Методические рекомендации «Перелетные птицы»
Расскажите детям о перелетных птицах.
Перелетные птицы — это те птицы, которые поздней осенью и зимой не находят для себя корма и улетают в теплые края, где много корма.
Улетают от нас насекомоядные, болотные и водоплавающие птицы. А почему?
Скворец, грач, кукушка и другие насекомоядные птицы питаются насекомыми. Осенью насекомые прячутся в кору деревьев, зарываются в землю, находят укромные местечки и там зимуют. Птицы не могут отыскать насекомых, им становятся голодно, холодно; они улетают.
Публикация «Методические рекомендации „Перелетные птицы“» размещена в разделах
Болотные и водоплавающие птицы питаются мелкими рыбками, лягушками, водными насекомыми. Осенью холодно — лягушки и водные насекомые впадают в спячку. Зимой вода превращается в лед — до рыбешек птицам не добраться.
Аисты улетают вереницей — верёвочкой.
Шеренгой, прямым фронтом или поперечным рядом летят цапли, утки.
Углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы. Гуси чаще всего летят косяком
Ласточки и скворцы улетают стаей. Скученной стаей летят дрозды и другие мелкие птицы.
А кукушки улетают поодиночке.
А весной, когда станет тепло и появятся насекомые, перелётные птицы возвратятся к нам обратно.
Дети должны усвоить: какие птицы улетают в тёплые края, основные названия птиц, из каких частей состоит их тело, чем оно покрыто, как птицы передвигаются, чем питаются, где живут, почему осенью они улетают.
Знать: чем питаются, почему улетают в теплые края.
Обогащение и уточнение словаря:
Существительные: птица, лебедь, скворец, журавль, аист, грач, кукушка, соловей, жаворонок, иволга, утка, цапля, ласточка, гусь (дикий, дрозд; стая, косяк, клин, вереница, поодиночке, лес, гнездо, дерево, юг, корм, насекомые, червячки, гусеницы, ягоды; скворечник, птенцы; Внешние признаки, части тела: перья, пух, крылья, клюв, голова, глаза, грудка, две лапы, перепонки, коготки, хвост.
Глагольный словарь: щебетать, куковать, курлыкать, каркать, заливаться, щелкать, шипеть, летать, улетать, прилетать, перелетать, возвращаться, подлетать, вылетать, ходить, прыгать, махать, клевать, плавать, нырять.
Прилагательные: дикие, перелетные, водоплавающие, болотные, насекомоядные, быстрые, проворные, голосистые, трудолюбивые, веселые, дружные, звонкие, заботливые; большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края, белый, полосатое, дальние, красивое, длинноногий, дикий (гусь, утка, проворный, голосистый; журавлиный, утиный, гусиный (косяк, лебединая (песня…Назвать и показать части тела птицы : голова, туловище, лапы, хвост, крылья, клюв, шея. Чем покрыто тело у птицы?
У птиц есть голова, туловище, шея, две лапки, крылья и хвост. На голове — клюв и глаза. Тело покрыто пухом и перьями.
Нарисуй или вырежи изображения перелетных птиц и назови их части : голова, туловище, хвост, крылья, клюв, перья, лапки, когти.
Рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела. Отвечать полным предложением.
У птиц есть голова. У птиц есть два крыла.
У птиц есть две лапки. У птиц есть хвост.
У птиц есть клюв. У птиц есть шея. Тело птиц покрыто перьями.
Назвать перелетных птиц :лебедь, скворец, журавль, аист, грач, кукушка, соловей, иволга, жаворонок, утка, цапля, ласточка.
Спросите ребенка, почему этих птиц называют перелетными; почему они улетают.
Игра «Ответь на вопросы»
Почему птицы улетают в теплые края? (зимой нет корма)
Какие птицы улетают первыми? (которые питаются насекомыми, т. е. насекомоядные: скворцы, соловьи, ласточки: грач добывает червяков из свежевскопанной земли; ласточка хватает мошек и других насекомых налету; кукушка охотится за гусеницами. Осенью насекомые исчезают, поэтому птицы улетают в теплые края)
А последними? (водоплавающие, т. е. лебеди, гуси, утки, т. к. водоёмы долго не замерзают)
Как называется большая группа птиц? (стая)
Как улетают журавли? (клином) (Углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы. Гуси чаще всего летят косяком).
Как улетают цапли, утки? (шеренгой)
Как улетают ласточки, скворцы, грачи, дрозды? (стаей)
Какая птица улетает на юг в одиночку? (кукушки)
Что перелётные птицы делали весной? (вили гнёзда, выводили птенцов)
Что перелётные птицы делали летом? (растили птенцов, добывали им пищу, учили летать)
У каких птиц на лапках перепонки?
У каких птиц длинные ноги?
У каких птиц длинный клюв?
Какие птицы питаются лягушками?
Какая птица живет в скворечнике?
У какой птицы хвостик похож на ножницы?
У какой птицы длинная шея?
Утка: «Кря – кря» — крякает
Журавль: «Курлы – курлы» — …
Игра «Подбери слова-действия»
1 вариант: Сделайте вместе с ребенком птичку из бумаги и нарисуйте гнездо.
Поиграйте в такую игру: птичка к гнезду (что сделала) …подлетела.
Птичка из гнезда (что сделала) …улетела; вылетела.
Птичка в гнездо (что сделала…залетела; влетела; прилетела.
Подбери слова-действия (не менее трех действий) :
Ласточка – (летает, щебечет, ловит мошек, строит гнездо, выводит птенцов, заботится, добывает корм).
Лебедь – (плавает, машет крыльями, летает).
Цапля – (стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек).
Соловей – (поёт, заливается, сидит на ветке, летает).
Грач – (ходит, летает, ищет червяков).
Кукушка – (кукует, летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда)
Игра «Какой, какая?» Подбери признаки (не менее трех признаков) :
Ласточка какая?-(маленькая, чёрная, быстрая, проворная, быстрокрылая, заботливая, белогрудая, забавная)
Аист какой?-(белый, большой, красивый)
Грач какой?-(чёрный, крупный)
Кукушка какая?-(хитрая, пестрая)
Лебедь какой?-(белый, крупный, благородный)
Скворец какой?-(пёстрый, заботливый)
Соловей какой?-(маленький, голосистый)
Игра «Как улетают птицы?»возьми много пуговиц и разложи их так, как улетают:
гуси, утки, лебеди — вереницей;
ласточки, грачи, скворцы — вереницей;
Игра «Птицы улетают на юг — кто и когда?»
Взрослый называет в какой последовательности улетают птицы в теплые края, затем спрашивает ребёнка; если есть предметные картинки, то выкладываются все птицы, затем последовательно убираются)
Начало и середина сентября, улетают скворцы и ласточки.
Конец сентября – аисты, кукушки.
Лебеди, утки, гуси с первыми морозами.
Игра «Чем питаются птицы?» (полный ответ)
Птицы питаются червяками (бабочками, жуками, улитками, комарами, кузнечиками, гусеницами, стрекозами, муравьями, мухами).
1523ad8aefb6fa347e2f9d9dce779313bfb11b84-1.jpgИгра «Какая – чем?»
Какая у тебя перелетная птица и чем ты ее угостишь?
У меня соловей. Я угощу соловья ягодами.
У меня ласточка. Я угощу ласточку жучками.
У меня цапля. Я угощу цаплю лягушками.
Игра «Чем мы угостим?». Взрослый называет птицу, а ребёнок должен сказать, чем она питается.
Угощу … грача — червяком, журавля — рыбой, скворца — жуком,
ласточку — комаром, кукушку — гусеницей.
У человека квартира, а у птицы … гнездо.
У зверей шерсть, а у птицы … перья.
У человека нос, а у птицы … клюв.
У человека руки, а у птицы … крылья.
У человека ребенок, а у птицы … птенец.
Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы» Здравствуйте уважаемые коллеги! Всем доброго времени суток! Сегодня я хочу продолжить тему экологического воспитания дошкольников. Особую.
Конспект НОД познание «Перелетные птицы» с презентацией Конспект занятия в старшей группе «Перелетные птицы» Цель: формирование у детей знаний о перелетных птицах. Задачи: учить детей по характерным.
Лэпбук «Перелетные птицы» Последовала Вашему примеру и решила собрать первый лепбук, что из этого получилось увидите и надеюсь дадите рекомендации и оценки данному.
Лэпбук «Перелетные птицы Прибайкалья» Здравствуйте, милые коллеги и гости моей страницы! В прошлой своей публикации я рассказала о своем первом лэпбуке «Растительный мир Прибайкалья»,.
Методическое пособие. «Птицы перелетные и зимующие» Содержание Введение Пояснительная записка Задачи методического пособия ЗАНЯТИЕ 1. ТЕМА: «ПТИЦЫ – ПЕРЕЛЕТНЫЕ И ЗИМУЮЩИЕ» ЗАНЯТИЕ 2. ТЕМА:.
Проект в средней группе «Перелетные птицы» Проект в средней группе «Солнышко» МКДОУ № 196 «Перелетные птицы» Авторы : воспитатели :Ожева Н. Н,Прилепко Е. А. Описание проекта: краткосрочный,.
Рекомендации для родителей по теме «Перелетные птицы» Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости сайта. В настоящее время мы все перешли на удаленную форму работы, но остаемся на связи с родителями.
Сидим дома с пользой. Рекомендации родителям «Весна. Перелетные птицы» для детей 4–5 лет Уважаемые родители! В период самоизоляции, когда вы с ребенком находитесь большую часть времени дома, постарайтесь провести его с пользой.
Викторина по теме «Перелетные птицы» Доброго времени суток,уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию викторину по теме «Перелетные птицы», которую можно провести в старшей.
Экологический проект для детей 6–7 лет «Перелетные птицы» Автор проекта: воспитатель семейного сада Иванова Наталья Анатольевна Продолжительность проекта: 2 недели Интеграция образовательных.
Источник
Полет птиц косяком
В природе не бывает ничего случайного, и если такой способ пространственной организации стаи закрепился в ходе эволюции – причем у всех видов перелетных птиц – значит, в этом есть какой-то практический смысл.
Известно, что в косяк птицы выстраиваются не как попало. Впереди летит вожак – самый сильный из членов стаи, за ним следует тоже довольно сильные птицы, но чем ближе к концам клина, тем они становятся слабее и наиболее слабые птицы замыкают колонну с двух концов. Это тоже позволяет пернатым в буквальном смысле «оседлать» некоторые законы аэродинамики. Таким образом, каждая птица экономит до 25% энергии на перелёт, а общая мощность полёта всей стаи возрастает на 70%.
Однако клинообразный косяк не всегда оказывается правильным. Это бывает только в безветренную погоду. Тогда выстраивание в форме прямого угла создает стает обтекаемую форму, благодаря этому сопротивление воздуха значительно уменьшается.
Взмахи крыльев каждой из птиц порождают воздушную волну в виде восходящего потока. Эта волна «подхватывает» другую птицу, которая летит позади, в результате чего она затрачивает уже меньше усилий для взмаха – а следующая за ней птица получает уже боле мощную воздушную волну. Синхронная работы крыльев всех птиц позволяет связать единой волной всю стаю, причем чем ближе к концам клина, где находятся слабые птицы, тем сильнее волна.
Такая организация стаи позволяет пережить перелет всем птицам – в том числе и достаточно слабым. Правда, как показывает практика, некоторые птицы все равно погибают – все-таки законы естественного отбора остаются в силе всегда и при любых обстоятельствах, но все-таки потери оказываются значительно меньшими, чем могли бы быть при беспорядочном полете.
Впрочем, эта система способна исправно работать лишь при отсутствии ветра. При наличии ветра пернатые изменяют форму косяка, подстраиваясь к птице-вожаку с той стороны, с которой они ощущают максимальную силу воздушного потока.
Самые слабые, больные и неопытные птицы всегда летят в конце. Большая часть нагрузки во время полёта достаётся вожаку, но когда он устаёт, то улетает в конец клина, а его место занимает птица, летевшая сразу за ним. Так птицы меняются местами на протяжении всего полёта и каждая получает возможность отдохнуть. Если же какая-то птица случайно покинет общий строй, то сразу ощутит дополнительную нагрузку и будет вынуждена вернутся в общий поток.
Первому в стае, приходится труднее из-за очень сильного напора ветра. Поэтому место впереди каждые несколько минут прямо на лету занимает другая птица, что позволяет стае преодолевать большие расстояния без отдыха. Легче всего лететь в конце клина по обоим краям стаи. И вот что замечательно: сильные птицы уступают место молодым, слабым и старым птицам.
Считается, что постоянный крик птиц в стае — это своего рода одобрение, которое более сильные выражают слабым. Используя последние достижения в науке, французские ученые пришли к выводу, что у птиц, выстроенных правильным клином, открывается возможность чаще парить и экономить силы. Пульс при этом становится реже и сердца у птиц бьются медленнее, чем когда они летают поодиночке. Показательно и другое: полет клином облегчает общение между птицами во время полета. При таком полете проще лететь как целой стае, так и каждой отдельной особи в ней.
Так, птицы с пользой для себя, используют законы физики. Это помогает спасению ослабевших птиц, которые могут долететь со своими сородичами в нужное место.
Источник