Тема 4. Кадастры природных ресурсов
1) Понятие о кадастре природных ресурсов. Показатели экономической оценки, отражаемые в кадастрах природных ресурсов.
2) Виды отраслевых кадастров природных ресурсов
1) Понятие о кадастре природных ресурсов. Показатели экономической оценки, отражаемые в кадастрах природных ресурсов
Природно-ресурсный потенциал любой территории является основой социально-экономического развития и экологического благополучия. Поэтому правильная оценка имеющихся природных ресурсов в каждом регионе будет иметь решающее значение при принятии управленческих решений и реализации программ развития.
Эколого-правовая норма обязательности введения государственных кадастров природных ресурсов, их учета и социально-экономической оценки определена Законом РФ «Об охране окружающей среды».
Кадастровая форма предоставления природно-экономической информации о природных ресурсах является общепризнанной в мировой практике.
Кадастр природных ресурсов – это систематизированный свод сведений (количественных, качественных и территориально-адресных указателей), характеризующих определенный вид природных ресурсов, включая экономическую оценку и характер изменений состояния ресурсов под воздействием природных, техногенных и экономических факторов. Кроме того, кадастр может включать рекомендации по рационализации использования ресурсов и необходимым мерам их охраны.
Существующая система природно-ресурсных кадастров включает в себя следующие ключевые компоненты отраслевых кадастров:
- государственную регистрацию природопользователей;
- количественный учет природных ресурсов;
- бонитировку (показатель продуктивности) и экономическую оценку природных ресурсов.
2) Виды отраслевых кадастров природных ресурсов
- земельный кадастр – свод сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель – включает данные регистрации землепользователей учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель;
- водный кадастр – систематизированный свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, водопользователях;
- лесной кадастр – систематизированный свод сведений об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда;
- кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых – свод сведений по каждому месторождению, характеризующих количество и качество основных и совместно залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, условия разработки, геолого-экономическую оценку месторождения, а также сведения о проявлениях полезных ископаемых;
- промысловый кадастр – свод данных о тех или иных объекта промысла, содержащий их качественную и количественную характеристику, сведения о динамике восстановления, допустимых нормах изъятия. К промысловым кадастрам относят кадастр охотничьих и рыбных ресурсов;
- кадастр особо охраняемых территорий, свод сведений о территориях с особым режимом использования (заповедниках, заказниках, национальных парках).
- обособленность различных кадастров не позволяет проводить комплексную оценку природно-ресурсного потенциала, а следовательно, существующая система кадастров не может обеспечить управление природопользованием на территориальном уровне;
- кадастровая информация охватывает не все природные ресурсы и объекты. Требуют серьезной разработки кадастры ресурсов растительного и животного мира, кадастры рекреационных и заповедных территорий;
- отраслевые кадастры несопоставимы по содержанию, кругу показателей. Отсутствуют оценки эффективности использования конкретного ресурса;
- кадастры ведутся федеральными ведомствами, им и принадлежит кадастровая информация, сосредоточенная в Москве. Порядок использования ведомственной информации в целом отсутствует, многие данные являются закрытыми;
- формы хранения и обновления кадастровой информации в значительной мере несовместимы с точки зрения методического и технического обеспечения.
- по формам статистической (государственной и ведомственной) отчетности по запасам и состоянию природных ресурсов;
- инструментальным путем: с помощью специальных технических средств (аэрокосмических, геодезических и т.п. методов), натуральных исследований;
- плановыми инвентаризационными мероприятиями и мониторинговыми обследованиями состояния окружающей природной среды;
- специальными (внеплановыми) обследованиями, связанными с проектной и предпроектной деятельностью, экспертизами, инспекциями.
Источник
Кадастры природных ресурсов их виды. Порядок составления и разработки
Для государственного учета и оценки природных ресурсов в соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды» используются государственные кадастры. Кадастровая форма предоставления информации о природных ресурсах является общепризнанной в мировой практике.
Кадастр природных ресурсов — систематизированный свод сведений о количественном и качественном составе определенного вида природных ресурсов, включая их экономическую оценку и социально-экономическую значимость, а также субъектов прав на них.
Данные кадастров нужны для осуществления рационального использования природных ресурсов, определения их денежной оценки, продажной цены, системы мер по восстановлению окружающей среды.
Выделяют отраслевые (включая государственные) и территориальные и кадастры.
Отраслевые кадастры — ведутся по отдельным элементам природной среды и включают:
— земельный кадастр — свод сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель. Содержит данные регистрации землепользователей учета количества и качества земель, экономической оценки земель;
— водный кадастр — систематизированный свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, водопользователях;
— лесной кадастр — систематизированный свод сведений об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда;
— кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых — свод сведений по каждому месторождению, характеризующих количество и качество основных и совместно залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, условия разработки, геолого-экономическую оценку месторождения, а также сведения о проявлениях полезных ископаемых;
— промысловый кадастр — свод данных о тех или иных объектах промысла, содержащий их качественную и количественную характеристику, сведения о динамике восстановления, допустимых нормах изъятия. К промысловым кадастрам относят кадастр охотничьих и рыбных ресурсов;
Также к государственным кадастрам относятся:
— кадастр особо охраняемых территорий, содержащий сведения о территориях с особым режимом использования (заповедниках, заказниках, национальных парках);
— Красная книга — список редких и находящихся под угрозой исчезновения организмов;
— Зеленая книга — свод данных о редких, исчезающих и типичных растительных сообществах, нуждающихся в особой охране;
— документы о предприятиях природопользователях.
Территориальные кадастры охватывают все элементы окружающей среды на отдельной территории.
Сводная информация о совокупных природных ресурсах отдельного региона содержится в комплексных территориальных кадастрах природных ресурсов (КТКПР). Дополнительно включают сведения о правовом режиме природных ресурсов и природно-ресурсного потенциала в целом, о распределении природных ресурсов по собственности, пользователям и арендаторам.
Особое место в КТКПР занимает количественная оценка природно-ресурсного потенциала, поскольку природно-ресурсный потенциал любой территории является основой ее экономического развития.
Данные КТКПР используются в целях:
— обеспечения органов государственной власти и управления достоверной информацией и средствами контроля, необходимыми для обеспечения рационального природопользования и охраны природно-ресурсного потенциала региона;
— организации размещения производительных сил;
— реализации инвестиционных целевых программ развития отдельных территорий;
— изменения структуры и базы налогообложения в регионе;
— обеспечения санитарной и экологической безопасности.
КТКПР можно рассматривать в двух аспектах.
1. Как банк территориально организованных данных о природно-ресурсном потенциале конкретной территории и экологической ситуации на определенный момент;
2. Как автоматизированную систему сопоставления этих данных, обосновывающую принятие конкретных решений в сфере управления природопользованием.
Все кадастры составляются на основе данных государственного учета. Порядок организации, ведения и финансирования кадастров регулируется законодательством России и субъектов Федерации. Наиболее разработанными являются земельный и водный кадастры, кадастры лесных и рыбных ресурсов.
Информация КТКПР предоставляется в виде карт, таблиц и описаний на электронных носителях.
Для составления кадастра используются данные инвентаризации природных ресурсов. Инвентаризация — выявление и периодический учет количества, качества, динамики запасов и изменений в процессе эксплуатации различных видов природных ресурсов.
Показатели экономической оценки, отражаемые в кадастрах природных ресурсов, делятся на исходные и расчетные.
Исходные показатели делятся на натуральные и экономические:
— объем запасов, количество природного ресурса в границах природного объекта (тонн, кубических метров, гектаров и др.);
— объем добычи, использования природного ресурса за год (тонн/год, кубических метров/год, гектаров/год);
— потери природного ресурса при добыче и переработке;
— количество и степень повреждения других природных ресурсов (как попутно используемых, так и неиспользуемых);
2) экономические показатели:
— цена единицы количества продукции, полученной из природного ресурса (в зависимости от вида ресурсов и продукции могут приниматься цены мирового, внутреннего, регионального и местного рынков);
— цены побочной продукции, полученной из сопутствующих природных ресурсов;
— издержки по добыче, транспортировке, переработке, воспроизводству природного ресурса;
— стоимость (экономическая оценка) природных ресурсов, не используемых, но подвергаемых негативному воздействию.
Расчетные показатели экономической оценки природных ресурсов:
1) валовые показатели оценки запасов основного природного ресурса в границах рассматриваемого природного объекта:
— рентная оценка (чистый «сверхнормативный» доход),
— воспроизводственная оценка (для возобновимых природных ресурсов),
— суммарная оценка или совокупная стоимость ресурса для пользователя,
2) удельные показатели оценки запасов основного природного ресурса в расчете на единицу количества его запасов:
— удельная воспроизводственная оценка,
— удельная суммарная оценка;
3) дополнительные показатели (для собственников и пользователей природных ресурсов):
— воспроизводственные оценки других возобновимых природных ресурсов, входящих в состав природного объекта;
— стоимость других невозобновимых природных ресурсов, входящих в состав природного объекта.
Проблемы существующей системы ресурсных кадастров заключаются в следующем:
— обособленность различных кадастров не позволяет проводить комплексную оценку природно-ресурсного потенциала;
— кадастровая информация охватывает не все природные ресурсы и объекты;
— отраслевые кадастры несопоставимы по содержанию, кругу показателей. Отсутствуют оценки эффективности использования конкретного ресурса.
Контрольные вопросы и задания
1. В чем состоит проблема определения экономической ценности природы?
2. Как в экономических показателях учитывается экологический фактор?
3. Каковы принципы построения «зеленых» национальных счетов?
4. В чем состоит сущность концепции «готовность платить»? Что такое «излишек потребителя»?
5. В чем заключается ограниченность рыночной оценки при определении экономической ценности природы?
6. Раскройте сущность понятия «рента». Как образуется рентный доход?
7. Приведите формулу цены природного ресурса через показатель ренты?
10. В чем сущность затратного подхода при определении экономической ценности природы?
11. Что такое альтернативная стоимость?
12. Что такое кадастр природных ресурсов? Охарактеризуйте основные виды кадастров природных ресурсов?
Источник