Гос. Кадастровый учёт природных объектов
Осуществляется в целях получения достоверных сведений о состоянии природных компонентов, их качественных и количественных характеристиках.
Служит обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды.
Гос. кадастр природных объектов – систематизированный свод
документированных сведений о
качественных и количественных
собственниках и пользователях.
Виды кадастров определяются по объектам:
1. Гос. кадастр объектов недвижимости (кадастровый учёт земельных
2. Гос. кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых
(ст. 30-32 Закона «О недрах», ведёт фед. агентство по
— отражает сведения по каждому месторождению, характеристику
кол- ва и качества основных и совместно залегающих полезных
ископаемых, горно-технические, гидрологические, экологические и
иные условия разработки месторождения, их экономическая оценка.
3. Гос. лесной реестр (ст. 91 ЛК РФ) –
ведёт фед. агентство лесного хозяйства; отражает сведения о
правовом режиме лесного фонда: о видах лесов и категориях
защищённости, о качественном, количественном состоянии лесов;
информация о лесопользовании и лесопользователях, об охранных
(пожары, браконьеры) и защитных (борьба с вредителями)
мероприятиях; экономическая оценка леса.
Приказ Рослесхоза от 15.02.2012 N 54 «Об утверждении форм ведения гос. лесного реестра»
Приказ Рослесхоза от 30.05.2011 N 194 «О порядке ведения гос. лесного реестра»
4. Гос. водный реестр (ст. 31 ВК РФ) —
ведёт фед. агентство водных ресурсов
отражает сведения о водных объектах, об их водных ресурсах, о
водопользовании и пользователях, о природоохранных мероприятиях.
Постановление П. РФ от 28.04.2007 г. «О порядке ведения гос. водного реестра» N 253
5. Гос. кадастр объектов животного мира
(ст. 14 ФЗ «О животном мире» и Приказ Минприроды от 22.12.2011 N 963 «Об утверждении порядка ведения гос. учёта гос. кадастра и гос. мониторинга объектов животного мира»)
Отражает сведения о географическом распространении объектов животного мира, их численности; характеристика среды обитания, информация о хозяйственном использовании.
Ведёт фед. служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
В РФ также ведётся рыбохозяйственный реестр фед. агентством по рыболовству на основании Пост. П. РФ от 12.08.08 N 601 «О гос. рыбохозяйственном реестре»
и охотхозяйственный реестр (Приказ Минприроды от 06.09.2010 N 345)
В качестве самостоятельного кадастра в науке экологического права называется Красная книга.
(ст. 20 ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказ Минприроды от 30.09.2011 N 792)
7. Гос. кадастр особо охраняемых природных территорий (Приказ Минприроды от 19.03.2012 N 69 и какая-то статья)
ЭК. ЭКСПЕРТИЗА – установление соответствия документов и (или)
документации, обосновывающих намечаемую в связи с
реализацией объекта эк. экспертизы в хоз. и иную
деятельность экологическим требованиям, установленным
техническими регламентами и законодательством в области
охраны окр. среды в целях предотвращения негативного
воздействия такой деятельности на окр. среду.
1. государственная – проводят должностные лица органов спец. компетенции;
носит обязательный характер в случаях,
2. общественная – проводится до или одновременно с гос. эк. экспертизой;
её результаты не имеют юр. силы, рекомендательна.
Принципы экспертизы (ст. 3 ФЗ):
1) презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой
хозяйственной и иной деятельности;
2) обязательность проведения гос. эк. экспертизы до принятия решения о
реализации объектов (объекты см. в ФЗ);
3) комплексность оценки воздействия на окр. среду – учёт всех экологических
4) обязательность учёта требований экологической безопасности;
5) достоверность и полнота информации, предоставляемой на экологическую
6) независимость экспертов;
7) научная обоснованность, объективность и законность заключения эк.
8) принцип гласности, участие общественных организаций и учёт
9) принцип юр. ответственности участников эк. экспертизы (ст. 30 ФЗ
устанавливает виды нарушений законодательства об эк. экспертизе);
Объекты гос. эк. экспертизы закреплены в ст. 11 (фед. уровня) и 12 (рег. уровня) названного ФЗ.
Итоговым документов эк. экспертизы является заключение, которое может быть положительным или отрицательным; а также документы согласования органов гос. надзора и материалы обсуждения объекта гос. эк. экспертизы с гражданами и общественными организациями.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ – независимая комплексная документированная
оценка соблюдения субъектом хоз. и иной
деятельности требований, в том числе нормативов и
нормативных документов, в области охраны окр.
среды, требований международных стандартов и
подготовка рекомендаций по улучшению такой
деятельности. (ст. 1 ФЗ «Об охране окр. среды»)
На территории РФ может осуществляться как обязательный, так и добровольный аудит.
О порядке проведения практических работ по ведению экологического аудирования в РФ работает Приказ Госкомэкологии от 16.07.1998 г.
Эк. аудит на территории РФ является инструментом, позволяющим:
— существенно снизить затратность производств в части платежей за негативное
вредное воздействие на окр. среду,
— реконструировать и модернизировать предприятия и очистные сооружения с
целью снижения уровня негативного воздействия на окр. среду
1) оптимизация финансовых затрат предприятия с учётом эк. факторов;
2) минимизация рисков получения штрафов при проведении эк. мониторинга и
3) оптимизация порядка расчёта и внесения платы за негативное воздействие
на окр. среду с целью избежать установления повышающих коэффициентов;
4) предупреждение случаев возникновения экологического ущерба;
5) переход на международные стандарты и процедуры эк. управления;
6) снижение негативного воздействия на окр. среду;
7) реализация принципа «наилучшие доступные технологии без чрезмерных
8) повышение финансовых льгот, субсидий, кредитов для обоснования
ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ
Источник
Кадастры природных ресурсов
Подборка наиболее важных документов по запросу Кадастры природных ресурсов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовая природа государственного экологического мониторинга
(Сатаева Т.Ю.)
(«Журнал российского права», 2021, N 7) Некоторые специалисты рассматривают также государственный экологический мониторинг как разновидность функции учета природных объектов и ведения государственных кадастров . На наш взгляд, это утверждение является неверным. И государственный учет, и ведение государственных кадастров природных ресурсов и объектов являются отдельными организационно-правовыми средствами информационного обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования, входящими в состав эколого-правового механизма .
Статья: Нормативное закрепление принципов природоресурсного законодательства
(Минина Е.Л.)
(«Журнал российского права», 2021, N 6) Произошедшая впоследствии перестройка правового регулирования в рассматриваемой сфере общественных отношений привела к возникновению существенной дифференциации в статусе природных ресурсов — в частности, относительно допускаемых видов собственности и иных прав на каждый из них. Даже в таком вопросе, как ведение кадастров природных ресурсов, теоретическую и практическую основу которого в свое время блестяще разработала Е.Н. Колотинская , современные горное, водное, лесное, земельное и фаунистическое законодательство существенно разошлись. Ведется государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный кадастр объектов животного мира; при этом систематизированный свод документированной информации о лесах представляет собой государственный лесной реестр, систематизированный свод документированных сведений о водных объектах — государственный водный реестр, а государственный земельный кадастр с 2008 г. больше не существует .
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 30.12.2018 N 1775
(ред. от 06.02.2021)
«Об утверждении Правил установления или изменения границ территории морского порта, а также расширения территории морского порта» 14. Проект акта Правительства Российской Федерации об установлении границ территории морского порта подлежит согласованию с Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» (при установлении границ территории морского порта, расположенного на побережье акватории Северного морского пути) и высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Правовые ресурсы
Источник