Кадастры природных ресурсов их виды. Порядок составления и разработки
Для государственного учета и оценки природных ресурсов в соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды» используются государственные кадастры. Кадастровая форма предоставления информации о природных ресурсах является общепризнанной в мировой практике.
Кадастр природных ресурсов — систематизированный свод сведений о количественном и качественном составе определенного вида природных ресурсов, включая их экономическую оценку и социально-экономическую значимость, а также субъектов прав на них.
Данные кадастров нужны для осуществления рационального использования природных ресурсов, определения их денежной оценки, продажной цены, системы мер по восстановлению окружающей среды.
Выделяют отраслевые (включая государственные) и территориальные и кадастры.
Отраслевые кадастры — ведутся по отдельным элементам природной среды и включают:
— земельный кадастр — свод сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель. Содержит данные регистрации землепользователей учета количества и качества земель, экономической оценки земель;
— водный кадастр — систематизированный свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, водопользователях;
— лесной кадастр — систематизированный свод сведений об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда;
— кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых — свод сведений по каждому месторождению, характеризующих количество и качество основных и совместно залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, условия разработки, геолого-экономическую оценку месторождения, а также сведения о проявлениях полезных ископаемых;
— промысловый кадастр — свод данных о тех или иных объектах промысла, содержащий их качественную и количественную характеристику, сведения о динамике восстановления, допустимых нормах изъятия. К промысловым кадастрам относят кадастр охотничьих и рыбных ресурсов;
Также к государственным кадастрам относятся:
— кадастр особо охраняемых территорий, содержащий сведения о территориях с особым режимом использования (заповедниках, заказниках, национальных парках);
— Красная книга — список редких и находящихся под угрозой исчезновения организмов;
— Зеленая книга — свод данных о редких, исчезающих и типичных растительных сообществах, нуждающихся в особой охране;
— документы о предприятиях природопользователях.
Территориальные кадастры охватывают все элементы окружающей среды на отдельной территории.
Сводная информация о совокупных природных ресурсах отдельного региона содержится в комплексных территориальных кадастрах природных ресурсов (КТКПР). Дополнительно включают сведения о правовом режиме природных ресурсов и природно-ресурсного потенциала в целом, о распределении природных ресурсов по собственности, пользователям и арендаторам.
Особое место в КТКПР занимает количественная оценка природно-ресурсного потенциала, поскольку природно-ресурсный потенциал любой территории является основой ее экономического развития.
Данные КТКПР используются в целях:
— обеспечения органов государственной власти и управления достоверной информацией и средствами контроля, необходимыми для обеспечения рационального природопользования и охраны природно-ресурсного потенциала региона;
— организации размещения производительных сил;
— реализации инвестиционных целевых программ развития отдельных территорий;
— изменения структуры и базы налогообложения в регионе;
— обеспечения санитарной и экологической безопасности.
КТКПР можно рассматривать в двух аспектах.
1. Как банк территориально организованных данных о природно-ресурсном потенциале конкретной территории и экологической ситуации на определенный момент;
2. Как автоматизированную систему сопоставления этих данных, обосновывающую принятие конкретных решений в сфере управления природопользованием.
Все кадастры составляются на основе данных государственного учета. Порядок организации, ведения и финансирования кадастров регулируется законодательством России и субъектов Федерации. Наиболее разработанными являются земельный и водный кадастры, кадастры лесных и рыбных ресурсов.
Информация КТКПР предоставляется в виде карт, таблиц и описаний на электронных носителях.
Для составления кадастра используются данные инвентаризации природных ресурсов. Инвентаризация — выявление и периодический учет количества, качества, динамики запасов и изменений в процессе эксплуатации различных видов природных ресурсов.
Показатели экономической оценки, отражаемые в кадастрах природных ресурсов, делятся на исходные и расчетные.
Исходные показатели делятся на натуральные и экономические:
— объем запасов, количество природного ресурса в границах природного объекта (тонн, кубических метров, гектаров и др.);
— объем добычи, использования природного ресурса за год (тонн/год, кубических метров/год, гектаров/год);
— потери природного ресурса при добыче и переработке;
— количество и степень повреждения других природных ресурсов (как попутно используемых, так и неиспользуемых);
2) экономические показатели:
— цена единицы количества продукции, полученной из природного ресурса (в зависимости от вида ресурсов и продукции могут приниматься цены мирового, внутреннего, регионального и местного рынков);
— цены побочной продукции, полученной из сопутствующих природных ресурсов;
— издержки по добыче, транспортировке, переработке, воспроизводству природного ресурса;
— стоимость (экономическая оценка) природных ресурсов, не используемых, но подвергаемых негативному воздействию.
Расчетные показатели экономической оценки природных ресурсов:
1) валовые показатели оценки запасов основного природного ресурса в границах рассматриваемого природного объекта:
— рентная оценка (чистый «сверхнормативный» доход),
— воспроизводственная оценка (для возобновимых природных ресурсов),
— суммарная оценка или совокупная стоимость ресурса для пользователя,
2) удельные показатели оценки запасов основного природного ресурса в расчете на единицу количества его запасов:
— удельная воспроизводственная оценка,
— удельная суммарная оценка;
3) дополнительные показатели (для собственников и пользователей природных ресурсов):
— воспроизводственные оценки других возобновимых природных ресурсов, входящих в состав природного объекта;
— стоимость других невозобновимых природных ресурсов, входящих в состав природного объекта.
Проблемы существующей системы ресурсных кадастров заключаются в следующем:
— обособленность различных кадастров не позволяет проводить комплексную оценку природно-ресурсного потенциала;
— кадастровая информация охватывает не все природные ресурсы и объекты;
— отраслевые кадастры несопоставимы по содержанию, кругу показателей. Отсутствуют оценки эффективности использования конкретного ресурса.
Контрольные вопросы и задания
1. В чем состоит проблема определения экономической ценности природы?
2. Как в экономических показателях учитывается экологический фактор?
3. Каковы принципы построения «зеленых» национальных счетов?
4. В чем состоит сущность концепции «готовность платить»? Что такое «излишек потребителя»?
5. В чем заключается ограниченность рыночной оценки при определении экономической ценности природы?
6. Раскройте сущность понятия «рента». Как образуется рентный доход?
7. Приведите формулу цены природного ресурса через показатель ренты?
10. В чем сущность затратного подхода при определении экономической ценности природы?
11. Что такое альтернативная стоимость?
12. Что такое кадастр природных ресурсов? Охарактеризуйте основные виды кадастров природных ресурсов?
Источник
Тема 4. Кадастры природных ресурсов
1) Понятие о кадастре природных ресурсов. Показатели экономической оценки, отражаемые в кадастрах природных ресурсов.
2) Виды отраслевых кадастров природных ресурсов
1) Понятие о кадастре природных ресурсов. Показатели экономической оценки, отражаемые в кадастрах природных ресурсов
Природно-ресурсный потенциал любой территории является основой социально-экономического развития и экологического благополучия. Поэтому правильная оценка имеющихся природных ресурсов в каждом регионе будет иметь решающее значение при принятии управленческих решений и реализации программ развития.
Эколого-правовая норма обязательности введения государственных кадастров природных ресурсов, их учета и социально-экономической оценки определена Законом РФ «Об охране окружающей среды».
Кадастровая форма предоставления природно-экономической информации о природных ресурсах является общепризнанной в мировой практике.
Кадастр природных ресурсов – это систематизированный свод сведений (количественных, качественных и территориально-адресных указателей), характеризующих определенный вид природных ресурсов, включая экономическую оценку и характер изменений состояния ресурсов под воздействием природных, техногенных и экономических факторов. Кроме того, кадастр может включать рекомендации по рационализации использования ресурсов и необходимым мерам их охраны.
Существующая система природно-ресурсных кадастров включает в себя следующие ключевые компоненты отраслевых кадастров:
- государственную регистрацию природопользователей;
- количественный учет природных ресурсов;
- бонитировку (показатель продуктивности) и экономическую оценку природных ресурсов.
2) Виды отраслевых кадастров природных ресурсов
- земельный кадастр – свод сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель – включает данные регистрации землепользователей учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель;
- водный кадастр – систематизированный свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, водопользователях;
- лесной кадастр – систематизированный свод сведений об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда;
- кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых – свод сведений по каждому месторождению, характеризующих количество и качество основных и совместно залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, условия разработки, геолого-экономическую оценку месторождения, а также сведения о проявлениях полезных ископаемых;
- промысловый кадастр – свод данных о тех или иных объекта промысла, содержащий их качественную и количественную характеристику, сведения о динамике восстановления, допустимых нормах изъятия. К промысловым кадастрам относят кадастр охотничьих и рыбных ресурсов;
- кадастр особо охраняемых территорий, свод сведений о территориях с особым режимом использования (заповедниках, заказниках, национальных парках).
- обособленность различных кадастров не позволяет проводить комплексную оценку природно-ресурсного потенциала, а следовательно, существующая система кадастров не может обеспечить управление природопользованием на территориальном уровне;
- кадастровая информация охватывает не все природные ресурсы и объекты. Требуют серьезной разработки кадастры ресурсов растительного и животного мира, кадастры рекреационных и заповедных территорий;
- отраслевые кадастры несопоставимы по содержанию, кругу показателей. Отсутствуют оценки эффективности использования конкретного ресурса;
- кадастры ведутся федеральными ведомствами, им и принадлежит кадастровая информация, сосредоточенная в Москве. Порядок использования ведомственной информации в целом отсутствует, многие данные являются закрытыми;
- формы хранения и обновления кадастровой информации в значительной мере несовместимы с точки зрения методического и технического обеспечения.
- по формам статистической (государственной и ведомственной) отчетности по запасам и состоянию природных ресурсов;
- инструментальным путем: с помощью специальных технических средств (аэрокосмических, геодезических и т.п. методов), натуральных исследований;
- плановыми инвентаризационными мероприятиями и мониторинговыми обследованиями состояния окружающей природной среды;
- специальными (внеплановыми) обследованиями, связанными с проектной и предпроектной деятельностью, экспертизами, инспекциями.
Источник