Природа так устроила образ жизни птиц, что многие из них все время мигрируют из одного ареала обитания в другой, и происходит это из-за изменения погодных условий. Так как температурный режим очень сказывается на жизнедеятельности и размножении птиц, то они обычно покидают родные края, когда приходит зима, а возвращаются обратно весной, в марте-мае.
Прилет птиц после зимовки всегда означает одно: холода отступили и дали дорогу теплу. И здесь многим становится интересно узнать, какие птицы прилетают весной первыми.
Многие даже и не подозревают о том, что все перелетные птицы следуют определенному графику прилета, причем каждый вид строго следует ему. Интересно еще и то, что все они возвращаются на свое прежнее место жительства и даже в свои ранее построенные гнезда. Если же с гнездом успело что-то случиться в период отсутствия пернатых хозяев, то последние обустраиваются заново, после чего выводят в них потомство.
Итак, в какой последовательности прилетают весенние птицы:
Говоря о весенних пернатых вестниках, не стоит забывать и о таких, как соловей и ласточка.
Сначала стоит сказать о соловьях, ведь именно эти узнаваемы по тому, как дивно они могут петь. И несмотря на свой весьма неприметный внешний вид (птичка эта серенькая с коричневатым отливом), соловей обладает чарующим голосом, который завораживает всех без исключения.
Еще один яркий символ весны — это ласточки. Эти птицы не умею петь так, как соловьи, но зато они очень любят селиться поближе к людям, часто обустраивая свои гнезда в сенях, под балконами и карнизами домов. Также их часто можно увидеть в ущельях над реками.
Многие и многие годы люди наблюдают за прилетом птиц из теплых краев родные места, а ученые-орнитологи, благодаря научным исследованиям, смогли составить календарь прилета пернатых:
Помимо определенных периодов времени, в которые птицы возвращаются в родные края, существуют и определенные маршруты, по которым они осуществляют свой путь.
Прилет весенних пернатых — это всегда знак того, что зима отступила и впереди весна и теплая погода. И уже давно их определенное поведение принято связывать с некоторыми приметами, например:
Именно с таянием снегов и веселым пересвистом пташек знаменуется приход весны. Школьники начинают мастерить скворечники на уроках труда, а под крышами домов начинают появляться первые ласточкины гнезда.
Источник
Классический пример птицы, ставшей благодаря своим миграциям священной, — белый аист у мусульман. Азербайджанское название его — хаджи-лелейк, одно из арабских — хаджи-лаклак. Они включают слово «хадж» — паломничество в Мекку, т. е. получается «аист-паломник» . В данном случае сыграло роль то, что через Ближний Восток аисты летят в направлении священного города мусульман, хотя и не долетают до него, сворачивая в Египет. Из Закавказья и Передней Азии часть птиц также летит на зимовку через Аравийский полуостров. По арабскому поверью, в аистов превращаются души мусульман, которые за свою жизнь ни разу не совершили предписанное Кораном паломничество к гробу пророка Магомета. Они вынуждены делать это уже после смерти в облике птиц. Поэтому каждый, кто умертвил аиста, является убийцей (Creutz, 1988; Gattiker, Gattiker, 1989; Tavakoli, 1989). Другой вариант поверья, распространенный на востоке Анатолии, — в аистов превращаются жители далекой страны, чтобы посетить Мекку. После возвращения весной они снова принимают человеческий облик (Creutz, 1988). В данном случае на почитание птицы на «миграционной» почве наложились еще и отголоски более древних верований. Доисламские бедуины считали, что после смерти тела душа продолжает свое существование в облике птицы (Gattiker, Gattiker, 1989). Второй вариант поверья несомненно связан с давними тотемистическими представлениями.
Верования одного народа могут далеко перемещаться вместе с его представителями. Это касается не только религии в целом, но и отношения к определенным животным. После арабских завоеваний исходно ближневосточный культ белого аиста-паломника широко распространился по мусульманскому миру. Сходные воззрения встречаются у таких совершенно не родственных народов, как арабы, турки, иранцы, некоторые африканские этносы. Впрочем, давние религиозные представления не мешают тем же мусульманам во многих странах активно охотиться на аистов — и как источник мяса, и для развлечения. Особенно активно такая охота ведется в Ливане, Сирии, Египте, многих странах тропической Африки (Schulz, 1988).
Благодаря регулярным миграциям с севера на юг и обратно перелетные птицы могли становиться «транспортным средством» для богов и героев. Это нашло отражение, например, в сказках — путешествия Нильса или Ивасика-Телесика с гусями и т. п. По греческим мифам, Аполлон регулярно отправлялся к гиперборейцам на колеснице, влекомой лебедями (Грейвс, 1992). Лебедь вообще считался священной птицей Аполлона. По мнению Б. А. Рыбакова (1994), представления о том, что Аполлон-солнце на зиму уходит на север, отражали смену сезонов года. В мифологии живущих на Енисее кетов первый великий шаман Дох улетает зимовать на юг вместе с птицами (Мифы народов мира, 1980—1982).
По многочисленным народным поверьям, более крупные птицы во время миграции переносят с собой мелких пичуг. Славяне, например, верили, что перепелки «путешествуют» на аистах или журавлях. На севере Судана местные жители считают, что аисты осенью приносят на своих крыльях большое количество трясогузок, зимующих на берегах Нила (Elmalik, 1989).
Второй фактор — сроки миграции, точнее совпадение их с наступлением важных для человека явлений природы — приход весны или сезона дождей, разливы рек и т. п. Священный ибис у древних египтян стал именно таковым не в последнюю очередь потому, что прилетал на места гнездования перед разливом Нила, от которого зависела вся жизнь людей в долине великой реки. Он стал предвестником разлива. Священный ибис олицетворял Тота — одного из верховных богов в египетском пантеоне (Антес, 1977; Мифы народов мира, 1980—1982). Ибиса бальзамировали, ему даже ставили пирамиды. В Египте он был и символом мудрости (Федосеенко, 1998). Здесь важно учесть еще и то, что для древних цивилизаций Ближнего Востока именно разливы рек имели решающее значение в орошении полей, а отнюдь не осадки. Так было и в Египте (Антес, 1977), и в Междуречье (Крамер, 1977).
Источник