Кадастры природных ресурсов виды кадастров природных ресурсов

Кадастры природных ресурсов

В Российской Федерации в качестве основной формы реализации учетной функции управления природопользованием действуют государственные кадастры: земельный, лесной, водный, запасы полезных ископаемых. Указанные кадастры вводятся для учета количественных характеристик природных ресурсов и их качества. Помимо государственных кадастров природных ресурсов имеется рад других кадастров: кадастр мелиоративного состояния орошаемых и осушенных земель, промысловый и др.

Кадастрами природных ресурсов (cadastre; inventory; фр. cadastre, от греч. katastichun — лист, реестр) называется свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих количество и качество природного ресурса, состав и категории природопользователей.

Данные кадастров лежат в основе рационального использования природных ресурсов, охраны природной среды, на их базе определяется денежная оценка природного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению и оздоровлению окружающей среды.

Единого кадастра природных ресурсов не существует. Кадастры представлены по видам природного ресурса. По общим их целям и структуре все они образуют единую экономико-правовую схему. Кадастры бывают двух видов: территориальные и отраслевые.

Территориальные кадастры — это кадастры, которые ведутся в отдельной

территории и охватывают все элементы окружающей среды в данной территории.

Отраслевые кадастры ведутся уже по отдельным элементам. Различают водный, земельный, лесной и другие кадастры.

Кадастр основывается на топографической съемке границ участков недвижимой собственности, которым присваиваются надлежащие обозначения.

Данные кадастров используются при установлении налогов, платы за пользование природными ресурсами, для оценки стоимости объектов при их аренде, залоге, продаже.

Нормирование в области охраны окружающей среды

На всех этапах жизненного цикла предприятие организует приро­доохранную деятельность с учетом нормативов в области охраны ок­ружающей среды.

Федеральным законом «Об охране окружающей среды» установ­лены основы нормирования (ст. 19), требования к нормированию (ст. 20), нормативы качества окружающей среды (ст. 21) и норма­тивы допустимого воздействия на окружающую среду (ст.ст. 22—28).

Одним из основных путей ограничения негативного влияния на биосферу является нормирование (установление норм) допустимых уровней воздействия на отдельные экосис­темы и компоненты всей биосферы. Нормирование качества окружающей среды — одна из центральных идей как Закона РСФСР от 19.12.91 № 206-1 «Об охране окружающей природ­ной среды», так и сменившего его Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Качество природной среды совокупность показателей со­стояния ее экологических систем, которое постоянно и неизменно обеспечивает (или не обеспечивает) полноценные процессы об­мена веществ и энергии в природе, между природой и челове­ком, а также условия для воспроизводства жизни. Качество при­роды обеспечивается самой природой путем саморегуляции, самоочищения от вредных для нее веществ. Качество ОС характеризуется совокупностью химических, физических, биологических и иных ее показателей.

Читайте также:  Истинный любитель северной природы навсегда сохранит неизгладимые впечатления от дремучей реки чуны

Благоприятная окружающая среда — такая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естествен­ных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Нормирование в области охраны ОС — деятельность по ус­тановлению:

  • нормативов (показателей) качества ОС;
  • нормативов допустимого воздействия на ОС при осу­ществлении хозяйственной и иной деятельности;
  • иных нормативов в области охраны ОС;
  • государственных стандартов и иных нормативных доку­ментов в области охраны ОС.
  • установление оснований для разработки или пересмотра
  • нормативов; в научно-исследовательские работы по обоснованию нор­мативов;
  • экспертизу, утверждение и опубликование в установ­ленном порядке;
  • контроль за применением и соблюдением нормативов;
  • формирование и ведение единой информационной базы данных;
  • оценку и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения нормативов.
  • медицинском — пороговом уровне угрозы здоровью че­ловека, его генетической программе;
  • технологическом — способности экономики техниче­скими средствами обеспечить выполнение установлен­ных пределов воздействия на человека и среду его оби­тания;
  • научно-техническом — способности с помощью техни­ческих средств контролировать соблюдение пределов всех видов антропогенного воздействия на человека и окружающую его среду.
  • презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений реализации объекта экологической экспертизы;
  • комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
  • обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
  • достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
  • независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
  • научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
  • гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
  • ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, качество, проведение экологической экспертизы.
  • любые проектные и предпроектные документы;
  • новая техника и технология;
  • продукция, сырье и материалы, вещества;
  • проекты стандартов и нормативов.
  • выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы,
  • получать информацию о результатах ее проведения, о начале и результатах ее проведения.
  • осуществлять иные действия в области экологической экспертизы, не противоречащие законодательству РФ.
  • получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе,
  • знакомиться с нормативно-технической документацией,
  • участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы
  • участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы (Статья 22).
  • простой — до 30 дней с возможным продлением ее до 45 дней;
  • средней сложности — до 45 дней с возможным продлением её до 60 дней;
  • сложной — до 90 дней с возможным продлением ее до 120дней.

Источник

Виды кадастров природных ресурсов

Кадастры – это систематизированная система сведений о количественном и качественном состоянии природных ресурсов, их экономической, экологической оценке и социальном значении, а также о составе и категориях пользователей. Кадастры служат основой планирования и информационного обеспечения использования и охраны окружающей среды, в целом управления ими.

Читайте также:  Дизайн квартир природный стиль

Порядок ведения кадастров устанавливается в основном или федеральным законом, или постановлениями Правительства.

На сегодняшний день в РФ существуют следующие виды кадастров, имеющих статус государственных и формируемых в зависимости от объекта учета – природного ресурса:

1) земельный кадастр – это систематизированный свод получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков документированных сведений о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель РФ и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектах. Документы земельного кадастра делятся:

– на основные

– Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты;

вспомогательные

– книги учета документов, выданных сведений, каталоги координат пунктов опорной межевой сети;

производные

– документы, содержащие перечни земель, находящихся в собственности РФ, ее субъектов, муниципальных образований, доклады о состоянии и об использовании земельных ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры и иные справочные аналитические документы.

2) лесной кадастр – свод сведений о правовом режиме лесного фонда, количественном и качественном состоянии лесов РФ, в том числе о составе древесных пород, возрастном составе леса, групп и категорий защитности, экономической оценке и др.;

3) кадастр животного мира – систематизированные сведения о географическом распространении, численности, составе, хозяйственном использовании, мерах охраны, о среде обитания объектов животного мира;

4) водный кадастр – это систематизированный свод данных о водных объектах и их водных ресурсах, их использовании, категориях пользователей;

5) кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых включает систематизированные сведения по каждому месторождению о количестве и качестве основных и совместно залегающих ископаемых, условиях их разработки, геоэкономической оценке;

6) кадастр особо охраняемых природных территорий – свод данных о статусе, географическом положении и границах, режиме особой охраны, природопользователях, научной, экологической и иной ценности этих территорий;

7) кадастр отходов включает сведения об отходах с учетом их опасности, источниках образования, мерах по использованию, местах размещения и т. п.;

8) территориальные кадастры природных ресурсов и объекта содержат данные о местоположении, количестве и качестве природных ресурсов, их социально-экономическую и экологическую оценку. Они носят комплексный характер, так как отражают сведения о всех природных ресурсах на территории субъекта РФ

Понятие, задачи и содержание внутрихозяйственного землеустройства.

Читайте также:  Воздух какая природная смесь

Внутрихозяйственное землеустройство – это комплекс мероприятий по организации рационального использования и охраны земли и связанных с ней средств производства в конкретных сельскохозяйственных предприятиях, заключающийся в организации территории и производства хозяйств, осуществляемый на основе проекта.

Цель – организация рационального использования и охраны земель с/х назначения и иных земель используемых гражданами и юридическими лицами для ведения с/х производства, а также земель, используемых общинами и гражданами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и ДВ РФ для обеспечения их традиционного образа жизни.

Содержание проекта внутрихозяйственного ЗУ складывается из 7-ми составных частей:

1. Размещение производственных подразделений и хозяйственных центров

2. Размещение внутрихозяйственных (магистральных) дорог, водохозяйственных и других общехозяйственных (магистральных) дорог, водохозяйственных и иных общехозяйственных инженерных сооружений и объектов общехозяйственного назначения.

3. Организация угодий и севооборотов

4. Устройство территории севооборотов

5. Устройство территории плодово-ягодных насаждений

6. Устройство территории пастбищ

7. Устройство территории сенокосов

Утвержденный в установленном порядке проект переносится в натуру. Землевладельцы, землепользователи и заинтересованным организациям выдаются соответствующие документы.

Цифровые модели местности, планы, карты.

Планом называется уменьшенное подобное изображение горизонтальной проекции небольшого участка местности.

Для составления плана местности расположенные на ней точки проецируют на уровенную поверхность по направлению отвесных линий. Ввиду малости участка отвесные линии оказываются практически параллельными, а фрагмент уровенной поверхности может рассматриваться как плоскость. Полученную проекцию местности уменьшают и изображают на плане. Степень уменьшения характеризуется масштабом плана.

Картой называют уменьшенное и обобщённое изображение на плоскости всей земной поверхности или значительных её частей. Для изготовления карты объекты местности проецируют на поверхность земного эллипсоида и полученное изображение переносят на плоскость.

Топографические карты в России издают в поперечной цилиндрической проекции Гаусса — равноугольной проекции, в которой прямыми линиями без искажений изображаются осевой меридиан зоны и экватор.

В условиях применения компьютерных технологий, наряду с изображениями местности на бумажных носителях — картами и планами, используются их цифровые аналоги.

Цифровой моделью местности (ЦММ) называется представленное в виде цифровых кодов и хранимое на магнитных носителях логико-математическое описание местности, адекватное по содержанию плану местности. Основным содержанием ЦММ является топографическая информация: координаты и высоты точек, очертания объектов, их свойства. ЦММ содержит и общую информацию — название участка, систему координат и высот и др.

Цифровой картой называют цифровую модель значительного участка земной поверхности, сформированную с учётом генерализации изображаемых объектов и принятой картографической проекции.

Электронной картой называется изображение местности на экране дисплея, полученное на основе цифровой карты.

Источник

Оцените статью