсистем и информационное обеспечение мониторинга осуществляют специально уполномоченные государственные органы и их территориальные подразделения.
Сложившаяся к настоящему времени организация мониторинга природной среды и ее важнейших элементов на территории России характеризуется тем, что каждое ведомство создавало и обеспечивало функционирование собственной системы наблюдения и контроля. В Результате этого в РФ функционирует ряд систем мониторинга загрязнения окружающей среды и состояния природных ресурсов:
1. Комитет по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (мониторинг воды, воздуха, почв);
2. Комитет по геологии и минеральным ресурсам (Мониторинг подземных вод, экзогенных геологических процессов);
3. Министерство сельского хозяйства (мониторинг почвы, растительной продуктивности, снега);
4. Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора (мониторинг водопроводной воды, поверхностной воды, почвы, атмосферы воздуха, пищевых продуктов, уровня шума, вибрации, электромагнитного излучения);
5. Унифицированная система санитарно-гигиенического надзора за количеством пестицидов (мониторинг пищевых продуктов, сельскохозяйственной продукции).
Эти службы ни организационно, ни методически, ни метеорологически не связаны между собой.
Источник
Тема 4. Кадастры природных ресурсов
1) Понятие о кадастре природных ресурсов. Показатели экономической оценки, отражаемые в кадастрах природных ресурсов.
2) Виды отраслевых кадастров природных ресурсов
1) Понятие о кадастре природных ресурсов. Показатели экономической оценки, отражаемые в кадастрах природных ресурсов
Природно-ресурсный потенциал любой территории является основой социально-экономического развития и экологического благополучия. Поэтому правильная оценка имеющихся природных ресурсов в каждом регионе будет иметь решающее значение при принятии управленческих решений и реализации программ развития.
Эколого-правовая норма обязательности введения государственных кадастров природных ресурсов, их учета и социально-экономической оценки определена Законом РФ «Об охране окружающей среды».
Кадастровая форма предоставления природно-экономической информации о природных ресурсах является общепризнанной в мировой практике.
Кадастр природных ресурсов – это систематизированный свод сведений (количественных, качественных и территориально-адресных указателей), характеризующих определенный вид природных ресурсов, включая экономическую оценку и характер изменений состояния ресурсов под воздействием природных, техногенных и экономических факторов. Кроме того, кадастр может включать рекомендации по рационализации использования ресурсов и необходимым мерам их охраны.
Существующая система природно-ресурсных кадастров включает в себя следующие ключевые компоненты отраслевых кадастров:
- государственную регистрацию природопользователей;
- количественный учет природных ресурсов;
- бонитировку (показатель продуктивности) и экономическую оценку природных ресурсов.
2) Виды отраслевых кадастров природных ресурсов
- земельный кадастр – свод сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель – включает данные регистрации землепользователей учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель;
- водный кадастр – систематизированный свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, водопользователях;
- лесной кадастр – систематизированный свод сведений об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда;
- кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых – свод сведений по каждому месторождению, характеризующих количество и качество основных и совместно залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, условия разработки, геолого-экономическую оценку месторождения, а также сведения о проявлениях полезных ископаемых;
- промысловый кадастр – свод данных о тех или иных объекта промысла, содержащий их качественную и количественную характеристику, сведения о динамике восстановления, допустимых нормах изъятия. К промысловым кадастрам относят кадастр охотничьих и рыбных ресурсов;
- кадастр особо охраняемых территорий, свод сведений о территориях с особым режимом использования (заповедниках, заказниках, национальных парках).
- обособленность различных кадастров не позволяет проводить комплексную оценку природно-ресурсного потенциала, а следовательно, существующая система кадастров не может обеспечить управление природопользованием на территориальном уровне;
- кадастровая информация охватывает не все природные ресурсы и объекты. Требуют серьезной разработки кадастры ресурсов растительного и животного мира, кадастры рекреационных и заповедных территорий;
- отраслевые кадастры несопоставимы по содержанию, кругу показателей. Отсутствуют оценки эффективности использования конкретного ресурса;
- кадастры ведутся федеральными ведомствами, им и принадлежит кадастровая информация, сосредоточенная в Москве. Порядок использования ведомственной информации в целом отсутствует, многие данные являются закрытыми;
- формы хранения и обновления кадастровой информации в значительной мере несовместимы с точки зрения методического и технического обеспечения.
- по формам статистической (государственной и ведомственной) отчетности по запасам и состоянию природных ресурсов;
- инструментальным путем: с помощью специальных технических средств (аэрокосмических, геодезических и т.п. методов), натуральных исследований;
- плановыми инвентаризационными мероприятиями и мониторинговыми обследованиями состояния окружающей природной среды;
- специальными (внеплановыми) обследованиями, связанными с проектной и предпроектной деятельностью, экспертизами, инспекциями.
Источник