Какие характерные признаки птиц

Статья «ПТИЦЫ. Характерные признаки класса птиц. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Статья «ПТИЦЫ. Характерные признаки класса птиц. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Характерные признаки класса птиц. Тело покрыто перьями. Передние

конечности изменены в крылья. Сердце полностью разделено на две половины,

четырёхкамерное. Два круга кровообращения. Дыхание лёгочное. Теплокровные

животные. Размножаются посредством яиц в твёрдой известковой скорлупе.

Наземные позвоночные, ведущие преимущественно воздушный образ

П Р А К Т И Ч Е С К И Е Р А Б О ТЫ

Наблюдения над прилётом и отлётом. 1. Установите весной точные

даты: а) появления первых грачей, жаворонков, скворцов, зябликов, белых

трясогузок; б) пролёта первых стай уток, журавлей, гусей; в) первой песни

жаворонка, скворца, зяблика, кукушки.

2. Осенью проследите собирание ласточек в стаи. Появление первых

смешанных стаек кочующих синиц. Отметьте даты первых пролётных стай

и массового пролёта журавлей, гусей.

Наблюдения над гнездованием. 1. Пронаблюдайте постройку гнезда

(или починку старого) грачом, вороной, ласточкой.

2. Проследите, сколько раз в течение часа приносит своим птенцам корм

грач, ворона, скворец, воробей, ласточка или иная доступная вашему наблюдению

3. Прилетая к гнезду, ласточка часто роняет часть принесённого корма

на землю. Расстелите под её гнездом кусок ткани. Выясните, собирая уроненное

птицей, чем она кормит птенцов.

4. Проследите вылет птенцов у грача, вороны, галки, воробья, ласточки,

скворца и взаимоотношения их с родителями в первые дни по вылете.

5. Установите, будет ли второй вывод птенцов у ласточки, воробья

Наблюдения над искусственными гнездовьями. 1. Развесив искусственные

гнездовья, наблюдайте за ними: а) какие птицы их заселят; б) какие

гнездовья (скворечник, синичник, дуплянка) какими птицами охотнее занимаются;

в) влияет ли на использование гнездовий место их нахождения (вы

сота и сторона дерева, его порода, местопроизрастание и пр.).

2. Попробуйте класть на видном месте вблизи скворечника корм (сообразно

обитателю гнездовья). Проследите, берёт ли его птица, привыкает

ли к месту и времени выкладки корма.

Наблюдения над цыплятами и утятами. 1. Проследите, как проявляются

у цыплят инстинкты клевания и реакция на тревогу.

2. Давая цыплятам и утятам корм, не зовите их «цып-цып» или «утя-

утя», а применяйте иной звук (звонок, свисток). Проследите, как возникает

у них связь между сигналом и дачей корма. Когда выработается прочный

условный рефлекс, попробуйте впервые позвать «цып-цып» или «утя-утя».

Как будут реагировать цыплята и утята?

Читайте также:  Где живет птица додо

3. Кормя цыплят и утят, кладите корм в определённое место так, чтобы

они это видели. Одновременно давайте звуковой, сигнал. Когда у цыплят и

утят установится на звук рефлекс, приносите корм незаметно для них; про-

следите, побегут ли они по сигналу к привычному месту. Затем, давая сигнал,

кладите корм в новом месте (не тайком, а открыто). Куда побегут цыплята

4. Употребляя цветные кормушки, выясните, устанавливается ли у цыплят

и утят связь между цветом и кормом.

5. Начиная с 20-го дня, разделите цыплят и утят на две группы и кормите

одну из них только растительными кормами, а другой давайте и мясную

пищу. Проследите рост тех и других, взвешивая их каждые 5 дней.

Наблюдения над голубями. Голубей можно содержать в простой клетке,

даже в ящике с сетчатой передней стенкой (объём помещения на одну пару

примерно 0,5 Л£3). Гнездом служит небольшая корзинка с сеном. В марте—апреле

голубка откладывает яйца. Насиживание длится около 17 дней.

1. Проследите выкармливание птенцов (чем кормят их родители), развитие

оперения, начало самостоятельной жизни голубят.

2. Попытайтесь выработать у голубей пищевые условные рефлексы на

звуковые сигналы, цвет кормушки, одежду кормящего.

Зимние наблюдения над птицами в природе. 1. Научитесь узнавать

следы вороны, галки, сороки, разбирать по ним, что делала птица.

2. Проследите, в какой последовательности просыпаются зимой разные

виды птиц, как и в какой последовательности устраиваются на ночёвку.

3. Понаблюдайте за птицами в мороз, оттепель, перед снегопадом и т. д.

Установите связь их поведения с погодой.

4. Выкладывая ежедневно корм (всегда в определённые часы и на одном

месте), проследите, как скоро воробьи начнут прилетать на него в это время,

будут ли «требовать» еды, вся ли стайка появляется сразу или бывают

Проделайте такой же опыт с воронами или галками.

5. В саду или парке, посещаемом синицами (см. цвет. табл. VI, 3, 4),

устройте кормовой столик. Пронаблюдайте поведение посещающих его птиц.

6. Проследите за поведением разных синиц, снегирей (см. цвет. та&:

VI, 6) и других зимующих птичек. Как они держатся на ветвях, как ищу!

пищу, есть ли различия в поведении разных видов синиц и т. д.

7. Проследите постепенное уменьшение количества ворон и галок в конце

зимы (в городе), изменения в поведении воробьев.

Наблюдения над дятлом. 1. Проследите в лесу, как передвигается по

стволу дерева большой пестрый дятел (см. цвет. табл. VI, 2 ), как он долбит

2. Сдерите кусок коры со ствола, который особенно старательно долбил

дятел. Рассмотрите внутреннюю поверхность коры и обнажённую древесину:

не обнаружите ли вы здесь ходы короедов или иных жуков.

3. На большого пёстрого дятла очень похож малый пёстрый дятел, но

он гораздо меньше (едва крупнее воробья). Увидев в лесу этого дятла, проследите

за его повадками: где он чаще ищет добычу — на стволе или на

ветвях, как передвигается, много ли долбит кору.

4. Осенью и зимой дятел летает вместе со стайкой синиц, прилетает

Читайте также:  Диагностика болезней птиц методом пцр

с ними и к зимним кормовым столикам. Проследите поведение дятла в сини,

чьей стайке и у кормового столика.

5. Найдя «станок» дятла летом, рассмотрите его и раздолбленные птицей

шишки. Найдите «станок» зимой и проследите, как дятел приносит шишку

и вставляет её в «станок», как долбит, а затем выбрасывает. Если работу

дятла можно наблюдать ежедневно, то выясните, сколько шишек он раздолбит за один день.

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по биологии в условиях реализации ФГОС СОО

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.756 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Курс повышения квалификации

Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.756 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания биологии в условиях реализации ФГОС

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.756 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 10 000 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Дистанционные курсы для педагогов

Евгений Ямбург Павел Северинец

Нововведения в новом учебном году 2023

Открытая сессия для учителей и руководителей образовательных организаций

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 331 141 материал в базе

Материал подходит для УМК

Тема

Другие материалы

  • Учебник: «Биология», Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. / Под ред. Пасечника В.В.
  • Тема: § 7. Химический состав клетки
  • Учебник: «Биология. Живые организмы. Животные», С. В. Суматохин, Д. И. Трайтак
  • Тема: § 17. Общая характеристика надкласса Рыбы
  • Учебник: «Биология (изд. «Русское слово»)», Тихонова Е.Т., Романова Н.И.
  • Тема: § 15. Многообразие плоских червей

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий на уроке биологии»
  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Антропология и этнопсихология» в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Государственная итоговая аттестация как средство проверки и оценки компетенций учащихся по биологии»
  • Курс повышения квалификации «Нанотехнологии и наноматериалы в биологии. Нанобиотехнологическая продукция»
  • Курс повышения квалификации «Основы биоэтических знаний и их место в структуре компетенций ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Гендерные особенности воспитания мальчиков и девочек в рамках образовательных организаций и семейного воспитания»
  • Курс профессиональной переподготовки «Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация производственно-технологической деятельности в области декоративного садоводства»
  • Курс повышения квалификации «Инновационные технологии обучения биологии как основа реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и выполнение работ по производству продукции растениеводства»
Читайте также:  Где находятся теплые края птицы

Оставьте свой комментарий

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал. Удалить материал

Автор материала

  • На сайте: 6 лет и 9 месяцев
  • Подписчики: 2
  • Всего просмотров: 982993
  • Всего материалов: 5678

Дистанционные курсы
для педагогов

42 минуты

Видеолекция Теория и методика развития дошкольника для организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях с учетом ФГОС ДО

29 минут

35 минут

  • Рабочий лист
  • Рабочий лист на тему
  • Рабочий лист

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

1. Особенности внешнего строения Птиц

Класс Птицы насчитывает около \(9000\) видов. Это высокоорганизованные теплокровные животные, широко распространённые на планете.

  • Сухая кожа, без желёз, покрытая перьями ;
  • наличие крыльев;
  • обтекаемая форма тела;
  • особое расположение пальцев на нижних конечностях и наличие цевки;
  • наличие клюва;
  • возникновение четырёхкамерного сердца, что привело к полному разделению потоков венозной и артериальной крови и теплокровности.

У птиц сухая тонкая кожа без желёз. Имеется лишь копчиковая железа, расположенная возле хвоста. Её выделениями птицы смазывают перья, чтобы сделать их несмачиваемыми. Исключение — страусы и дрофы, у них такой железы нет.

7 (19).png

Больше всего у птиц контурных перьев. Их, в зависимости от расположения на теле и назначения, делят на кроющие, маховые и рулевые. Есть пуховые перья и пух, они служат только для сохранения тепла.

10 (6).png

Основой каждого пера служит твёрдая центральная часть — очин и стержень . От стержня отходит опахало , состоящее из бородок первого порядка (без крючочков) и бородок второго порядка (с крючочками).

sparrowhawkgfe6776a13640.png

Для удержания птицы на ветвях деревьев её пальцы расположены особым образом: три пальца вперёд, а один — назад.

6 (35).png

Цевка и пальцы птиц покрыты роговыми чешуйками, на пальцах есть когти, что указывает на родство птиц с пресмыкающимися.

Челюсти птиц вытянуты в клюв и одеты роговым покровом. В клюве различают надклювье (верхняя часть) и подклювье (нижняя часть).

Источник

Оцените статью