- Урок окружающего мира «Охрана природы осенью» план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
- 1. Познакомить уч-ся с представителями природы из Красной книги (грибом-бараном, водяным орехом, уткой-мандаринкой)
- 2. Познакомить с правилами охраны природы осенью, правилом сбора даров природы.
- 1. — Ребята, догадайтесь, о чем пойдет речь на уроке? Я прочту стихотворение, а вы угадайте последнее слово.
- — Ребята, кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?
Урок окружающего мира «Охрана природы осенью»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Научить обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе.
1. Познакомить уч-ся с представителями природы из Красной книги (грибом-бараном, водяным орехом, уткой-мандаринкой)
2. Познакомить с правилами охраны природы осенью, правилом сбора даров природы.
3. Формировать универсальные учебные действия в выполнении правил охраны природы.
4. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
5. Обратить внимание детей на необходимость воспитания в себе чувства ответственности за свое поведение в природе.
6. Развивать внимание, мышление и воображение, умение работать в группе.
Планируемый результат обучения
— знать правила охраны природы осенью;
— знать правила сбора грибов, ягод, орехов;
— знать нормы поведения по отношению к перелётным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору;
— уметь находить взаимосвязь между жизнедеятельностью человека и осенней природы.
коммуникативные (работа в группах);
умение рассказывать о правилах охраны природы с помощью рисунков,
умение извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России;
умение предлагать меры охраны изучаемых объектов на основе полученной информации;
умение использовать дополнительную литературу,
регулятивные (умение точно выражать свои мысли)
— понимать необходимость соблюдения правил охраны природы при сборе её даров осенью;
— осознавать важность изучения страниц Красной книги.
В результате изучения темы обучающиеся научатся:
- выполнять правила сбора грибов, ягод, орехов, правила поведения по отношению к перелётным и зимующим птицам, к животным в предзимнюю пору,
- принимать и сохранять учебную задачу,
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей,
- оценивать правильность выполнения действий,
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей,
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии,
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве,
- формулировать собственное мнение и позицию,
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.
Беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой, работа в группе, в паре.
у учителя : учебник «А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Окружающий мир» ; рабочая тетрадь «А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Окружающий мир» ; презентация к уроку ; запись песни «Наступила осень»; репродукции картин и фотографии с видами осенней природы; увеличенные ксерокопии значков-предупреждений со с. 114—115 учебника; макет дерева на доске
у учащихся : учебник; рабочая тетрадь; конверты с пазлами (значки-предупреждения), цв. карандаши, кл. карандаш, листки с тестом.
Регулятивные: организовать рабочее место.
— Проверим посадку:
— Ноги на месте?
— На месте.
— На месте.
— У края.
— Прямая.
ΙΙ. Актуализация знаний, постановка учебной задачи.
1. Проверка домашнего задания. Работа в паре.
— уметь ориентироваться в своей системе знаний;
— уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;
-принимать и сохранять учебную задачу.
— уметь оформлять свои мысли в устной форме.
— Прочитайте стихотворение и подчеркните правила здоровья в тексте.
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.
Следует, ребята, знать
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться–
На зарядку становиться!
Чистить зубы, умываться,
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда
Не страшна тебе хандра.
У здоровья есть враги,
С ними дружбы не води!
Среди них тихоня лень,
С ней борись ты каждый день.
Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.
Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молоко, продукты —
Вот полезная еда,
Витаминами полна!
На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!
Ну, а если уж случилось:
Разболеться получилось,
Знай, к врачу тебе пора.
Он поможет нам всегда!
Вот те добрые советы,
В них и спрятаны секреты,
Как здоровье сохранить.
Научись его ценить!
Демонстрация знаний, умений.
Работают в парах. Каждая пара выполняет задание, обсуждает ситуацию, находит решение, а затем сообщает о нем.
Формулировать ответы на вопросы.
Работать с информацией , представленной в форме стихотворения.
ΙΙΙ. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.
— уметь слушать в соответствии с целевой установкой;
1. — Ребята, догадайтесь, о чем пойдет речь на уроке? Я прочту стихотворение, а вы угадайте последнее слово.
Окружающий нас мир интересно познавать!
Его тайны и загадки мы готовы разгадать!
— Ребята, кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?
2. Рассматривание репродукций картин с изображением осеннего пейзажа. (звучит музыка)
Слайд №1 «Репродукции картин»
— Что объединяет эти картины?
— Как выглядит природа осенью?
— Мы как будто побывали в осеннем лесу. Ощутили свежий осенний воздух, услышали осенние голоса природы.
— Что надо делать, чтобы сохранить красоту природы?
— Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?
Формулируют ответы на вопросы.
Выражение своих чувств, мыслей.
ΙV. Первичное усвоение новых знаний.
1. «Путешествие» по осеннему лесу.
2 . Повторение сведений о Красной книге.
— уметь слушать в соответствии с целевой установкой;
— уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
— уметь оформлять свои мысли в устной форме;
— уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;
— уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
— уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
— уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
— уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);
умение применять правила охраны своего здоровья
— Ребята, а кому из вас приходилось бывать в осеннем лесу? Давайте все сейчас представим себя на прогулке среди осенних деревьев.
— Разведем руками ветки. И вот мы вступили на лесную тропу.
— Оглядимся вокруг, посмотрим под ноги. Вслушаемся в звуки леса. Вдохнем лесной воздух.
— Скажите, что и кого можно увидеть в осеннем лесу. Что почувствовать?
— Ребята, а теперь скажите, какие дары готовит для нас осенний лес? Что мы можем принести домой из леса? (Грибы, орехи, ягоды)
— Вам знаком этот гриб? Я тоже его не встречала. Давайте посмотрим на экран и прочитаем, что это за незнакомый нам гриб. (Зачитывается текст)
— Продолжим наше путешествие по осеннему лесу.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке. И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. По тропинке побежим,
До лужайки добежим. На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки. Стоп. Немножко отдохнем.
И домой пешком пойдем.
— Вот тропинка привела нас к озеру. Что за листья видим мы на поверхности воды? Слайд №4 «Водяной орех»
— Давайте познакомимся с этим растением, который называется водяной орех. (Зачитывается текст)
— Ребята, посмотрите — по озеру плывут птицы.
— Они далеко, придется взять бинокли . (Дети вслед за учителем делают из кулачков „бинокли“, „настраивают“ их )
— Теперь можно и рассмотреть этих красивых уток. Их зовут «мандаринками». (Зачитывается текст на с. 116—117 учебника об утках-мандаринках)
— Ребята, мы познакомились с грибом, орехом и птицей. Кто запомнил их названия?
— Как вы думаете, почему мы их не знаем и не встречаем нигде?
— Кто помнит, что такое Красная книга? (Учащимся показывается Красная книга.) Во многих странах созданы Красные книги, которые содержат сведения о редких растениях и животных. Красная книга России полностью называется так: «Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений». ——
— Красный цвет для обложки этой книги выбран не случайно. Как вы думаете, почему?
— А сейчас вспомним растений и животных из Красной книги, о которых мы говорили в 1 классе. Откройте тетрадь на с. 68 . Назовите их.
— А ещё каких животных и растения из Красной книги вы знаете?
— А теперь давайте подумаем, почему эта книга такая толстая? Это хорошо или плохо, что она такая толстая?
— А теперь представьте себе, что все знакомые нам растения, животные попали в Красную книгу. Как будет выглядеть тогда наша Земля?
— Что зависит от нас, чтобы такого не случилось?
— Подумайте, в каких делах мы можем проявить свою любовь к природе. С помощью каких мер можно охранять жителей природы?
— Я не зря рассадила вас по группам. Каждая из наших групп — команда спасателей природы. Перед вами лежат пазлы. В этих пазлах «зашифрованы» правила охраны природы осенью. Собрав их, вы увидите значки с правилами, за которые вы ответственны в нашем путешествии. Расскажите о них по этим рисункам. Сначала подумайте сами, а потом проверьте себя по учебнику на стр. 114-115.
(Учитель, а вслед за ним и дети делают соответствующее движение.)
Выражение своих чувств, мыслей.
Чтение текста в презентации.
( подскоки на правой ноге)
ноге)
( бег на месте)
( прыжки на месте)
( ходьба на месте).
Чтение текста в презентации.
(Они редко встречаются в природе. Причиной их исчезновения стала неразумная деятельность людей.)
(Красный цвет – сигнал тревоги, опасности (пример – светофор)
(снежный барс, фламинго, кулан, беркут, джейран, белый журавль стерх, лебеди и мн. др.)
(Не ломать деревья, не рвать цветы, не ловить бабочек…)
(Каждая группа собирает пазлы, работает с двумя значками, обсуждает свои варианты, находит соответствующий абзац учебника, затем один из группы находит такой значок у учителя, после чего каждый значок прикрепляется к доске. Один ученик из группы зачитывает абзац учебника)
V. Первичная проверка понимания.
Физкультминутка «Мы словно деревья».
Оздоровительная минутка для глаз.
— уметь оформлять свои мысли в устной форме;
— уметь участвовать в учебном диалоге
— Команды спасателей природы вооружились знаниями о защите природы, и мы продолжаем наше путешествие.
( под музыку Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир» )
Мы словно деревья в чаще лесной,
Ветвями качаем под ветром зимой,
Весною мы выше и выше растём,
И тянемся к солнышку ночью и днём,
А осенью листья встряхнём постепенно.
И кружит, и кружит их ветер осенний.
(Звучит тревожный сигнал, на экране появляется сломанное дерево)
— Что случилось? Какая команда может прийти к нам на помощь? Что мы можем сделать?
— Вот мы сделали доброе дело и можем продолжить путь по лесу, полному удивительных тайн и загадок.
Слайд № 10 «Растоптанный гриб»
( Звучит тревожный сигнал, на экране появляется рисунок растоптанного гриба)
— Люди в лесу наступают на грибы, срывают и бросают их. Кто объяснит правило, которое поможет исправить эту ситуацию?
— Продолжим наше путешествие.
(Звучит тревожный сигнал, на экране появляется рисунок ёжика в коробке)
— Мальчик нашел в лесу ёжика и принес его домой. Ребята, как вы думаете, нужна ли помощь ёжику? Грозит ли ему опасность? Какая команда придёт к нам на помощь?
— Ребята, вот мы и закончили наше путешествие. Нам остается только опять раздвинуть ветки деревьев и оказаться в классе.
— Но смотрите, на опушке леса виднеется домик (рисунок домика в учебнике на с. 114)
Рассмотрите его. Какую сказку он напоминает?
— Кто помнит, какие жители поселились в нём?
— Давайте и мы с вами постараемся жить в дружбе с природой, дарить ей добро, заботу. И никогда не будем вести себя так, как сказочный медведь, который пришёл и всё разрушил.
— Как бы красиво, как бы хорошо , уютно ни было в осеннем лесу, нам нужно возвращаться в класс. Давайте последний раз оглядимся вокруг себя, проверим, не оставили ли мы после себя мусор. Все хорошо, можно возвращаться в класс. С новыми знаниями и желанием быть помощниками, друзьями природы.
— Закройте глазки и сделайте глубокий вдох, выдох. Как легко дышится в осеннем лесу. Откройте глазки. Посмотрите вверх, какое чистое, голубое небо, совсем, как летом. Посмотрите влево. Какие красивые , точно золотом расшитые платьица подарила осень березкам. Посмотрите вправо. А высоким стройным елям осень разрешила остаться в своих зеленых нарядах. Посмотрите вниз. Как много под ногами разноцветных листочков, даже жалко ходить по такой красоте.
Выражение своих чувств, мыслей.
Источник