Какие есть природные глаголы

Безличные глаголы связанные с природой (штук 20)

1. Стало светать. 2. Приморозило. 3. Рассвело. 4. Потеплело. 5. Завьюжило. 6. Потемнело. 7. Пригрело. 8. Оттаяло.
9. Темнеет. 10. Похолодало. 11. Вечереет. 12. Светает. 13. Холодает. 14. Смеркается. 15. Потянуло (сыростью). 16. Клонит (ветром деревья). 17. Затуманилось. 18. Посветлело. 19. Растаяло. 20. Повеяло (холодом).

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.
  • Списывать или копировать что-либо. Высоко ценятся ваши личные, уникальные ответы;
  • Писать не по сути. «Я не знаю». «Думай сам». «Это же так просто» — подобные выражения не приносят пользы;
  • Писать ответ ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ;
  • Материться. Это невежливо и неэтично по отношению к другим пользователям.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Источник

Безличные глаголы

Безличные глаголы — это слова, которые обозначают действия или состояния, происходящие безотносительно к лицу или предмету.

Узнаем, что такое безличные глаголы в русском языке, выясним их грамматические особенности и способы образования. Приведем примеры безличных глаголов.

Что такое безличные глаголы?

Чтобы понять, какие глаголы называют безличными в русском языке, воспользуемся приёмом противопоставления.

Напомним, что глагол — это самостоятельная часть речи, которая называет действие или состояние. Действие обычно привязано к субъекту — к лицу, одушевлённому или неодушевленному предмету:

Такие глаголы имеют личные формы, то есть спрягаются. Они сочетаются с личными местоимениями и существительными в качестве субъекта действия. Кроме этих глаголов, в русском языке существует специфичная группа слов этой части речи, которые не соотносятся с определённым деятелем.

Понаблюдаем:

Действие или состояние происходит само по себе, вне воли лица или субъекта действия. Эти слова не соотносятся с лицом или предметом и представляют независимое от них действие.

В русской грамматике в соответствии с этой характерной особенностью рассмотренные глаголы называют безличными.

Безличные глаголы — это слова, которые называют действия или состояния, происходящие без участия действующих лиц.

По сравнению с большинством слов этой части речи безличные глаголы имеют характерные грамматические особенности.

Безличные глаголы

Грамматические особенности безличных глаголов

Специфичной особенностью безличных глаголов является то, что они не имеют категории лица, отчего и получили своё название.

В их парадигме имеются только несколько грамматических форм:

К примеру, от безличного глагола «смеркаться» образуем все возможные формы.

Читайте также:  Взаимодействия объектов природы примеры

Форма безличного глагола с окончанием -ет/-ит похожа на форму 3 лица единственного числа настоящего или будущего времени:

Форма прошедшего времени безличных глаголов грамматически оформлена как прошедшее время единственного числа среднего рода:

Безличные глаголы не изменяются по лицам, родам и числам и не образуют причастий и деепричастий, форм повелительного наклонения.

Значение безличных глаголов

Среди этих слов укажем собственно безличные глаголы, которые по своему значению изначально не соотносятся с производителем действия:

1. глаголы, обозначающие действие или состояние человека:

2. глаголы, выражающие долженствование, предположение, возможность:

3. глаголы, обозначающие явления и состояния природы, действие стихийных сил:

К безличным глаголам примыкают глаголы в личной форме, которые могут употребляться безотносительно к деятелю.

Вдали громыхает поезд. — Громко громыхает в грозно насупившемся небе.

В волнах моря что-то темнеет. — Зимой быстро темнеет на дворе.

Из-за мыса показалось судно. — Мне показалось, что она расстроена.

Это известие ужаснуло нас. — Всех ужаснуло, как можно быть таким бессердечным.

Безличные глаголы пополняются также личными формами глаголов путём присоединения к ним постфикса -ся /-сь:

  • она верит — верится с трудом;
  • ребёнок спит — долго спится;
  • ученик думает -легко думается;
  • рыба дышит — хорошо дышится;
  • девочка мечтает — ей мечтается.

Безличные глаголы являются центром односоставного безличного предложения, в котором нет и не может быть деятеля, обозначенного существительным (местоимением) в форме именительного падежа. Слово с предметным значением, как правило, используется в косвенных падежах.

Примеры предложений

С ночи подморозило , так что под ногами смачно хрустнуло .

Вася промочил ночи, так что вечером его начало знобить .

Из открытой двери на меня очень дует.

После расставания с ним всем немного взгрустнулось.

Мне кажется, что здесь нужно использовать другой метод исследований.

Видеоурок для учащихся 6 класса

Источник

«Чудодейственная сила глагола» (лингвистическое путешествие в 6-м классе)

– Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в лингвистическое путешествие – путешествие в мир языка и поговорим глаголе как единице речи. Русский язык чрезвычайно богат глаголами.
(слайд 3)
«В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существует до десяти и больше глаголов одного корня, но разных видов», – писал В.Г.Белинский.
Скажите, какие глаголы мы можем найти, чтобы описать, как человек идёт? Запишем их на доске.
(слайд 4)
– В русском языке 40% слов – существительные, 35% – глаголы. «Глагол – это речь человека, разумный говор – язык» (В.И.Даль).
(слайд 5)

Итак, наш первый маршрут – глаголы, описывающие действия человека и природные явления.

– Вспомним отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

Хотел бежать, но в бороде
Запутался, упал и бьётся;
Встаёт, упал; в такой беде
Арапов чёрный рой мятётся;
Шумят, толкаются, бегут,
Хватают колдуна в охапку
И вот распутывать несут…

– О ком здесь речь? (О Черноморе и его слугах.)
– Что произошло сначала? Что позже? Чем завершается эта сцена?
– Глаголы передают последовательность событий, темп происходящего, создают ритм.

Читайте также:  Где можно найти природные камни

Глагол может передать и последовательность движений:

Вблизи осматривая диво,
Объехал голову кругом
И стал пред носом молчаливо;
Щекотит ноздри копиём,
И, сморщась, голова зевнула,
Глаза открыла и чихнула.

– О ком идёт речь? (О Руслане и о голове, которую он встретил на своём пути.)

– Глаголы делают выразительными описания природы. Прочитаем, например, отрывок из стихотворения Ф.И.Тютчева:

Сияет солнце, воды блещут,
На всём улыбка, жизнь во всём,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворён,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоён…

– Глаголы и глагольные формы создают мелодику, ритмику стихотворения, рисуют картину, в которой есть движение, и свет, и звук.
(слайд 9)
– Записаны глаголы: идти, мчаться, шагать, тащиться, брести, семенить, ползти, шествовать, лететь.
– Определите лексические значения глаголов и отметьте оттенки этих значений.
– Вы каждый день ходите в школу по улице и видите, как движется транспорт. Какими глаголами можно описать движение автобуса, троллейбуса, такси, трамвая? Как ходят дети, взрослые, старые люди? Подберём синонимы, убедимся, что их в нашем языке много.
– А теперь прочитайте текст, найдите глаголы движения и выпишите их. (Приложение 1)

Мне была представлена полная свобода. Я с утра гонял по парку, убегал в деревню играть в солдаты с деревенскими ребятишками, уходил без спросу в ближние лески по грибы и по ягоды, купался в илистых и тенистых прудах вместе с нашей собакой Динго. (В.Брюсов)

– Прочитайте, какие глаголы вы выписали. Как вы думаете, почему автору удалось в одном предложении рассказать о многом? Какую роль играют в этом глаголы?

Далее работаем с текстом (у каждого учащегося) (глаголы движения пропущены). Вставляем пропущенные глаголы (работа выполняется устно) и записываем их в тетрадь. (Приложение 2)

Мы идём с лесником по мелколесью. Кое-где попадаются маленькие круглые оконца – колодцы.
– Родник, – говорит лесник и зачерпывает ладонью прозрачную воду. Из-под камня (течёт) родник. Он превращается в ручеёк, который весело (бежит) на восток. Ручей брызжет, звенит, журчит и потом стремительно (скатывается) вниз. По склону горы он (льётся) дальше. Несколько таких ручейков (сливаются) в один большой ручей, и он спокойно (течёт) по равнине. А вот он с шумом (низвергается) в пропасть.

– Наш второй маршрут – глаголы речи. Они играют большую роль в текстах с прямой речью и диалогом.
– Прочитайте отрывок из сказки «Василиса Прекрасная». (Приложение 3)
Затрещали деревья, захрустели листья – едет Баба-Яга. Василиса встретила её.
– Всё ли сделано?– спрашивает Яга.
– Изволь посмотреть сама, бабушка, – молвила Василиса. Баба-Яга всё смотрела, подосадовала, что не за что рассердиться, и сказала:
– Ну, хорошо!
Потом крикнула:
– Верные мои слуги, сердечные други, смелите мою пшеницу!

– Выпишите глаголы речи и потом прочитайте их.
– Какие глаголы речи подчёркивают характер героев сказки? (молвила – потому что ласковая, добрая, почтительная; крикнула – скорее всего, злая, сварливая.)

Читайте также:  Двойственная природа электрона атомная орбиталь

– Следующее задание: вам даны глаголы речи. Распределите данные глаголы и словосочетания на три группы:

1) глаголы со значением речи;
2) глаголы со значением чувств, ощущений говорящего;
3) глаголы, обозначающие мимику, жесты и движения говорящего.

Говорить, вспомнить, улыбнуться, рассказать, удивиться, пояснить, подумать, обрадоваться, ужаснуться, нахмуриться, упрекнуть, провозгласить, усмехнуться, застонать, приуныть.

1) говорить, рассказать, пояснить, упрекнуть, провозгласить;
2) вспомнить, улыбнуться, удивиться, ужаснуться, обрадоваться;
3) нахмуриться, усмехнуться, застонать, приуныть, подумать

– Придумайте словосочетания с глаголами говорить, рассказать, пояснить, упрекнуть, провозгласить.
– Определите лексическое значение глаголов чувств: вспомнить, улыбнуться, удивиться, ужаснуться, обрадоваться.

– Наш третий маршрут – глаголы звучания.

Лесной оркестр

В мае все лесные жители поют и играют, кто, на чём и как умеет. Тут услышишь и звонкое пение, и скрипку, и барабан, и свист, и лай, и кашель, и вой, и уханье, и жужжание, и урчание, и кваканье.
Чистыми голосами поют соловьи, зяблики, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Барабанят дятлы, свистят флейтой иволги, лает лисица. Кашляет косуля. Воет волк. Ухает филин. Жужжат шмели и пчёлы. Урчат и квакают лягушки. (По В.Бианки).

– Какие глаголы вы выписали?
– Это действительно оркестр, и действие происходит в мае. Какие звуки издают кузнечики? Волк? Лиса? Филин? Пчёлы?

– А теперь прочитайте текст «Лесной разговор» Г.Скребицкого. Какие глаголы, по-вашему, точнее и выразительнее передают звуки леса?

Лесной разговор

– Люблю, когда лес шумит, – сказал, обернувшись ко мне, Михаил Петрович, – особенно летом. Иду и слушаю, о чём деревья переговариваются. Ведь это целый лесной разговор. Его понимать надо. Иной раз деревья тихонько шумят, будто шепчутся между собой. Это значит – погожий день устоялся. Иди смело, куда задумал. А то в другой раз как загудят, заволнуются – ну, жди ненастья, грозы. Им-то сверху видней, что на небе делается, ещё издали точку увидят и начнут друг другу весть подавать. А самые старые заохают, застонут, будто страшно им, что не выдержат, сломает их ветер. Зато, как пройдёт гроза, выглянет солнышко, тут уж по лесу такой радостный разговор пойдёт, прямо заслушаешься… (Г.Скребицкий).

– От чего зависит выразительность этого текста? Как шумят деревья?
– Умеете ли вы слушать природу? А рассказать о том, что слышите?
– Вот как много интересного, удивительного и чудесного мы сегодня узнали о глаголе.

И наш урок «Чудодейственная сила глагола» хочется закончить словами К.Г.Паустовского:

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему «Звуки весеннего леса», «Лес проснулся» или «На берегу лесной речки».

Источник

Оцените статью