Природные сообщества
Это тип непрогрессивной формы существования, к которому относится исторические сообщества, живущие в рамках природного годового цикла, в единстве и гармонии с природой. Народы, относящиеся к данному типу цивилизации, существуют вне исторического времени. В общественном сознании этих народов отсутствует понятие прошлого и будущего. Для них существует лишь время текущее и время мифическое, в котором живут боги и души умерших предков. Эти народы адаптировались к окружающей среде до такой степени, которая необходима для поддержания и воспроизводства жизни. Цель и смысл своего существования они видят в сохранении хрупкого равновесия между человеком и природой, в сохранении сложившихся обычаев, традиций, приемов труда, не нарушающих их единства с природой.
Вся жизнь сообщества подчинена природному циклу. Оно ведет кочевой или полукочевой образ жизни. Духовная культура, верования связаны с обожествлением сил природы, Воды, Земли, Огня, Солнца и т. д. Функции связи между обожествленными силами природы и сообществами выполняют предводители общин — родов, племен, а также жрецы (шаманы, колдуны). Средством интеллектуального и эмоционального освоения мира выступает мифология. Восприятие мифа осуществляется через образ — целостную наглядную структуру.
Для этих сообществ характерен крайний традиционализм. Изменения происходят по замкнутому кругу, нет восходящего развития. Неизменность однажды установленных порядков поддерживается системой запретов — табу. Самое страшно табу — запрет на всякие изменения. В социальной организации господствует коллективизм: община, род, клан, племя. Властные отношения осуществляются на основе авторитета. Власть опирается либо на традицию (выборные предводители), либо на генеалогическое родство (наследование)
Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация)
Исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются:
1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур. 2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности. 3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков, независящими от него силами природы, социума, богов и т. д. 4. Нравственно волевая установка не на познание и преобразование мира, а созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни. 5. Личностное начало не развито. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма. 6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом. 7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях является корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение.
Западный тип цивилизации (западная цивилизация)
Систематическая характеристика особого типа цивилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки. Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие: 1) динамизм, ориентация на новизну; 2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности; 3) индивидуализм, установка на автономию личности; 4) рациональность; 5) идеалы свободы, равенства, терпимости; 6) уважение к частной собственности; 7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации.
Источник
какие есть природные общества
Главная форма связей организмов в естественном обществе — это пищевые связи. Начальным, основным звеном в любом естественном сообществе, творящим в нем запас энергии, являются растения. Только растения, используя солнечную энергию, могут из находящихся в почве либо воде минеральных веществ и углекислого газа творить органические вещества. Растениями кормятся растительноядные беспозвоночные и позвоночные животные. Ими, в свою очередь, насыщаются плотоядные животные — хищники. Так в природных обществах появляются пищевые связи, цепь питания: растения — растительноядные животные хищные животные (хищники — прим. biofile.ru). Время от времени эта цепь усложняется: первыми хищниками могут кормиться другие, а ими, в свою очередь, третьи. Например, гусеницы поедают растения, а гусениц поедают плотоядные насекомые, которые, в свою очередь, служат едой насекомоядным птицам, а теми питаются хищные птицы.
В конце концов, в состав естественного сообщества входят еще разные организмы, которые кормятся отходами: отмершими растениями или их долями (ветками, листьями), а также трупами погибших животных или их какашками. Ими могут быть некоторые животные — жуки-могильщики, дождевые червяки. Но основную роль в процессе разложения органических веществ играют плесневые грибы и бактерии. Конкретно они доводят разложение органических веществ до минеральных, которые вновь могут быть применены растениями. В общей трудности в естественных обществах происходит круговорот веществ.
Смена естественных сообществ может проходить под воздействием биотических, абиотических причин и человека. Смена сообществ под влиянием жизнедеятельности организмов продолжается сотни и тыщи лет. Главную роль в этих процессах играют растения. Образцом смены общества под воздействием жизнедеятельности организмов может служить процесс зарастания водоемов. Большая часть озер постепенно мелеет и убавляется в размерах. На деньке водоема со временем скапливаются остатки водных и прибрежных растений и животных, частички земли, смываемые со склонов. Равномерно на дне образуется толстый слой ила. По мере того, как озеро мелеет, его берега зарастают камышом и тростником, потом осоками. Органические остатки скапливаются еще прытче, образуют торфянистые отложения. Многие растения и животные замещаются видами, чьи представители более приспособлены для жизни в новых критериях. Со временем на месте озера появляется другое общество — болото. Но на этом смена сообществ не прекращается. На болоте могут появляться нетребовательные к почве кусты и деревья, а в окончательном итоге болото может смениться лесом.
Таким образом, смена сообществ происходит потому, что в итоге конфигурации видового состава сообществ растений, животных, грибов, микроорганизмов постепенно меняется среда обитания и создаются условия, благоприятные для обитания иных видов.
Смена сообществ под воздействием деятельности человека. Если смена сообществ под воздействием жизнедеятельности самих организмов — постепенный и долгий процесс, охватывающий период в 10-ки, сотки и даже тыщи ле
Источник
Тема 2. Общество и природа
Природа (от гр. physis и лат. natura – возникнуть, быть рожденным) – одна из наиболее общих категорий науки и философии, берущая начало еще в античном мировоззрении.
Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования – «второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком.
Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано.
Выделение человека из мира природы знаменовало рождение качественно нового материального единства, так как человеку присущи не только природные свойства, но и социальные.
Общество вступило в противоречие с природой в двух отношениях: 1) как социальная действительность оно есть не что иное, как сама природа; 2) оно целенаправленно с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее.
На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как у человека еще были примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к жизни. Однако в те далекие времена полной зависимости человека от природы уже не было. По мере совершенствования орудий труда общество оказывало усиливающееся воздействие на природу. Человек не может обойтись без природы еще и потому, что технические средства, облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природными процессами.
Едва появившись на свет, общество стало оказывать весьма существенное воздействие на природу, где‑то улучшая ее, а где‑то и ухудшая. Но природа, в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общества, например, посредством снижения качества здоровья больших масс людей и т. д. Общество как обособившаяся часть природы и сама природа оказывают друг на друга значительное влияние. Вместе с тем они сохраняют специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности. В этой тесной взаимосвязи природы и общества заключается основа единства мира.
C6. Раскройте на двух примерах взаимосвязь природы и общества.
Ответ: В качестве примеров, раскрывающих взаимосвязь природы и общества, могут быть приведены: Человек не только социальное, но и биологическое существо, а следовательно, является частью живой природы. Из природной среды общество черпает необходимые вещественно‑энергетические ресурсы для своего развития. Деградация природной среды (загрязнение воздуха, водоемов, вырубка леса и т. д.) ведет к ухудшению здоровья людей, к снижению качества их жизни и др.
Тема 3. Общество и культура
Вся жизнь общества основана на целесообразной и разнообразной деятельности людей, продуктом которой являются материальные блага и культурные ценности, т. е. культура. Поэтому нередко отдельные типы обществ называют культурами. Однако понятия «общество» и «культура» не являются синонимами.
Система взаимоотношений во многом складывается объективно, под влиянием закономерностей общественного развития. Поэтому они не являются непосредственным продуктом культуры, при всем том, что осознанная деятельность людей влияет на характер и форму этих отношений самым существенным образом.
B5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) В истории общественной мысли существовали различные, зачастую противоположные точки зрения на культуру. (2) Часть философов называла культуру средством закабаления людей. (3) Другой точки зрения придерживались те ученые, которые считали культуру средством облагораживания человека, превращения его в цивилизованного члена общества. (4) Это говорит о широте, многомерности содержания понятия «культура».
Определите, какие положения текста носят:
Б) характер оценочных суждений
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
Источник