Кадастры природных ресурсов комплексный территориальный кадастр природных

Тема 4. Кадастры природных ресурсов

1) Понятие о кадастре природных ресурсов. Показатели экономической оценки, отражаемые в кадастрах природных ресурсов.

2) Виды отраслевых кадастров природных ресурсов

1) Понятие о кадастре природных ресурсов. Показатели экономической оценки, отражаемые в кадастрах природных ресурсов

Природно-ресурсный потенциал любой территории является основой социально-экономического развития и экологического благополучия. Поэтому правильная оценка имеющихся природных ресурсов в каждом регионе будет иметь решающее значение при принятии управленческих решений и реализации программ развития.

Эколого-правовая норма обязательности введения государственных кадастров природных ресурсов, их учета и социально-экономической оценки определена Законом РФ «Об охране окружающей среды».

Кадастровая форма предоставления природно-экономической информации о природных ресурсах является общепризнанной в мировой практике.

Кадастр природных ресурсов – это систематизированный свод сведений (количественных, качественных и территориально-адресных указателей), характеризующих определенный вид природных ресурсов, включая экономическую оценку и характер изменений состояния ресурсов под воздействием природных, техногенных и экономических факторов. Кроме того, кадастр может включать рекомендации по рационализации использования ресурсов и необходимым мерам их охраны.

Существующая система природно-ресурсных кадастров включает в себя следующие ключевые компоненты отраслевых кадастров:

  • государственную регистрацию природопользователей;
  • количественный учет природных ресурсов;
  • бонитировку (показатель продуктивности) и экономическую оценку природных ресурсов.

2) Виды отраслевых кадастров природных ресурсов

  1. земельный кадастр – свод сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель – включает данные регистрации землепользователей учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель;
  2. водный кадастр – систематизированный свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, водопользователях;
  3. лесной кадастр – систематизированный свод сведений об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда;
  4. кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых – свод сведений по каждому месторождению, характеризующих количество и качество основных и совместно залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, условия разработки, геолого-экономическую оценку месторождения, а также сведения о проявлениях полезных ископаемых;
  5. промысловый кадастр – свод данных о тех или иных объекта промысла, содержащий их качественную и количественную характеристику, сведения о динамике восстановления, допустимых нормах изъятия. К промысловым кадастрам относят кадастр охотничьих и рыбных ресурсов;
  6. кадастр особо охраняемых территорий, свод сведений о территориях с особым режимом использования (заповедниках, заказниках, национальных парках).
  1. обособленность различных кадастров не позволяет проводить комплексную оценку природно-ресурсного потенциала, а следовательно, существующая система кадастров не может обеспечить управление природопользованием на территориальном уровне;
  2. кадастровая информация охватывает не все природные ресурсы и объекты. Требуют серьезной разработки кадастры ресурсов растительного и животного мира, кадастры рекреационных и заповедных территорий;
  3. отраслевые кадастры несопоставимы по содержанию, кругу показателей. Отсутствуют оценки эффективности использования конкретного ресурса;
  4. кадастры ведутся федеральными ведомствами, им и принадлежит кадастровая информация, сосредоточенная в Москве. Порядок использования ведомственной информации в целом отсутствует, многие данные являются закрытыми;
  5. формы хранения и обновления кадастровой информации в значительной мере несовместимы с точки зрения методического и технического обеспечения.
  • по формам статистической (государственной и ведомственной) отчетности по запасам и состоянию природных ресурсов;
  • инструментальным путем: с помощью специальных технических средств (аэрокосмических, геодезических и т.п. методов), натуральных исследований;
  • плановыми инвентаризационными мероприятиями и мониторинговыми обследованиями состояния окружающей природной среды;
  • специальными (внеплановыми) обследованиями, связанными с проектной и предпроектной деятельностью, экспертизами, инспекциями.
Читайте также:  Жидкая природная ископаемая смесь углеводородов широкого физико химического состава

Источник

Порядок формирования комплексного территориального кадастра природных ресурсов

Система комплексных территориальных кадастров природных ресурсов и объектов (далее КТКПР) формируется для обеспечения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления достоверной информацией о состоянии природно-ресурсного потенциала в Российской Федерации. КТКПР является частью территориальной информационной системы и представляет собой государственный свод системно- организованных данных о природных ресурсах и природных объектах в границах административной территории (субъект Российской Федерации, округ, район), предназначенных для обеспечения процесса принятия управленческих решений по вопросам охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности. Комплексность информации в КТКПР достигается путем использования расчетных интегральных показателей, итеративных экспертных оценок на основе анализа кадастровых и других данных по учету отдельных природных ресурсов, а также данных экологического мониторинга и государственной статистики. КТКПР создается на основе современных геоинформационных и телекоммуникационных технологий, что означает включение в него систем создания и поддержания цифровых кадастровых карт и планов, баз данных по учету природных ресурсов и загрязнения природных сред, а также технических и программных средств для работы в различных режимах удаленного доступа. Таким образом, КТКПР представляет собой распределенную информационную систему, в которой, с ориентацией на конечного пользователя, можно выделить три подсистемы: 1) информационно-справочная подсистема; 2) сопровождающая подсистема; 3) подсистема расширения.

В состав КТКПР на первом этапе входят автоматизированные базы кадастров.

При формировании и ведении КТКПР используются компьютерные системы сбора, обработки, хранения и предоставления кадастровой информации. Информация КТКПР должна быть представлена в виде географических карт, таблиц и описаний на электронных и бумажных носителях и унифицирована по масштабам карт, стандартам по сбору данных, родам классификаций, требованиям режимов использования и методикам социально-экономической оценки. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют работу по формированию КТКПР на подведомственной территории. Для этих целей они могут создавать территориальные кадастровые центры. По решению государственных органов управления субъектов Федерации функциями ТКЦ могут наделяться управления по природопользованию в составе правительств и администраций, комитеты по экологии и природопользованию Минприроды России, другие государственные учреждения и организации, к компетенции которых относятся указанные вопросы.

Читайте также:  Видовой состав природной экосистемы примеры

60. Природно-ресурсный потенциал ландшафтов

Ландшафт выполняет средообразующие, ресурсосодержащие и ресурсовоспроизводящие функции. Природно-ресурсный потенциал ландшафта является мерой возможного выполнения им этих функций. Определив Природно-ресурсный потенциал, можно оценить способность ландшафта удовлетворять потребности общества (сельскохозяйственные, водохозяйственные, промышленные и т.д.). Для этого выделяют природно-ресурсные потенциалы ландшафта: биотический, водный, минерально-ресурсный, строительный, рекреационный, природоохранный, самоочищения. Природно-ресурсный потенциал – это не максимальный запас ресурсов, а та его часть, использование которой не приводит к нарушению ландшафта. Изъятие из геосистемы вещества и энергии возможно столько, сколько не приведёт к нарушению способности саморегулирования и самовосстановления. Биотический потенциал характеризует способность ландшафта продуцировать биомассу. Биотический потенциал поддерживает почвообразование или восстанавливает плодородие почвы. Водный потенциал выражается в способности ландшафта использовать получаемую воду не только растительностью, но и образовывать относительно замкнутый круговорот воды, пригодный для нужд человека. Минерально-ресурным потенциалом ландшафта считают накопленные в течение геологических периодов отдельные вещества, строительные материалы, минералы, энергоносители, которые используют для нужд общества. Такие ресурсы в ходе геологических циклов могут быть возобновимыми (леса) и невозобновимыми (несоизмеримы с этапами развития человеческого общества и скоростью их расхода). Строительный потенциал предусматривает использование природных условий ландшафта для размещения строящегося объекта и выполнения им заданных функций. Рекреационный потенциал – совокупность природных условий ландшафта, положительно влияющих на человеческий организм. Выделяют рекреационные ресурсы и рекреационные ландшафты. Рекреационные ресурсы используют для отдыха, лечения, туризма, а рекреационные ландшафты выполняют рекреационные функции (зелёные зоны, лесопарки, курорты, живописные места и т. д.). Природоохранный потенциал обеспечивает сбережение биологического разнообразия, устойчивость и восстановление геосистем. Потенциал самоочищения определяет способность ландшафта разлагать, выносить загрязняющие вещества и устранять их вредное воздействие

Источник

Экономические методы регулирования охраны о.С. Введение.

За последние годы в экономике России стали формироваться тенденции активного применения экономических методов регулирования охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

Читайте также:  Искусственный интеллект и природа

В первую очередь это введение платы за загрязнение окружающей природной среды и использование природных ресурсов, а также создание соответствующих фондов по формированию и использованию средств от взимания платежей.

Подобные механизмы уже существовали в международной практике управления природопользованием (США, Япония, Польша) и подтвердили свою эффективность.

Исходя из анализа существующей практики, а также тенденций на ближайшую перспективу, формирование экономического механизма природопользования в условиях перехода к рынку происходит в следующих направлениях:

1. Учет и социально-экономическая оценка природно-ресурсного потенциала и экологического состояния территорий.

Ведение комплексных территориальных кадастров природных ресурсов, а также кадастров отдельных видов природных ресурсов.

2. Финансово-кредитный механизм природопользования.

Совершенствование системы финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды из средств бюджетов различных уровней.

Привлечение средств за счет фондов экологического страхования.

3. Экологическое страхование.

Внедрение обязательного и добровольного экологического страхования для покрытия непредвиденных расходов, возникающих в результате аварий. Развитие системы экологического страхования стихийных бедствий.

5. Экономическое стимулирование.

6. Введение рынка экологических работ и услуг.

Развитие платных работ и услуг природоохранного назначения.

7. Платность природопользования.

Развитие видов платы за пользование природными ресурсами в увязке с налоговой системой.

Совершенствование платы за загрязнение окружающей среды.

8. Совершенствование организационно-экономических методов природопользования.

Договоры и лицензии на комплексное природопользование.

Комплексный территориальный кадастр природных ресурсов.

Переходный период в социально-экономическом развитии России требует особого внимания к проблемам формирования адекватной системы управления рациональным использованием природных ресурсов и охраны окружающей природной среды. Информационной основой региональной системы управления рациональным природопользованием является комплексный территориальный кадастр природных ресурсов (КТКПР).

Для создания системы КТКПР необходимо решить следующие задачи, которые можно сгруппировать в три крупные группы:

  • сбор информации;
  • обработка и сопоставление информации;
  • использование информации.

Источник

Оцените статью