Урок 3. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи
Мы видим мир цветным, и цвет обладает огромной силой воздействия на нас!
Цвет – столь сложное и загадочное явление, что его изучают многие науки, причём с совершенно разных позиций. Физика изучает энергетическую природу цвета, математика – способы измерения цвета, биология – значение цвета в жизнедеятельности животных и растений. Для художника видимый цветовой мир – это мир наших переживаний, наших чувств и представлений о красоте.
Как художнику удаётся покорить цвет? Сможете ли Вы подружиться с цветом на уроках изобразительного искусства? На эти и другие вопросы Вы сможете ответить, изучив урок.
Цели и задачи
- узнать понятия «основной цвет», «составной цвет», «дополнительный цвет», «цветовой круг», «тёплые и холодные цвета», «цветовой контраст», «локальный цвет», «сложный цвет», «колорит»;
- иметь представление о физической природе света и восприятии цвета человеком;
- приобретать навык смешения красок, получать различные оттенки цвета;
- характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произведениях;
- обретать творческий опыт в создании красками цветовых образов с различным эмоциональным звучанием.
Узнаем, обучимся, сможем
- о цвете и его использовании в произведениях изобразительного искусства;
- понятия «основной цвет», «составной цвет», «дополнительный цвет», «цветовой круг», «насыщенность цвета»; «цветовые отношения», «тёплые и холодные цвета», «локальный цвет», «сложный цвет», «колорит»;
- смешивать краски, получать различные оттенки цвета;
- характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произведениях;
- обрести творческий опыт в создании красками цветовых образов с различным эмоциональным звучанием.
Восприятие цвета человеком
Почему человек видит мир в цвете? Выберите один правильный ответ.
Из глаза идут воображаемые лучи, которые «ощупывают» предметы и расшифровывают, какого они цвета
Все предметы поглощают и отражают световые волны. Человеческий глаз воспринимает отраженные волны. Каждая волна имеет свою длину, соответствующую определенному цвету в спектре. Сигнал из глаза передается в головной мозг, там обрабатывается и осознается как цвет
Световые волны окрашены в цвета, глаз различает, в какой цвет они окрашены
Источник
Основы цветоведения
Самое время наполнить свою жизнь цветом. Его величество цветовой спектр, основа основ. Сначала надо изучить профессиональные названия, освоить последовательность и нарисовать.. А затем приступить к цвету.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Ц в ет ов ед ен ие . ц в е т ов ой сп ек тр Попова Татьяна Витальевна. преподаватель спец. дисциплин и дополнительного образования
ПОГРУЖЕНИЕ В ФИЗИКУ ЦВЕТА И ПСИХОЛОГИЮ ВОСПРИЯТИЯ
Цветоведение — это наука о цвете, изучающая совокупность данных физики, физиологии и психологии, изучающих природный феномен цвета, а также совокупность данных философии, эстетики, истории искусства, этнографии, изучающих цвет как явление культуры. Колористика — это раздел науки о цвете, изучающий теорию применения цвета на практике в различных областях человеческой деятельности.
ФИЗИКА ЦВЕТА И ПСИХОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ Раздел физики – оптика , изучает энергетическую природу цвета. Физиология — процесс восприятия глазом цветовых волн и преобразование их в цвет. Психология — возможности и проблемы воздействия цвета на человека, да и не только человека.
ДАВАЙТЕ ПОСМОТРИМ НА ОДИНАКОВЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ С ЦВЕТОМ И БЕЗ….
ДАВАЙТЕ СРАВНИМ… И подумаем, как же изменяется изображение благодаря цвету?
ЧТОБЫ ВСЁ ЭТО ПОНЯТЬ, РАССМОТРИМ ЦВЕТОВОЙ СПЕКТР.
ЕСТЬ ТРИ ОСНОВНЫХ ЦВЕТА И ТРИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИЗ СМЕШЕНИЯ ТРЕХ ОСНОВНЫХ ЦВЕТОВ РОЖДАЕТСЯ ВСЁ ЦВЕТОВОЕ БОГАТСТВО МИРА!
АХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА ЦВЕТА ДЕЛЯТСЯ НА : И ХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА
Ключевые параметры цвета: Оттенок/Насыщенность/Яркость Оттенок — разновидность цвета из цветового круга. Насыщенность — интенсивность определенного тона. От полного отсутствия до максимальной интенсивности. Яркость/Осветление — градиент от наиболее яркой точки к более темной.
ЦВЕТА В СПЕКТРЕ ДЕЛЯТСЯ НА ХОЛОДНЫЕ И ТЕПЛЫЕ
«РАБОЧИЙ СПЕКТР» , КОТОРЫЙ МЫ НАРИСУЕМ!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! САМОЕ ВРЕМЯ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ЦВЕТОМ ЛИЧНО.
Источник
1. Явление цвета и предмет Цветоведение
Цветовое зрение — способность человеческого глаза различать цвета, т. е. ощущать отличия в спектральном составе видимых излучений и в окраске предметов. Оно обусловлено работой нескольких светоприемников, т. е. фоторецепторов сетчатки разных типов, отличающихся спектральной чувствительностью. Фоторецепторы преобразуют энергию излучения в физиологическое возбуждение, которое воспринимается нервной системой как различные цвета, так как излучения возбуждают приемники в неодинаковой степени.
Значение цвета в жизни человека велико и многообразно. Все, что мы видим, мы видим при помощи цвета и благодаря цвету. Человеческому глазу доступны 40.000 цветов и их оттенков. Кроме цвета, размеров и формы, занимаемых тем или иным цветом, человек ничего не видит. Любой предмет имеет свой цвет. Некоторые объекты мы узнаем только благодаря цвету. Представьте три круглых по форме и одинаковых по величине объекта. Мы можем превратить их в оранжевый апельсин, красный помидор или зеленое яблоко, окрасив их в соответствующие цвета. Весь мир во всей его красоте, форму и материал, пространство и освещение мы видим благодаря разнообразию цвета. Проблемами цвета занимается целый ряд наук и научных дисциплин, каждая из которых изучает цвет с интересующей ее стороны. Физика изучает энергетическую природу цвета, физиология – процесс восприятия цвета человеческим глазом и превращения его в цвет, психология – проблему восприятия цвета и воздействие его на психику, способность вызывать различные эмоции, биология – значение и роль цвета в жизнедеятельности живых и растительных организмов. Совокупность всех этих наук, изучающих цвет с разных точек зрения носит название научного цветоведения. Живописное изображение предмета, объектов и явлений природы основывается на цвете, который воспринимает глаз художника в момент наблюдения. Результат восприятия этого цвета определяется как объективными (существующими в природе цветовыми качествами предметов и явлений природы), так и субъективными факторами – психологией и физиологией зрительного восприятия формы, светлоты и цвета. Знание закономерностей цветовых явлений полезно дизайнеру. Цветоведение не дает рецептов творческих приемов, но объясняет наблюдаемые в природе явления, связанные с цветом. Здесь будет рассказано только об основном, о самом главном в области цветоведения.
Природа света и цвета. Свет как природное физическое явление представляет собой лучистую энергию, которая в виде электромагнитных колебаний распространяется в пространстве, пока не встретит на своем пути какую-либо поверхность. Эту энергию излучают различные источники: естественные – солнце, луна, звезды и искусственные – огонь, лампы накаливания. Солнце, горящая электрическая лампа, пламя костра – источники собственного света. Луна, Земля, небосвод и все предметы, находящиеся на поверхности Земли (кроме светящихся) – источники отраженного света, который они, в свою очередь распространяют на соседние объекты. Следовательно, весь видимый мир состоит из предметов, являющихся источниками собственного или отраженного света. Физической основой, определяющей цвет предмета, служит способность поверхности поглощать, пропускать и отражать падающие на предмет лучи света, состоящего из волн различной длины. Отраженный предметом световой поток, дошедший до сетчатки глаза, оказывает фотохимическое действие на концевые нервные аппараты, заложенные в сетчатке. Цвет – это свойство предмета вызывать определенное зрительное ощущение в зависимости от длины световой волны солнечного спектра, которую он отражает; это результат отражения света от поверхности предмета и восприятия части отраженного светового излучения зрительным аппаратом человека. Когда от поверхности предмета отражаются, например, красные лучи солнечного спектра, а другие поглощаются или отражаются в меньшем количестве, мы видим предмет красным. При полном отражении лучей солнечного спектра предмет воспринимается белым или серым, а при почти полном поглощении лучей – черным. Избирательность в поглощении света определяет постоянную собственную окраску предмета. Собственный или локальный цвет предмета – условный, лишенный оттенков, основной цвет, свойственный данному предмету. За каждым предметом в нашем сознании на основании жизненного опыта закрепляется какой-то определенный цвет: лимон – желтый, апельсин – оранжевый, трава – зеленая. Природный цвет предмета хорошо виден при ярком освещении. В природе собственную одноцветную окраску предметов увидеть трудно. Сохраняя относительное постоянство, собственный цвет в природе изменяется под воздействием следующих факторов:
- контрастного взаимовлияния соседних цветов;
- свойств предмета и его поверхности;
- воздушной среды и расстояния;
- силы и спектрального состава прямого и отраженного света.
Источник