Как гегель рассматривал природу

Философия абсолютного идеализма Гегеля

В статье, посвященной Гегелю, которая была опубликована в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфорна, русским философом В. С. Соловьевым было отмечено, что Гегель является единственным философом в полном смысле этого слова, так как из всего многообразия философов, только для него философия всегда оставалась всем.

Структура и философская система Гегеля

Система философии Гегеля, которая была опубликована в таких трудах, как : «Феноменология духа» (1807 год), «Наука логики» (1812 – 1816 годы), «Энциклопедия философских наук» (1817 год) и прочих, получила название абсолютного идеализма.

В качестве философа, Гегель являлся представителем объективного идеализма, в основе которого находится первичность духа и сознания, философ рассматривал природу и материю в качестве вторичных и производных объектов. Однако на каком основании он называл свой идеализм абсолютным?

В качестве основной категории в системе его философских взглядов выступала категория «абсолютной идеи». Чем является абсолютная идея, которая, согласно его позиции, выступает в качестве единственного предмета и содержания философии?

В работах Гегеля выделены отличающиеся трактовки абсолютной идеи. С позиции логического объяснения данные конструкты сложно назвать трактовками, однако это является свойством, которое присуще всем фундаментальным понятиям.

Являясь рационализмом, Гегель, характеризуя абсолютную идею, становится в некотором смысле поэтом: «Только лишь абсолютная идея является бытием, которое не переходит в жизнь. Лишь идея может познать себя как истину и являться истиной».

Философ отмечает, что формальное описание термина «абсолютная идея» не раскрывает ее смысла: «Естественно, можно реализовывать пустые рассуждения о сущности абсолютной идеи, однако истинное содержание идеи заключается лишь в таком конструкте, как целостная система…».

Исходя их этого, для понимания сущности конструкта «абсолютная идея» необходимо опираться на гегелевскую систему, наиболее целостная и законченная трактовка которой описана в труде «Энциклопедия философских наук».

Читайте также:  Где нет почвы природная зона

Первым и основным определением абсолютной идеи, согласно Гегелю, выступает ум. Абсолютная идея представлена в разуме, мышлении, разумном мышлении, которые выступают в качестве субстанциальных первооснов и сущности всех вещей. Как субстанция, абсолютная идея имеет атрибут всеобщности.

Однако, абсолютная идея представлена не только мышлением. Как отмечает философ: «Она представлена единством практических и теоретических идей, и, исходя из этого, единством жизненных идей и идей познания».

Процесс установления истины с помощью абсолютной идеи, вместе с тем также является процессом ее самопознания. Идее свойственно познавать себя, выступая в качестве объекта познания для себя же, то есть благодаря ней происходит формирование мира и людей для возможности реализации самопознания.

Идеи, в процессе самопознания, проходят три этапа, в которых становится возможным разделить философскую систему Гегеля на такие категории, как: логика, философия природы, философия духа.

Логика

Логика находится в начале гегелевской системы, что подчеркивает первичность данного паттерна в сравнении с природой и человеческим духом. Логика, в гегелевском понимании, является диалектической категорией и имеет отличия от формальной логики, как науке о закономерностях и средствах достоверных форм мышления.

В качестве предмета логики как науки, согласно позиции Гегеля, выступают разновидности абсолютного мышления, либо сами «абсолютные идеи» в процессе логического развития.

Вместе с тем, так как философия Гегеля постулирует принципы тождественности в категориях «бытие» и «мышление», то логика может выступать уже и в качестве отнологии (учении о том, как развивается бытие) и гносеологии (учении о том, как развивается познание).Так, компонентами логики, как науки, являются учения о понятиях, бытии и сущностях.

Философия природы

Процессы самопознания объективируют абсолютную идею в рамки «инобытия» — природные явления. В качестве основной задачи философии природы выступает осмысление природы, как целостной системы.

Читайте также:  Алмазная пыль явление природы

При рассмотрении природы в контексте инобытия абсолютных идей, Гегель полагал, что природа действует по тем же законам, что и абсолютная идея. Философия природы имеет следующие разделы: механика, физика и органическая физика. Данный философский раздел в целостной системе гегелевской философии считается самым неудачным.

Негативную оценку от сообщества исследователей-естествоиспытателей к воззрениям натурфилософского характера Гегеля высказал исследователь в истории физики Ф. Розен-Бергер, отмечая при этом, что спекулятивные высоты гегелевской натурфилософии «не имеют связи с природой, и, вместе с тем, в них нельзя выделить определение естественно-научных методов».

Источник

Философия природы.

Второй ступенью развития абсолютной, идеи Гегель считает природу. Природа есть порождение абсолютной идеи, ее инобытие. Порожденная духом, природа не имеет независимого от него существования. Природа интересует Гегеля не сама по себе, а как необходимый этап развития абсолютной идеи. Ее проявлениями в природе он считает механику, физику, органику. Переход от неживой природы к живой завершает чисто природный процесс. Дух выходит из природы, прорывая внешнюю кору материальности как чего-то низшего. Порой в рассуждениях Гегеля по поводу природы отсутствует всякая логика, будь то диалектическая или формальная. Энгельс справедливо называет бессмыслицей заявление философа о том, будто природа развивается в пространстве, но не во времени. Ведь именно время есть основное условие всякого развития.

Вопреки этому Гегель высказывает глубокие диалектически догадки, которые нашли подтверждение в дальнейшем развитии естествознания. К ним, например, относятся указания о превращении количественных изменений в качественные в химических процессах, понимание электричества как особой формы движения материи. В целом же философ не смог преодолеть метафизического, механистического понимания природы. Он остался на позициях старой натурфилософии, суть которой состоит в том, что философ как представитель «науки наук» и обладатель «абсолютного знания» может не считаться с мнением специалистов в конкретных областях естествознания. Этим, видимо, следует объяснить выступления Гегеля против атомистики, непризнание им волновой и корпускулярной теорий света, утверждение, будто кровяные шарики образуются только при соприкосновении крови с воздухом. Отсюда и странные формулы: «свет — самая простая мысль, существующая под формой природы», «звук — жалоба идеального» и т.п.

Читайте также:  Интересные места нашей природы

Философия духа.

Это третья ступень гегелевской системы, представляющая собой синтез двух предыдущих. Здесь абсолютная идея как бы пробуждается, освобождается от природных уз и находит свое выражение в абсолютном духе. Человек — часть природы. Однако человеческий дух — продукт не природы, а абсолютного духа. Да и сама природа порождена духом. «Для нас дух имеет своей предпосылкой природу, он является ее истиной, и тем самым абсолютно первым в отношении ее. В этой истине природа исчезла, и дух обнаружился в ней как идея, достигшая для – себя – бытия» 4 . Саморазвитие духа идет по трем ступеням. Первая — «субъективный дух» — индивидуальное человеческое сознание, подразделяющееся на три вида: антропологию, феноменологию и психологию. Вторая ступень «объективный дух» — человеческое общество и три его главные формы: право, нравственность, государство. Последняя ступень — «абсолютный дух» — включает искусство, религию, философию.

Дух есть нечто единое и целое, но находящееся в процессе развития, перехода от низшего к высшему. Движущей силой развития духа Гегель считает диалектическое противоречие субъекта и объекта, мысли и предмета. Преодолевая это противоречие, дух прогрессирует в сознании своей свободы.

Источник

Оцените статью