Кадастрами природных ресурсов является

Кадастры природных ресурсов

В последние десятилетия накоплен значительный мировой и национальный опыт в разработке и осуществлении природоохранной политики. В указанный период в огромных размерах возросли масштабы потребления природных ресурсов, количество их добычи, заготовок, промышленного использования и экспорта. В Российской Федерации в результате роста объемов природопользования увеличилось воздействие этой сферы на окружающую природную среду, возросла роль экологических факторов в социально-экономическом развитии. В результате экологический аспект развития российской экономики требует осуществления широкого спектра мероприятий, направленных на сохранение окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов: охрану атмосферы, рациональное использование земельных ресурсов; сохранение лесов, борьбу с опустыниванием и засухой, сохранение биологического разнообразия, охрану и рациональное использование водных ресурсов, комплексное решение проблемы отходов, экологизация всей хозяйственной деятельности, интенсивного использования эколого-экономического потенциала страны в целом и каждого субъекта Федерации в отдельности. Последнее особенно важно, когда в стране идет процесс повышения роли субъектов Российской Федерации, децентрализация экономики, разграничение компетентности в области управления хозяйственной деятельностью между разными уровнями государственной власти, особенно между Центром и регионами. Во всех указанных процессах особое место занимают природные ресурсы. Природно-ресурсный потенциал любой территории является основой социально-экономического развития и экологического благополучия. Поэтому правильная оценка имеющихся природных ресурсов в каждом регионе будет иметь решающее значение при принятии управленческих решений и реализации программ развития. Все это на первый план выдвигает задачу учета и социально-экономической оценки природных ресурсов каждого субъекта Федерации и административного района. Проблема эта наиболее успешно может решаться путем формирования и ведения отраслевых ресурсных кадастров, которые давно осуществляют, и комплексных территориальных кадастров природных ресурсов (КТКПР), формированию которых положил начало широкий эксперимент с 1993 года. К 1996 году в эксперименте участвовали 33 субъекта Российской Федерации. В процессе этого эксперимента многое изучено, проверено практикой, наблюдениями, проводится отработка механизма формирования комплексных территориальных кадастров природных ресурсов как информационной базы для принятия экологически обоснованных управленческих решений в сфере природопользования с учетом приоритетов социально-экономического развития территорий и сохранения окружающей природной среды. Результаты эксперимента показывают, что существующие ресурсные (отраслевые) кадастры как банки ценной и развернутой информации о природных ресурсах в первую очередь должны стать основой построения новой информационной системы о природных ресурсах потенциальных территорий Российской Федерации. Эта новая система получила название Комплексный территориальный кадастр природных ресурсов (КТКПР). Проблема взаимосвязи и соотношения двух видов кадастров – отраслевых и территориальных базируется, по существу, на необходимости постоянного сочетания территориального и отраслевого экономико-хозяйственного взаимодействия в системе «территория отрасль – природные ресурсы». Эта система требует постоянного совершенствования размещения производительных сил, региональных связей, специализации и концентрации, схемы хозяйственных перевозок. Это сочетание всегда будет влиять, на возрастающую роль территориального комплексного управления природопользованием. Оно определяется механизмом государственной политики устойчивого социально-экономического развития и требованиями гармонизации экономических и экологических проблем в рациональном природопользовании страны и ее регионов. Все вышеизложенное определило структуру и содержание второго раздела учебного пособия. Это пособие предназначено для использования в учебном процессе по предмету «Экономика природопользования» в том числе с выделением в данном учебном курсе дисциплины специализации «Кадастры природных ресурсов». Данный раздел настоящего учебника подготовлен на основе обобщения и использования литературы по экономике и экологии, рациональному природопользованию, охране окружающей природной среды, оценке природных ресурсов, правовому регулированию природопользования и экологическому праву. Особое и преимущественное место в пособии занято материалами, заимствованными и хрестоматийно цитируемыми из книги «Учет и социально-экономическая оценка природных ресурсов. Сборник аналитических и нормативно-методических материалов». НУМЦ Минприроды России. Москва, 1996. Указанная книга по содержанию теоретико-методологических обоснований и обобщений, анализу эксперимента по формированию и ведению системы комплексных территориальных кадастров природных ресурсов, методических рекомендаций, предложений и особенно по интегрированному представлению правового и. нормативного материала по проблемам государственного и кадастрового учета и социально-экономической оценке природных ресурсов является уникальной, ценной и своего рода единственной по указанной проблематике книгой. Справедливо отметить, что до издания этого учебника до сих пор не было книги, в которой бы проблемы кадастров природных ресурсов были подвергнуты столь серьезному и многоплановому анализу, ретроспективным комментариям и оценкам, анализирующим накопленный опыт и содержащим перспективные теоретические идеи и механизмы по правовому, нормативному, научному и организационному обеспечению в сфере управления и экономики природопользования. При этом системно и конструктивно увязаны экологические, экономические, социальные, технологические, международные, федеральные и региональные аспекты кадастров природных ресурсов и механизмов природопользования. Формирование федеральной системы территориальных, дальнейшее развитие ведения отраслевых ресурсных кадастров природных ресурсов окажет положительное влияние не только на обеспечение сбалансированного решения социально-экономических и экологических задач субъектов Федерации. Это послужит также решению такой важной и сложной проблемы как преодоление отраслевой разобщенности в рациональном и неистощительном использовании природно-ресурсного потенциала на основе учета и соблюдения эколого-социальных принципов и приоритетов развития территорий. При этом всесторонний учет природных, экономических, национальных, экологических условий и особенностей позволяет обеспечивать эффективное природопользование в системе регионального общественного воспроизводства. Важную роль в развитии хозяйства играет территориальное сочетание природных ресурсов, которое в значительной мере также определяет специфику влияния экологических факторов на планирование и управление социально-экономическим развитием в регионах. В настоящее время наиболее широко признанным в науке и практике определением понятия территориального сочетания природных ресурсов является определение, данное А.А. Минцем, который писал: «Под территориальным сочетанием естественных ресурсов мы предлагаем понимать источники ресурсов различного вида, расположенные на определенной целостной территории и объединяемые фактическим или перспективным совместным использованием в рамках единого производственно-территориального комплекса». Использование кадастров как научной базы о территориальных сочетаниях природных ресурсов поможет решить такие важные проблемы как приближение производства к источникам сырья, топливно-энергетическим ресурсам и районам потребления продукции, размещение производства с учетом рационального разделения общественного труда в мировой системе хозяйства. С учетом вышеизложенного настоящий раздел учебника предназначен для использования в учебном процессе в системе высшего экономического образования по направлению «Экономика природопользования» по дисциплинам: «Кадастры природных ресурсов», «Учет и социально-экономическая оценка природных ресурсов», «Комплексное управление природопользованием», «Экономика и экология», «Рациональное природопользование».

Читайте также:  Аппликация тема неживая природа

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Источник

Тема 4. Кадастры природных ресурсов

1) Понятие о кадастре природных ресурсов. Показатели экономической оценки, отражаемые в кадастрах природных ресурсов.

2) Виды отраслевых кадастров природных ресурсов

1) Понятие о кадастре природных ресурсов. Показатели экономической оценки, отражаемые в кадастрах природных ресурсов

Природно-ресурсный потенциал любой территории является основой социально-экономического развития и экологического благополучия. Поэтому правильная оценка имеющихся природных ресурсов в каждом регионе будет иметь решающее значение при принятии управленческих решений и реализации программ развития.

Эколого-правовая норма обязательности введения государственных кадастров природных ресурсов, их учета и социально-экономической оценки определена Законом РФ «Об охране окружающей среды».

Кадастровая форма предоставления природно-экономической информации о природных ресурсах является общепризнанной в мировой практике.

Кадастр природных ресурсов – это систематизированный свод сведений (количественных, качественных и территориально-адресных указателей), характеризующих определенный вид природных ресурсов, включая экономическую оценку и характер изменений состояния ресурсов под воздействием природных, техногенных и экономических факторов. Кроме того, кадастр может включать рекомендации по рационализации использования ресурсов и необходимым мерам их охраны.

Существующая система природно-ресурсных кадастров включает в себя следующие ключевые компоненты отраслевых кадастров:

  • государственную регистрацию природопользователей;
  • количественный учет природных ресурсов;
  • бонитировку (показатель продуктивности) и экономическую оценку природных ресурсов.

2) Виды отраслевых кадастров природных ресурсов

  1. земельный кадастр – свод сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель – включает данные регистрации землепользователей учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель;
  2. водный кадастр – систематизированный свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, водопользователях;
  3. лесной кадастр – систематизированный свод сведений об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда;
  4. кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых – свод сведений по каждому месторождению, характеризующих количество и качество основных и совместно залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, условия разработки, геолого-экономическую оценку месторождения, а также сведения о проявлениях полезных ископаемых;
  5. промысловый кадастр – свод данных о тех или иных объекта промысла, содержащий их качественную и количественную характеристику, сведения о динамике восстановления, допустимых нормах изъятия. К промысловым кадастрам относят кадастр охотничьих и рыбных ресурсов;
  6. кадастр особо охраняемых территорий, свод сведений о территориях с особым режимом использования (заповедниках, заказниках, национальных парках).
  1. обособленность различных кадастров не позволяет проводить комплексную оценку природно-ресурсного потенциала, а следовательно, существующая система кадастров не может обеспечить управление природопользованием на территориальном уровне;
  2. кадастровая информация охватывает не все природные ресурсы и объекты. Требуют серьезной разработки кадастры ресурсов растительного и животного мира, кадастры рекреационных и заповедных территорий;
  3. отраслевые кадастры несопоставимы по содержанию, кругу показателей. Отсутствуют оценки эффективности использования конкретного ресурса;
  4. кадастры ведутся федеральными ведомствами, им и принадлежит кадастровая информация, сосредоточенная в Москве. Порядок использования ведомственной информации в целом отсутствует, многие данные являются закрытыми;
  5. формы хранения и обновления кадастровой информации в значительной мере несовместимы с точки зрения методического и технического обеспечения.
  • по формам статистической (государственной и ведомственной) отчетности по запасам и состоянию природных ресурсов;
  • инструментальным путем: с помощью специальных технических средств (аэрокосмических, геодезических и т.п. методов), натуральных исследований;
  • плановыми инвентаризационными мероприятиями и мониторинговыми обследованиями состояния окружающей природной среды;
  • специальными (внеплановыми) обследованиями, связанными с проектной и предпроектной деятельностью, экспертизами, инспекциями.
Читайте также:  Графика способная моделировать образы живой природы называется

Источник

Оцените статью