Как способы изучения природы

Статья «О методах изучения природы»
статья на тему

Статья знакомит с понятием научного метода познания, рассказывает о классификации методов.

Скачать:

Вложение Размер
o_metodah_izucheniya_prirody.docx 16.09 КБ
vvedenie.docx 12.02 КБ

Предварительный просмотр:

О МЕТОДАХ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ

Физика относится к числу естественных наук, задачей которых является изучение природы в целях её подчинения человеку. В древности слово «физика» означало природоведение. Впоследствии природоведение расчленилось на ряд наук: физику, химию, астрономию, геологию, биологию, ботанику и т. д.

Об опыте (наблюдении, эксперименте) как методе изучения природы мы знаем из основного курса физики. Путем обобщения данных опыта были сформулированы физические понятия, например, такие, как движение, газ, жидкость; введены физические величины для характеристики свойств предметов — скорость, масса, объем, давление, температура и др.; сформулированы эмпирические (найденные из опыта) законы, например, закон Паскаля для жидкостей и газов, законы Бойля — Мариотта и Гей-Люссака для газов.

Метод, позволяющий получать новое знание с помощью проведения опыта (эксперимента), называют экспериментальным. Этот метод — один из основных способов получения научных знаний. Он наиболее часто применяется в школе на уроках по курсу физики. Важно, однако, иметь в виду, что опыты, наблюдаемые на уроках — это учебные опыты. Они отличаются от опытов, проводимых в научной лаборатории.

Научному эксперименту предшествует обоснованное предположение (гипотеза). Это предположение определяет цель и содержание эксперимента. Измерения проводятся в точно учитываемых условиях, данные измерений тщательно обрабатываются. Эксперимент завершается оценкой погрешности полученного результата.

В научном эксперименте ученый задает природе вопрос, ответ на который заранее неизвестен. Для получения надежных выводов опыт обычно повторяется многократно. Это ведет к тому, что продолжительность научного эксперимента нередко исчисляется годами, а иногда и десятками лет. Опыты Джоуля по измерению соотношения между работой и количеством теплоты, например, продолжались с 1839 по 1850 г., а затем были повторены в 1878 г.

Опыт (наблюдение, эксперимент) не может быть единственным источником знания. Наблюдения, например, говорят нам о том, что Солнце всходит и заходит, а Земля покоится. Повседневный опыт показывает, что тяжелое тело падает быстрее, чем легкое, что без действия силы тела не могут двигаться. Наука, как известно, за истинные принимает утверждения, противоречащие этим непосредственным наблюдениям.

Данные опыта должны быть осмыслены и воспроизведены в системе научных понятий и законов. Поэтому наряду с опытом в качестве метода изучения природы выступает теория.

Читайте также:  Газ природный коммунально бытового назначения

Теория обобщает данные опыта на основе мышления, обогащает их и представляет собой новое, более глубокое знание. Теория выходит за пределы непосредственного (чувственного) восприятия и ставит задачу найти объективно существующие закономерности. «Сила науки, — говорил Д. И. Менделеев, — в теоретическом мышлении. Если нет теоретического обобщения, то наше знание еще не является наукой, силой, а оно есть рабство перед изучаемым».

Эксперимент часто проводится для того, чтобы подтвердить или опровергнуть теорию. Однако сам по себе эксперимент, если он не связан с определенными теоретическими предпосылками, не имеет научной ценности. Некоторые экспериментальные открытия, например, открытие электризации, в свое время не оказали никакою влияния на развитие физики потому, что не была подготовлена теоретическая база. Экспериментальный метод плодотворен только в сочетании с теоретическим.

Теория систематизирует данные опыта на основе определенных обобщений, идей. Она служит орудием получения новых знаний и указывает пути практического использования открытых закономерностей. Критерием правильности выводов теории служит опыт, практика.

Процесс развития знания, таким образом, идет от опыта (наблюдения, эксперимента) к абстрактному (отвлеченному) мышлению — теории, а затем к практике.

Научное знание представляет собой единство эмпирического и теоретического. Тем не менее в познании обычно выделяют два уровня эмпирический и теоретический. Разделение этих уровней познания отражает различие в методах поиска знаний.

Эмпирическое исследование включает в себя опыт как средство получения фактов и выявления внешних связей, эмпирическое обобщение фактов, формирование эмпирических понятий и эмпирических законов.

Теоретическое знание включает в себя, во-первых, систему исходных теоретических понятий, принципов и гипотез, во-вторых, совокупность выводов, следствий (умозаключений), получаемых из основных положений с помощью логических и математических выкладок.

Исходные понятия, принципы или гипотезы составляют основание теории. В основе термодинамики, например, лежат понятия и два принципа (начала) термодинамики—термодинамика как теория построена на основе принципов. Молекулярно-кинетическая теория строится на иной основе на основе предположений (гипотез) о молекулярном строении тел и о свойствах молекул. Эти предположения задают модель (механическую аналогию) свойств системы молекул, поэтому говорят, что молекулярно-кинетическая теория строится на основе модельных гипотез.

Принципы или гипотезы, положенные в основу теории, представляют собой обобщение опытных данных — наблюдений, эксперимента, производственной практики. Однако в обобщении опытных данных содержится элемент теоретического знания: как принципы, так и гипотезы не выводятся непосредственно и однозначно из опыта. Для нахождения принципов и гипотез одних данных опыта недостаточно.

Вторую часть теоретического знания, как уже отмечалось, составляет система выводов, получаемых из основных положений с помощью логических и математических выкладок, — система математических соотношений между физическими величинами, отражающими свойства предметов. Соответствие этих выводов данным опыта служит подтверждением правильности исходных положений теории.

Выводы из основных положений в той или иной теории могут быть получены различными приемами. Эти приемы, позволяющие получать новые знания, служат методами исследования в рамках теории. В термодинамике, например, мы узнаем о методе круговых процессов, в молекулярно-кинетической теории — о статистическом методе.

Читайте также:  Все природные сообщества земли

Физическая теория верно отражает природу описываемых явлений, если ее применять в той области, для изучения которой она создана. Любую теорию нельзя считать тождественной природе. Теория — это отображение, картина реальных физических явлений, но отображение в единстве и цельности, в системе. Ее задача — «служить руководящим началом для теоретической мысли и эксперимента» (Л. Больцман), быть способом объяснения и способом продвижения человеческой мысли к истине.

С24 Термодинамика и молекулярная физика: Факультатив, курс: Учеб, пособие для учащихся.—3-е изд., перераб, — М.: Просвещение, 1986.— 160 с.; ил

Предварительный просмотр:

Статья разработана к вводному уроку физики, 10 класс, при изучении методов познания. Разработка поможет учащимся подготовиться к семинарскому занятию или зачету по предмету. Она знакомит с понятием научного метода и познания, рассказывает о классификации методов. Информация представлена достаточно подробно и доступно для восприятия. Способ организации текстового материала помогает быстро запомнить ключевые понятия и основные положения.

Разработка будет интересна:
— учителям физики в качестве методического пособия для проведения занятия по данной теме;
— Учащимся.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы изучения природы. Оборудование для научных исследований

презентация предназначина для 5-х классов.

Методы изучения природы: Наблюдение. Эксперимент. Измерение.
Презентация «Методы изучения природы»

Презентация и конспект урока природоведения в 5 классе «Методы изучения природы» по учебнику А. А. Плешакова и Н. И. Сонина.

Методы изучения природы. Оборудование для научных исследований.

Раздел «методы изучения природы».

Науки о природе. Методы изучения природы

Рассмотрение сущности методов наблюдения, эксперимента и измерения при изучении природы,И их использования в практической деятельности.

Урок -практикум «Методы изучения природы»

На современном этапе развития общества, невозможно даже представить образовательный процесс без компьютерной техники. Использование ИКТ в учебном процессе направлено на интенс.

План урока по природоведению в 5 классе по теме «»Методы изучения природы»

Урок природоведения «Методы изучения природы», 5 классЦели урока:- образовательные:• Организовать практическое знакомство с методами изучения природы;• Продолжить формирование умения работать с информ.

Источник

Как можно изучать природу?

У нас есть 25 ответов на вопрос Как можно изучать природу? Скорее всего, этого будет достаточно, чтобы вы получили ответ на ваш вопрос.

  • Какие 3 способа изучения природы?
  • Какие методы используют для изучения природы?
  • Какой метод изучения природы называется наблюдением?
  • Какой метод исследования природы самый современный?
  • Что такое изучение природы?
  • Как правильно провести наблюдение?
  • Сколько методов в биологии?
  • Какие методы изучения биологии?
  • Как называют способы изучения живой природы?
  • Почему мы должны изучать природу?
  • Как можно изучать природу? Ответы пользователей
  • Как можно изучать природу? Видео-ответы

Способы изучения природы 1) Наблюдение. 2) Эксперимент (опыт). 3) Измерение.

Какие 3 способа изучения природы?

Наблюдение — это способ исследования природы с помощью собственных органов чувств. . Измерение — это способ предусматривает получение конкретных показателей и сравнение их с эталонным результатом, на основе чего можно делать выводы. . Эксперимент — метод исследования природы на основе специально созданных условий.

Читайте также:  Живая природа весной явление природы

Какие методы используют для изучения природы?

Существует три метода изучения природы — наблюдение, эксперимент и измерение.

Какой метод изучения природы называется наблюдением?

Наблюдение – метод, с помощью которого исследователь собирает информацию об объекте (восприятие природных объектов с помощью органов чувств).

Какой метод исследования природы самый современный?

Актуальным современным методом исследования можно называть моделирование, которое позволяет в лабораторных условиях воспроизвести в лабораторных условиях процессы, которые невозможно наблюдать в природе. Сегодня все чаще применяют метод компьютерного моделирования.

Что такое изучение природы?

Изучать природу – это значит изучать окружающий нас мир: камни, растения, животных, звезды, климат. И, конечно, самих себя. Ведь и человек является частью природы.

Как правильно провести наблюдение?

Этапы исследования методом наблюденияОпределение предмета наблюдения, объекта, ситуации.Выбор способа наблюдения и регистрации данных.Создание плана наблюдения.Выбор метода обработки результатов.Собственно наблюдение.Обработка и интерпретация полученной информации.

Сколько методов в биологии?

Методы, универсальные для всех биологических наук: описательный, сравнительный, исторический и экспериментальный.

Какие методы изучения биологии?

Основные методы исследования, применяемые в биологических науках: описательный, сравнительный, исторический и экспериментальный.

Как называют способы изучения живой природы?

Наука, которая изучает живые организмы, называется биологией: этот термин ввёл в 1802 году французский учёный Жан Батист Ламарк.

Почему мы должны изучать природу?

По сути природа — это наша среда обитания, она окружает нас всегда и везде, в какой стране вы бы не находились везде есть природа. Изучение ее приводит к улучшению жизненных качеств человека, а также к безопасности.

Как можно изучать природу? Ответы пользователей

Метод — способ изучения природы. Методами изучения природы являются эксперимент, наблюдение, измерение. Наблюдение. Узнать, что происходит с телами природы в .

1. Введение. В мире, который нас окружает, можно выделить предметы неживой природы и живые объекты. · 2. Основные методы изучения естественных наук. Различные .

Мои интересы: разнообразны, но можно выделить следующие: . Эксперимент — еще один научный метод, использующийся при изучении природы.

Как важно и интересно изучать природу. Но необходимо знать, как это правильно делать. Существуют три метода изучения природы: 1 Наблюдение 2 Эксперимент 3 .

Существует два метода изучения природы: наблюдение, эксперимент. Измерение – это метод, которым пользуются и при наблюдении и при эксперименте.

Презентация на тему: » Метод изучения природы Какими приборами можно изучать природу ?» — Транскрипт: 1 Метод изучения природы Какими приборами можно изучать .

Чтобы сохранить природу во всем ее многообразии, знать, в чем ценность каждого вида. Чтобы понимать процессы, которые происходят в живых организма, а также, как .

В лаборатории используют методы: измерение, эксперимент, моделирование. 4) Укажите методы, с помощью которых можно изучать следующие явления природы. Ответ: 1.

Укажите методы, с помощью которых можно изучать следующие явления природы. 1. Полет птицы — наблюдение. 2. Скорость роста растения — наблюдение.

Источник

Оцените статью