- Какие научные методы изучения природы являются наиболее распространёнными?
- Среди них наиболее распространенными научными методами являются наблюдение, эксперимент, теоретическое осмысление. Наблюдения в основном используются для сбора научных фактов.
- Похожие вопросы
- Топ вопросов за вчера в категории Физика
- Естествознание: методы изучения природы
- Наука о природе
- Что значит изучать природу?
- В каком классе начинают познавать методы изучения природы?
- Природоведение: методы изучения природы
- Наблюдение
- Эксперименты и опыты
- Измерения
- Подведение итогов наблюдений, экспериментов и опытов
- Различия методов
- Научные методы изучения природы. Физический эксперимент.
- Просмотр содержимого документа «Научные методы изучения природы. Физический эксперимент.»
- Какие научные методы изучения природы являются наиболее распространёнными?
- Среди них наиболее распространенными научными методами являются наблюдение, эксперимент, теоретическое осмысление. Наблюдения в основном используются для сбора научных фактов.
- Похожие вопросы
- Топ вопросов за вчера в категории Физика
Какие научные методы изучения природы являются наиболее распространёнными?
Среди них наиболее распространенными научными методами являются наблюдение, эксперимент, теоретическое осмысление. Наблюдения в основном используются для сбора научных фактов.
Похожие вопросы
Топ вопросов за вчера в категории Физика
Источник
Естествознание: методы изучения природы
Люди с древнейших времен стремились к изучению и объяснению объектов и явлений окружающего их мира и использовали для этого различные методы изучения природы. 5 класс средней школы — это тот возраст, когда пытливость ребенка сочетается с серьезностью юного исследователя.
Наука о природе
Естествознание — это особенная область человеческой деятельности. Целью ее является приобретение новых сведений об окружающем мире и накопление знаний.
Что значит изучать природу?
Изучать природу — это значит изучать все, рядом с чем мы живем, все, что нас окружает: растения, птиц, животных, человека, погоду, климат, землю, небо, космос, воду, почву, города, страны.
В каком классе начинают познавать методы изучения природы?
Метод — это весь спектр систематизированных мероприятий, необходимых для достижения желаемого результата.
Познавать окружающий мир малыши начинают с рождения (тянут в рот незнакомые предметы, ощупывают, облизывают, кусают), в детском садике ведутся занятия по познанию мира. В начальной школе уже немного затрагиваются методы изучения природы. 5 класс — это начало более серьезного, более детального, более научного изучения естественных наук.
Природоведение: методы изучения природы
На протяжении всей истории человечества люди изучали то, что их окружает, и в процессе этого делали удивительные, неожиданные открытия.
Науки, изучающие природу, объединяет слово «естествознание». Слово это раскладывается на две основы: «естество» и «знание». В современное естествознание входят следующие области научного знания:
- физика;
- химия;
- география;
- астрономия;
- экология;
- геология;
- астрофизика;
- биология.
Наблюдение
Основным самым простым и доступным, а потому наиболее распространенным методом изучения природы является наблюдение. В нем человеку помогают все органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание.
Наблюдение может быть прямым и косвенным. В первом случае за поведением объекта наблюдают непосредственно, во втором информация суммируется на основании физических признаков закончившихся действий.
При помощи наблюдения можно изучить типичное поведение какого-либо вида животного в естественных для него условиях или влияние определенных погодных условий на рост, цветение или плодоношение определенного вида растения, кроме того, можно изучить расположение и движение небесных тел и космических объектов.
В стародавние времена обобщение и сопоставление наблюдений складывалось в так называемые приметы:
- Жаворонки прилетают к теплу.
- Кот на полу спит — жди тепла.
- Облака плывут высоко — ожидается хорошая погода.
- Увидел воробья, барахтающегося в песке — скоро соберется дождь.
- Березы перед дождливым летом дают много сока.
- Высоко летящие гуси — к половодью.
- Золотистый или розовый закат — к ясной погоде.
- Накануне непогоды кровососущие насекомые наедаются вдоволь, муравьи поглубже прячут коконы с детьми и запечатывают выходы из муравейника, гаснут светляки, а стрекозы хаотично мечутся, сбившись в стайки.
- Деревья и другие растения накануне грозы крепче пахнут.
- Лягушки громко квакают к ясной и жаркой погоде.
Чтобы сделать полезный вывод из прямых или косвенных наблюдений, нужно добросовестно обработать и тщательно проанализировать полученные данные.
Обработка и анализ —это обобщение, объяснение, суммирование, сопоставление и сравнение наблюдаемых явлений и фактов. Сначала производится анализ отдельных наблюдений (изменение количества выпавших осадков, температуры, давления, облачности, скорости ветра, качества), после этого их результаты обобщаются и сравниваются.
При наблюдении часто используются увеличительные приборы: лупа, микроскоп, бинокль, телескоп.
Эксперименты и опыты
Для подтверждения научных фактов часто требуются определенные условия, причем не всегда получается дождаться этих условий естественным путем, и тогда на помощь нам приходит научный эксперимент, в ходе которого требуемые условия воспроизводятся искусственно.
Итак, эксперименты (или опыты) проводятся учеными в лабораторных условиях. В ходе такого рода исследований экспериментатор сам воспроизводит различные условия или же природные явления. Например, с помощью такого способа исследования можно выяснить, что происходит с предметом в процессе нагревания или, наоборот, охлаждения или замораживания.
Измерения
И в ходе наблюдений, и во время экспериментов, исследователям приходится проводить различного рода измерения. Измеряют температуру, влажность, давление, скорость, продолжительность, силу, площадь, емкость, мощность, объем, массу. Измерения производят при помощи специальных инструментов. Это:
- термометр;
- весы;
- телескоп;
- микроскоп;
- флюгер;
- гигрометр;
- барометр;
- вольтметр;
- амперметр;
- силомер;
- метеоспутник;
- тонометр;
- лактометр;
- глюкометр;
- облакометр;
- метеозонд;
- рулетка;
- нивелир;
- компас;
- транспортир;
- линейка;
- портновский метр;
- мерный цилиндр;
- мензурка;
- секундомер;
- часы;
- ростомер.
Кстати, измерениями занимается особая отрасль науки — метрология.
Подведение итогов наблюдений, экспериментов и опытов
Когда обработка наблюдений, экспериментов или опытов закончена, их результаты фиксируют в виде:
В отчете записывают цель и задачи, средства и методы, перечисляют всех участников исследований, фиксируют данные об условиях, далее — полученные результаты с подробным описанием и подтверждением фактическими данными.
Различия методов
Основным различием наблюдения и эксперимента является то, что первый метод описывает явление, а второй объясняет его.
Итак, мы познакомились с несколькими методами изучения природы: наблюдением, экспериментом и измерением.
Источник
Научные методы изучения природы. Физический эксперимент.
Знания о природе добываются путем применения различных исследовательских методов.
Просмотр содержимого документа
«Научные методы изучения природы. Физический эксперимент.»
Академический год: 2020-2021
Преподаватель: Бактыбекова А.Н.
Научные методы изучения природы. Физический эксперимент.
1.Знания о природе добываются путем применения различных исследовательских методов. Среди них наиболее распостраненными научными методами являются наблюдение, эксперимент и теоретическое осмысление.
Наблюдение в основном используется для сбора научных фактов. На основе сопоставления и систематизации накопленных фактов устанавливаются определенные закономерности.
2. Для того чтобы открыть закономерности наблюдательных природных явлений, ученые использкуют теоретические методы.
Если закономерность между явлениями является общей, то ее описывают как закон природы. А если между закономерностями обнаруживаются какие-то системные связи, то их представляют как физическую теорию.
3. Самым ответственным моментом теоритических исследований является выяснение сущности наблюдаемого явления, которая позволяет выдвигать научную гипотезу.
Научно обоснованное предложение называется гипотезой (от греч. Гипотеза- предложение).
Верную гипотезу о возникновении молнии выдвинул знаменитый американский ученый Б. Франклин (1706-1790). Согласно ей молния является очень мощной электрической искрой, наблюдаемой между разноименно заряженными облаками или облоком и Землей. Электрическую искру, т.е. молнию, в настоящее врем можно наблюдать и в лабораторных условиях между разноименно заряженными телами.
Опыт подтвердил правильность гипотезы Б. Франклина, утверждавшего, что «молния – это электрическая искра».
Раскрыв тайну молний, Б.Франклин начал поиски способов защиты от нее и изобрел громоотвод.
При выполнении сложного опыта, отчасти похожего на опыт Б. Франклина, в 1758 г. от удара шаровой молнии погиб российский ученый Г.В.Рихман, близкий друг М.В. Ломономова.
Выдвижение гипотезы не является научным открытием. Правильность любой гипотезы или теории доказывает только практический опыт или эксперимент. В этом заключается главная особенность эксперимента по савнению с другими научными методами.
4. Эксперимент является одним из главных методов исследования в физике. Эксперимент позволяет проверять на опыте физические явления, научные гипотезы и теории. Он позволяет также открывать новые физические законы. В Этом вы убедитесь в процессе изучения физики. Апример, описываемые в данном учебнике законы Р. Гука, Архимеда и другие был открыты экспериментальным методом.
5. В познании природы, в проведении научных экспериментовлюдям помогают различные специально созданные приборы. Некоторые физические приборы весьма просты. К ним можно отнести линейку, вертикальные и горизонтальные уровни, весы. Такие приборы, как термометр, секундомер, различные источники тока (батареи аккумуляторы), находят широкое применение и в быту, и в научных экспериментах.
Вопросы для самоконтроля:
1.Какие научные методы изучения природы наиболее распространены?
2.Как проверяется достоверность гипотезы?
3.как создается физическая теория?
Источник
Какие научные методы изучения природы являются наиболее распространёнными?
Среди них наиболее распространенными научными методами являются наблюдение, эксперимент, теоретическое осмысление. Наблюдения в основном используются для сбора научных фактов.
Похожие вопросы
Топ вопросов за вчера в категории Физика
Источник