Кадастры природных ресурсов классификация природных кадастров

Кадастры природных ресурсов их виды. Порядок составления и разработки

Для государственного учета и оценки природных ресурсов в соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды» используются государственные кадастры. Кадастровая форма предоставления информации о природных ресурсах является общепризнанной в мировой практике.

Кадастр природных ресурсов — систематизированный свод сведений о количе­ственном и качественном составе определенного вида природных ресурсов, включая их экономическую оценку и социально-экономическую значимость, а также субъектов прав на них.

Данные кадастров нужны для осуществления рационального использования природных ресурсов, определения их денежной оценки, продажной цены, систе­мы мер по восстановлению окружающей среды.

Выделяют отраслевые (включая государственные) и территориальные и када­стры.

Отраслевые кадастры — ведутся по отдельным элементам природной среды и включают:

— земельный кадастр — свод сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель. Содержит данные регистрации землепользователей учета ко­личества и качества земель, экономической оценки земель;

— водный кадастр — систематизированный свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, водопользователях;

— лесной кадастр — систематизированный свод сведений об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда;

— кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых — свод сведений по каждому месторождению, характеризующих количество и качество основных и совместно залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, условия разработки, геолого-экономическую оценку месторождения, а также све­дения о проявлениях полезных ископаемых;

— промысловый кадастр — свод данных о тех или иных объектах промысла, со­держащий их качественную и количественную характеристику, сведения о дина­мике восстановления, допустимых нормах изъятия. К промысловым кадастрам относят кадастр охотничьих и рыбных ресурсов;

Также к государственным кадастрам относятся:

— кадастр особо охраняемых территорий, содержащий сведения о территориях с особым режимом использования (заповедниках, заказниках, национальных пар­ках);

— Красная книга — список редких и находящихся под угрозой исчезновения организмов;

— Зеленая книга — свод данных о редких, исчезающих и типичных раститель­ных сообществах, нуждающихся в особой охране;

— документы о предприятиях природопользователях.

Территориальные кадастры охватывают все элементы окружающей среды на отдельной территории.

Сводная информация о совокупных природных ресурсах отдельного региона содержится в комплексных территориальных кадастрах природных ресурсов (КТКПР). Дополнительно включают сведения о правовом режиме природных ре­сурсов и природно-ресурсного потенциала в целом, о распределении природных ресурсов по собственности, пользователям и арендаторам.

Читайте также:  Амансил стройность от природы

Особое место в КТКПР занимает количественная оценка природно-ресурсного потенциала, поскольку природно-ресурсный потенциал любой территории явля­ется основой ее экономического развития.

Данные КТКПР используются в целях:

— обеспечения органов государственной власти и управления достоверной ин­формацией и средствами контроля, необходимыми для обеспечения рационального природопользования и охраны природно-ресурсного потенциала региона;

— организации размещения производительных сил;

— реализации инвестиционных целевых программ развития отдельных терри­торий;

— изменения структуры и базы налогообложения в регионе;

— обеспечения санитарной и экологической безопасности.

КТКПР можно рассматривать в двух аспектах.

1. Как банк территориально организованных данных о природно-ресурсном потенциале конкретной территории и экологической ситуации на определенный момент;

2. Как автоматизированную систему сопоставления этих данных, обосновы­вающую принятие конкретных решений в сфере управления природопользованием.

Все кадастры составляются на основе данных государственного учета. Поря­док организации, ведения и финансирования кадастров регулируется законода­тельством России и субъектов Федерации. Наиболее разработанными являются земельный и водный кадастры, кадастры лесных и рыбных ресурсов.

Информация КТКПР предоставляется в виде карт, таблиц и описаний на элек­тронных носителях.

Для составления кадастра используются данные инвентаризации природных ресурсов. Инвентаризация — выявление и периодический учет количества, качест­ва, динамики запасов и изменений в процессе эксплуатации различных видов природных ресурсов.

Показатели экономической оценки, отражаемые в кадастрах природных ресур­сов, делятся на исходные и расчетные.

Исходные показатели делятся на натуральные и экономические:

— объем запасов, количество природного ресурса в границах природного объекта (тонн, кубических метров, гектаров и др.);

— объем добычи, использования природного ресурса за год (тонн/год, ку­бических метров/год, гектаров/год);

— потери природного ресурса при добыче и переработке;

— количество и степень повреждения других природных ресурсов (как по­путно используемых, так и неиспользуемых);

2) экономические показатели:

— цена единицы количества продукции, полученной из природного ресурса (в зависимости от вида ресурсов и продукции могут приниматься цены мирового, внутреннего, регионального и местного рынков);

— цены побочной продукции, полученной из сопутствующих природных ресурсов;

— издержки по добыче, транспортировке, переработке, воспроизводству природного ресурса;

— стоимость (экономическая оценка) природных ресурсов, не используе­мых, но подвергаемых негативному воздействию.

Расчетные показатели экономической оценки природных ресурсов:

1) валовые показатели оценки запасов основного природного ресурса в грани­цах рассматриваемого природного объекта:

Читайте также:  Все виды природных ископаемых

— рентная оценка (чистый «сверхнормативный» доход),

— воспроизводственная оценка (для возобновимых природных ресурсов),

— суммарная оценка или совокупная стоимость ресурса для пользователя,

2) удельные показатели оценки запасов основного природного ресурса в рас­чете на единицу количества его запасов:

— удельная воспроизводственная оценка,

— удельная суммарная оценка;

3) дополнительные показатели (для собственников и пользователей природных ресурсов):

— воспроизводственные оценки других возобновимых природных ресур­сов, входящих в состав природного объекта;

— стоимость других невозобновимых природных ресурсов, входящих в со­став природного объекта.

Проблемы существующей системы ресурсных кадастров заключаются в сле­дующем:

— обособленность различных кадастров не позволяет проводить комплексную оценку природно-ресурсного потенциала;

— кадастровая информация охватывает не все природные ресурсы и объекты;

— отраслевые кадастры несопоставимы по содержанию, кругу показателей. Отсутствуют оценки эффективности использования конкретного ресурса.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем состоит проблема определения экономической ценности природы?

2. Как в экономических показателях учитывается экологический фактор?

3. Каковы принципы построения «зеленых» национальных счетов?

4. В чем состоит сущность концепции «готовность платить»? Что такое «излишек потребителя»?

5. В чем заключается ограниченность рыночной оценки при определении эко­номической ценности природы?

6. Раскройте сущность понятия «рента». Как образуется рентный доход?

7. Приведите формулу цены природного ресурса через показатель ренты?

10. В чем сущность затратного подхода при определении экономической цен­ности природы?

11. Что такое альтернативная стоимость?

12. Что такое кадастр природных ресурсов? Охарактеризуйте основные виды ка­дастров природных ресурсов?

Источник

Тема 4. Кадастры природных ресурсов

1) Понятие о кадастре природных ресурсов. Показатели экономической оценки, отражаемые в кадастрах природных ресурсов.

2) Виды отраслевых кадастров природных ресурсов

1) Понятие о кадастре природных ресурсов. Показатели экономической оценки, отражаемые в кадастрах природных ресурсов

Природно-ресурсный потенциал любой территории является основой социально-экономического развития и экологического благополучия. Поэтому правильная оценка имеющихся природных ресурсов в каждом регионе будет иметь решающее значение при принятии управленческих решений и реализации программ развития.

Эколого-правовая норма обязательности введения государственных кадастров природных ресурсов, их учета и социально-экономической оценки определена Законом РФ «Об охране окружающей среды».

Кадастровая форма предоставления природно-экономической информации о природных ресурсах является общепризнанной в мировой практике.

Кадастр природных ресурсов – это систематизированный свод сведений (количественных, качественных и территориально-адресных указателей), характеризующих определенный вид природных ресурсов, включая экономическую оценку и характер изменений состояния ресурсов под воздействием природных, техногенных и экономических факторов. Кроме того, кадастр может включать рекомендации по рационализации использования ресурсов и необходимым мерам их охраны.

Читайте также:  Гигиенические факторы физические упражнения оздоровительные силы природы является

Существующая система природно-ресурсных кадастров включает в себя следующие ключевые компоненты отраслевых кадастров:

  • государственную регистрацию природопользователей;
  • количественный учет природных ресурсов;
  • бонитировку (показатель продуктивности) и экономическую оценку природных ресурсов.

2) Виды отраслевых кадастров природных ресурсов

  1. земельный кадастр – свод сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель – включает данные регистрации землепользователей учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель;
  2. водный кадастр – систематизированный свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, водопользователях;
  3. лесной кадастр – систематизированный свод сведений об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда;
  4. кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых – свод сведений по каждому месторождению, характеризующих количество и качество основных и совместно залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, условия разработки, геолого-экономическую оценку месторождения, а также сведения о проявлениях полезных ископаемых;
  5. промысловый кадастр – свод данных о тех или иных объекта промысла, содержащий их качественную и количественную характеристику, сведения о динамике восстановления, допустимых нормах изъятия. К промысловым кадастрам относят кадастр охотничьих и рыбных ресурсов;
  6. кадастр особо охраняемых территорий, свод сведений о территориях с особым режимом использования (заповедниках, заказниках, национальных парках).
  1. обособленность различных кадастров не позволяет проводить комплексную оценку природно-ресурсного потенциала, а следовательно, существующая система кадастров не может обеспечить управление природопользованием на территориальном уровне;
  2. кадастровая информация охватывает не все природные ресурсы и объекты. Требуют серьезной разработки кадастры ресурсов растительного и животного мира, кадастры рекреационных и заповедных территорий;
  3. отраслевые кадастры несопоставимы по содержанию, кругу показателей. Отсутствуют оценки эффективности использования конкретного ресурса;
  4. кадастры ведутся федеральными ведомствами, им и принадлежит кадастровая информация, сосредоточенная в Москве. Порядок использования ведомственной информации в целом отсутствует, многие данные являются закрытыми;
  5. формы хранения и обновления кадастровой информации в значительной мере несовместимы с точки зрения методического и технического обеспечения.
  • по формам статистической (государственной и ведомственной) отчетности по запасам и состоянию природных ресурсов;
  • инструментальным путем: с помощью специальных технических средств (аэрокосмических, геодезических и т.п. методов), натуральных исследований;
  • плановыми инвентаризационными мероприятиями и мониторинговыми обследованиями состояния окружающей природной среды;
  • специальными (внеплановыми) обследованиями, связанными с проектной и предпроектной деятельностью, экспертизами, инспекциями.

Источник

Оцените статью