Какие чувства может вызвать картина природы

Изобразительное искусство на тему «Пейзаж – настроение. Природа и художник

Цель: Воспитание прекрасным, раскрыть образный и содержательный смысл понятия “пейзаж” в произведениях искусства: живописи, музыки, поэзии.

  • познакомиться с многообразием форм и красок окружающего мира, изменчивостью состояния природы в зависимости от освещения;
  • учить находить красоту природы в разных ее состояниях: утром, вечером, в полдень, сумерки, в солнечный или ненастный день;
  • передавать красками яркие цветовые состояния природы;
  • показать роль колорита в пейзаже, настроение, мироощущение.
  • воспитывать эстетический вкус, любовь к природе;
  • укреплять межпредметные связи (литература, музыка, ИЗО).

Оборудование для учителя: классная доска, проектор, компьютер, краски, кисти.

Зрительный ряд: репродукции художников.

И.И.Левитан “Золотая осень”, “Весна. Большая вода”, “ Стога. Сумерки ”.

Ф.Васильев “Мокрый луг”. И.И.Шишкин “На севере диком”.

А.И. Куинджи “Березовая роща”. Рисунки, выполненные учащимися.

Литературный ряд: слово “пейзаж”, И.А.Бунин. Отрывок из стихотворения “Осыпаются астры в садах”.

Музыкальный ряд: П.И.Чайковский “Времена года”.

Для учащихся: бумага, краски акварельные, гуашевые, кисти (широкие, узкие), баночка с водой, тряпочка.

Методы: “монотипия”, “кирпичик”.

Формы организации учебной деятельности: Индивидуальная работа.

Ход урока

– проверка готовности к уроку.

На прошлом уроке мы повторили виды и жанры изобразительного искусства. Перечислите, пожалуйста, виды изобразительного искусства. (живопись, графика, архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство), а какие жанры вы знаете (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, бытовой, батальный).

Вопрос. К какому жанру живописи вы отнесете эти строки:

Осыпаются астры в садах,
Стройный клен под окошком желтеет,
И холодный туман на полях
Целый день неподвижно белеет.
И.А.Бунин

Учитель: Пейзаж – один из любимейших жанров изобразительного искусства. Откуда появилось слово “пейзаж” и что оно значит? С французского языка оно переводится как “местность, страна”. В пейзаже основной предмет изображения – природа. Мир вокруг нас огромный и прекрасный. Человек неразрывно связан с природой, мы часть ее.

И наслаждение природой, стремление найти в ней созвучие своим чувствам, всегда было источником творчества художников, писателей, композиторов.

Каждый из них выбирает то, что ему по душе (время года, время суток)

Вопрос. У каждого из вас есть любимое время года? (ответы детей)

Осенний пейзаж – всегда привлекает своим романтическим настроением поздней яркой красоты окружающей природы.

Зимний пейзаж – особая тема в творчестве мастеров пейзажа. Ведь снег только кажется белым, а сколько оттенков имеет снег.

Весенний пейзаж — привлекает своей легкостью, свежестью красок, ощущением молодости.

Летний пейзаж – красив силой и красотой цветущих красок окружающего мира.

“У каждого времени года
Особенный запах и цвет.
Но, так совершенна природа,
Что в целом ее краше нет”.
О.Рязанова

3. Сообщение новой темы. Изучение новой темы.

Читайте также:  Все названия природных ископаемых

Пейзажная живопись очень разнообразна. Есть пейзажи, точно передающие те или иные уголки природы, а есть и такие, которые создала фантазия художника.

Живописец не может равнодушно писать пейзаж. Тот или иной уголок природы вызывает в нем особое внимание, будит душу. Такой пейзаж называется пейзажем настроения.

Обратите внимание на эпиграф:

“Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия”
И.А.Бунин

Вот так очень образно поэт задал тему нашего урока, на котором мы рассмотрим лучшие произведения русских художников-пейзажистов. И научимся передавать красками яркие цветовые состояния природы, настроение, изменчивость явлений природы в разных ее состояниях.

Тема нашего урока “Пейзаж – настроение. Природа и художник”.

Вопрос: Что такое настроение? (это состояние души)

Какое может быть настроение? (плохое, хорошее)

Путь творца будь это композитор, поэт, художник, начинается с художественного восприятия. В своих произведениях не только изображают “портрет природы”, а стремятся запечатлеть свои чувства, переживания, свое отношение к природе.

1) Вряд ли кто-нибудь в нашей стране не слыхал имени художника Исаака Ильича Левитана, блестящего мастера пейзажа. Он обладал особым даром не только понимать, но и слышать русскую задушевную природу. В каждом уголке природы он умел найти что-то заветное, сокровенное. Для Левитана природа – второе “я”. Он говорил: “Вот что нужно пейзажисту – понимать разговор воды и деревьев, слышать, как трава растет; какое это великое счастье”. Его пейзажи – это пейзажи-настроения, в которых остро выражено личное чувство. Пейзажи Левитана, то грустные, то радостные, то тревожные.

Перед вами одна из известнейших работ И.И.Левитана “Золотая осень”. Это пейзаж – настроение, в нем передано самое обычное состояние теплого осеннего дня, знакомого всем.

— Перечислите оттенки, которыми художник написал осенние листья, траву, воду, небо?

— Бывали ли вы в лесу или в парке в такую погоду?

И.И.Левитан “Весна. Большая вода”

“По колено застыли в воде,
Как неловкие сестры-подростки,
И дрожат на весеннем ветру
Тонкоствольные эти березки”

Вопрос. Какое настроение в этой картине вы увидели?

(Лирическое настроение, настроение радости.)

Тончайшая гармония мягких цветовых отношений неба, земли, воды, деревьев рождает ощущение невидимого движения весеннего воздуха. Она созвучна музыкальным образам П.И.Чайковского – великого композитора и современника Левитана.

Художник не только изображает “портрет природы”, а стремится запечатлеть свои чувства, переживания, которые вызывает тот или иной пейзаж. Так и молодой художник Федор Александрович Васильев в картине “Мокрый луг” чувство острой радости, которая овладевает человеком после сильной грозы.

Читайте также:  Государственный природный заповедник приазовский

Обратите внимание на плановость: 1-й план, 2-й план, 3-й план.

Какое время суток изображено на картине?

И.И.Шишкин “На севере диком” Во всем богатстве своего великолепия, сказочного даже фантастического, стоит красавица сосна одна на самом краю крутого утеса, одетая в белый снежный наряд; ее силуэт, освещенный лунным светом, словно отчеканивается на фоне ночного неба. Художник написал эту картину на стихи Гете в переводе М.Ю.Лермонтова. Стихотворение “На севере диком” читается на фоне музыкального произведения Вивальди “Времена года” (зима).

А. И. Куинджи “Березовая роща” В картине художника мы видим залитые солнцем, сверкающие березы, но главное – радость, которая разлита в картине.

  1. Выберите настроение, состояние в природе. Вначале вспомните, приходилось ли вам наблюдать природу рано утром или вечером, на закате. Опишите свои впечатления (зимой, летом, осенью, весной).
  2. Выберите расположение листа.
  3. Задание надо начинать с изображения неба и земли, создавая красками только общую цветовую гамму (среду) – общее колористическое настроение.
  4. Помните, что надо выразить состояние природы, передать настроение, а не перечислять предметы и деревья. Вспомните метод “монотипия” (отпечаток). Если вы хотите изобразить отражение в воде. Метод “кирпичик”.
  5. Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
  • контроль организации рабочего места,
  • контроль правильности выполнения приемов работы,
  • оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения,
  • контроль объема и качества выполнения работы.

Во время практической работы для фона включить музыкальное произведение.

Пока наши работы подсыхают, вспомним, о чем мы говорили на уроке.

Решим кроссворд, отвечая на вопросы:

  1. Жанр изобразительного искусства
  2. Главное изображения пейзажа – это…
  3. Известный русский художник-пейзажист.
  4. Известный русский композитор, чьи произведения прозвучали на уроке.
  5. Известная картина И.И. Левитана.
  6. Автор картины “Мокрый луг”
  7. Автор картины “Березовая роща”

Выставка работ учащихся. (Анализ работ, оформить 2-3 лучших работы в рамку – паспорту, заранее приготовленной учителем).

Посмотрев на ваши работы, можно сказать: каждый художник неповторим. Результаты вашей работы получились впечатляющими и заслуживают положительной оценки.

  1. Композиторы, поэты, художники передают красоту природы, ее состояние в разное время года и суток от состояния его души, чувств, настроения.
  2. Пейзажи, созданные творцами русской культуры, живут в нашем сознании как задушевные картины русской природы и в то же время погружают в мир прекрасных чувств, глубоких мыслей, вечных духовных ценностей.

Наш урок хочется закончить прекрасными словами писателя К.Г.Паустовского.

“В природе есть свое волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, композиторов открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием – не губите красоту вокруг себя”.

Источник

Читайте также:  Беззащитность природы перед человеком

Чувство восторга или горечи: разбор эмоций, вызванных этой картиной

Картинное искусство очень сильно влияет на наши эмоции и настроение. Каждый раз, когда мы рассматриваем картины, мы переживаем различные эмоции, начиная от восторга и восхищения до грусти и горечи. В этой статье мы рассмотрим, какие эмоции вызывает конкретная картина и почему.

«Утро в пинетке» Клода Моне

Картина «Утро в пинетке» была написана французским художником Клодом Моне. Она представляет из себя вид на сад, который находился возле дома Моне в Гиверни. На картины изображены туфли для пинеток, лежащие на дорожке к саду. Вокруг туфелей раскинулись яркие цветы, трава и деревья.

Эта картина вызывает у зрителей чувство восторга, тепла и умиротворения. Сочетание ярких цветов и красивых образов создает приятное впечатление и дарит ощущение радости. Картина «Утро в пинетке» также может вызвать чувство горечи и ностальгии у людей, которые давно живут в городе и скучают по природе.

«Звездная ночь» Винсента Ван Гога

«Звездная ночь» — картина Винсента Ван Гога, написанная в 1889 году. На картинах изображены вересковая поляна и звездное небо над ней. Звезды на картине сияют яркими точками на фоне ночного неба.

Эта картина вызывает у зрителей чувство горечи, но в тоже время — и нежности. Ван Гог написал эту картину, находясь на самом низком этапе своей жизни, когда его маразм уже достиг высшей степени тяжести. Его картину можно воспринимать как отражение его внутреннего мира. Звездное небо на картинах может быть трактовано как символ мечты, надежды и вечности, которую он так отчаянно искал. В то же время, вересковые поляны на картинах подают образ мирной жизни, природы, что может уравновешивать эмоции зрителя и вызывать чувство нежности.

«Мона Лиза» Леонардо да Винчи

«Мона Лиза» — картина Леонардо да Винчи, написанная в 1503-1506 годах. Она является одним из самых известных произведений искусства в мире. Картина изображает женщину, которую идентифицируют с Лизой дель Джокондо. Лиза сидит за столом, повернувшись к зрителю и улыбается.

«Мона Лиза» вызывает у зрителей чувство загадочности и тайны. Улыбка Лизы может улыбнуться или задуматься, что повышает непонятность персонажа на картинах. Внимание к деталям внешности Лизы позволяет зрителю увидеть ее лицо во всей красе, что позволяет почувствовать к той временной эпохе. Картина также может вызвать у зрителей чувство восторга, прекрасности и гармонии.

Заключение

Картины могут вызывать у нас самые разнообразные эмоции. При этом одна и та же картина может вызывать разные эмоции у разных людей. Искусство – это очень важный и неотъемлемый аспект нашей жизни и может являться отражением нашей души во многих случаях.

Источник

Оцените статью