52. Объекты природы, подлежащие правовой охране
Существенными признаками объектов экологического права являются их естественное происхождение, экологическая зависимость от окружающей природной среды, выполнение социально полезных жизнеобеспечительных функций.
Охране подлежат как вовлеченные в хозяйственный оборот, так и не используемые напрямую виды природных ресурсов:
• атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство;
• вода (поверхностная, подземная и почвенная влага);
• леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;
• естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию;
• типичные и редкие ландшафты.
Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в т.ч. биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.
53. Государственные органы и общественные объединения как субъекты охраны природы
Экологическое законодательство определяет права и обязанности организаций, учреждений, общественных объединений и граждан по обеспечению условий безопасного проживания на территории республики, а также гарантии прав граждан со стороны государства на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду; устанавливает компетенции специально уполномоченных государственных и иных органов в области охраны окружающей среды; а также лимиты на пользование природными ресурсами и платежи за природопользование; определяет экологические требования к хозяйственной и иной деятельности, особенности контроля и надзора в области охраны окружающей среды, меры и условия наказания за нарушение природоохранного законодательства.
Субъектами экологических правоотношений, то есть их участниками, являются граждане, юридические лица, государственные органы. Степень и характер их участия в экологических правоотношениях не одинаковы. Граждане и юридические лица выступают во многих случаях как потребители природных ресурсов, что предполагает их большую роль в охране и рациональном использовании природных ресурсов.
Государственные органы осуществляют регулирование рационального использования и охрану окружающей природной среды. Парламент РБ определяет государственную и межгосударственную экологическую политику. Совет Министров осуществляет реализацию этой политики. Кроме того, реализацию государственной политики в области окружающей среды осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Решения Министерства обязательны для всех юридических и физических лиц.
Общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, проводят работу по пропаганде и воспитанию у граждан бережного отношения к природе, повышению экологической культуры граждан, сообщают о выявленных случаях нерационального использования природных ресурсов, нарушениях законодательства РБ об охране окружающей среды, а также об авариях и иных чрезвычайных ситуациях.
Источник