- Урок 60 (§ 58). Природа – основа жизни людей
- Природные богатства и их использование – тема проекта по окружающему миру в 3 и 4 классах
- Природные богатства – какие они?
- Возобновляемые
- Не возобновляемые
- Неисчерпаемые
- Кладовая под ногами: полезные ископаемые
- Как добываются природные богатства и используются?
- Вопросы и ответы
- 1. Значение природных богатств
Урок 60 (§ 58). Природа – основа жизни людей
Первобытный человек использовал лишь то, что было близко от него на поверхности земли или в небольшой глубине водоёмов. Исследовать недра или большие глубины, разрабатывать ископаемые они ещё не умели.
Собирали растительность для еды, использовали деревья для костров и строительства жилищ, из камней делали орудия труда и те же стройматериалы.
Без воды обходиться никак нельзя, особенно пресной. Также водных обитателей и земных зверей использовали для пищи, изготовления одежды и домашней утвари.
2. Какие природные богатства используют люди для поддержания жизни?
Для жизни и развития человечество использует много богатств природы: ресурсы мирового океана; дары лесов, полей; плодородие почвы; минеральные вещества из недр.
Все природные богатства нуждаются в бережном использовании и охране. Следует не допустить полного исчезновения, а также занесения в Красную книгу как исчезающих, многих видов растений и животных. Следующие поколения людей должны не только увидеть все возможные дары природы, но и приумножить их.
3. Каковы различия между природными условиями и природными богатствами?
Между этими двумя понятиями есть существенные отличия, вот некоторые из них:
1. Вовлечение в хозяйственную деятельность. Природные ресурсы, в отличии от природных условий, почти всегда вовлечены в хозяйственную деятельность человечества.
2. Центральная характеристика в понятии. Для природных условий главной характеристикой является то, что они являются совокупностью факторов, а вот природных ресурсов, понимание термина строится через то, что это совокупность не антропогенных факторов производства.
То есть, природные богатства это результат деятельности в природных условиях.
4. Какой природный ресурс наиболее необходим человечеству?
Ответ на этот вопрос однозначен – вода. Это один из тех ресурсов, без которых просто невозможно существование человека, но при этом при его отсутствии он будет ни чем не заменим, в отличие от других жизненно необходимых ресурсов.
5. Опираясь на рис.218 учебника, определите, какие виды природных богатств есть в нашей местности. Приведите примеры.
Ресурсы могут быть исчерпаемыми (леса, реки и пр.) и неисчерпаемыми (солнце, воздух и пр.); возобновляемыми и невозобновляемыми.
Челябинская область располагает богатыми и разнообразными природными ресурсами.
Минеральные ресурсы сосредоточены в более чем 300 месторождениях полезных ископаемых, наибольшее значение среди которых имеют месторождения железных и медно-цинковых руд, золота, огнеупорного сырья, талька, графита и кварца.
Челябинская область является монополистом в России по добыче и переработке графита (95%), магнезита (95%), талька (70%), металлургического доломита (71%).
Область обладает неограниченными запасами облицовочного камня с широкой цветовой гаммой и разнообразным рисунком.
6. Перечислите материки богатые: нефтью и газом, цветными металлами, водными ресурсами, биологическими ресурсами.
К наиболее богатым материкам, по месторождениям нефти и газа можно отнести: Северную Америку и Евразию.
Больше всего цветных металлов содержится на территории Евразии, а также, не смотря на маленькие размеры, Австралии.
Безусловно, наиболее богата водными ресурсами Южная Америку, на второй месте после этого материка идет Евразия.
По критерию количества биологических ресурсов лидерами также являются Евразия и Южная Америка, только в другом порядке.
7. Перечислите ресурсы Мирового океана, которые человек в состоянии использовать сегодня и в будущем.
В будущем человечество сможет использовать лишь неисчерпаемые и возобновляемые ресурсы океана, так как исчерпаемые могут быть полностью израсходованы. Закончатся запасы нефти и газа, минералов, добываемых на шельфе. Биологические ресурсы могут быть использованы в будущем только при рациональном использовании сегодня, т.е. нужно не допустить полного истребления многих видов жителей океана. Без ограничений можно будет применять энергию приливов, волн и течений, разницы температур, а также морскую воду и вещества, которые в ней содержатся.
8. На основе анализа текста учебника заполните таблицу.
9. Установите соответствие между типом использования природных богатств и отраслями хозяйства.
Непосредственно используют природные ресурсы – 1,2,3,4,5,8
Переработка и обработка природных богатств – 4,5,6,12,13
Не используют природные богатства – 7,9,10,11,14
Школа географа-страноведа
Составьте прогноз изменения природы Земли при условии исчезновения покровных ледников Гренландии и Антарктиды.
Будет затоплено большинство материков нашей планеты, останется на поверхности лишь небольшая часть Евразии.
Источник
Природные богатства и их использование – тема проекта по окружающему миру в 3 и 4 классах
Если собрать вместе все золото, серебро и драгоценные камни мира, то в сравнении с природными богатствами, они окажутся сущим пустяком. Без самоцветов можно запросто обойтись, а вот без полезных ископаемых, почвы, ветра, растений и животных всем людям пришлось бы плохо. Почему природные богатства так важны, детям рассказывает предмет окружающий мир. Следующая информация поможет сделать интересный проект для 4 и 3 класса.
Природные богатства – какие они?
Природные богатства окружают нас всюду. Так называют любые объекты и явления природы, которые можно использовать для удовлетворения потребностей людей.
Воздух, вода, солнце, полезные ископаемые, растения и животные – все это дары природы. Без них существование человека было бы невозможно.
Какие виды природных богатств бывают:
- Водные: энергия рек, пресная вода для питья и полива, подземные воды, океаны, озера и моря.
- Земельные: сельскохозяйственные поля, леса, луга и пастбища.
- Минеральные: уголь, нефть, газ (топливные), песок, глина, щебень (строительные), поваренная и калийная соль, фосфориты (химические), черные, благородные и цветные металлы (металлические).
- Морские: энергия волн, минералы на дне моря и океана, вода, которую можно сделать пресной, растительные организмы и обитатели моря.
- Рекреационные (используемые для отдыха, туризма и лечения): моря, леса, горы, озера.
- Животного и растительного происхождения: флора и фауна.
Пользуясь дарами Земли, важно не нарушать равновесие в природе. Многие ресурсы на нашей планете не бесконечны. Они имеют свойство заканчиваться. И если некоторые природные богатства можно восстановить, то другие являются не возобновляемыми.
Возобновляемые
На месте вырубленного леса можно посадить молодые деревца. Поле потерявшее плодородие можно восстановить, засадив его специальными растениями. Поэтому и называют эти природные богатства возобновляемыми. Но нужно понимать, что возобновление – процедура небыстрая, и стоит немалого труда и знаний человека.
К возобновляемым природным богатствам относятся:
- леса;
- пресная вода;
- почва;
- животный мир;
- растительный мир;
- чистый воздух.
Не возобновляемые
Не возобновляемыми или невосполнимыми богатствами природы называют полезные ископаемые, которые образовались глубоко под землей тысячелетия назад:
Запасы их огромны. Но и расходуются полезные ископаемые с катастрофической скоростью. Между тем образование новых залежей в земной коре займет не одну тысячу лет. Кладовая Земли может совсем опустеть, если не найти им замену.
Неисчерпаемые
Есть ресурсы на Земле, которые исчерпать невозможно. Это:
Они никогда не заканчиваются, сколько бы человек не взял. Солнце нагревает воздух. От этого он становится легче и поднимается вверх. На его место устремляется холодный воздух. Так появляется ветер. Мировой океан покрывает 71% нашей планеты. Сколько бы солнце его не грело, не испаряло, капельки влаги поднимаются вверх, и снова падают на землю в виде дождя.
Кладовая под ногами: полезные ископаемые
Подземные богатства называют полезными ископаемыми. Они играют важную роль в деятельности человека. Без полезных ископаемых невозможно построить крепкий дом, сделать гвоздь и посуду, завести автомобиль. Даже суп без них не приготовить. Ведь соль – это тоже полезное ископаемое.
Предлагаем узнать больше о подземных богатствах, отгадав загадки:
Сам он удобрение. (Известняк)
И тем она людям, конечно, полезна.
Среди ископаемых ценной всегда
Считалась добытая в шахте… (Руда)
В школе не лежит без дела.
Как добываются природные богатства и используются?
Самые перспективные – неисчерпаемые богатства природы. Ветер, солнце и волна дают человеку электричество. Чтобы его добыть, строят ветряные мельницы, приливные электростанции, а на крыши домов устанавливают солнечные батареи. Такая энергия самая экологически чистая. Огорчает только тот факт, что добывать ее в больших количествах пока не научились. Для получения электричества человечество пока вынуждено тратить невозобновляемые ресурсы – нефть, газ и уголь, и строить атомные электростанции.
- Лес дарит человеку красоту, защиту от солнца, очищает воздух. В нем много ягод и грибов, растут лекарственные растения. Лес – дом для многих животных. Кроме того, он используется в строительстве, изготовлении мебели и бумаги.
- Пресная вода связана со всеми компонентами природы. Она дает жизнь всему живому: человеку, животным, растениям. Вода используется в сельском хозяйстве, в промышленности, в быту.
- Плодородные почвы служат для выращивания овощей, фруктов, ягод. На них растет сочная трава, необходимая для пропитания домашних и диких животных.
- Животные дают людям молоко, яйца, мясо. Из шерсти овец делают теплые одеяла и одежду. Некоторые животные используются в качестве помощников человека. Собака охраняет дом, кошка ловит мышей, лошади и верблюды помогают переносить тяжести, перевозить человека.
- Полезные ископаемые люди добывают из глубин земли с помощью разных сложных установок. Для добычи природного газа и нефти необходимы буровые машины, уголь добывается в шахтах, мел – в карьерах. Они имеют самое широкое применение – используются в строительстве, изготовлении посуды, драгоценностей, приготовлении пищи и т. д.
Вопросы и ответы
Как сделать проект по окружающему миру на тему «Природные богатства»?
Нужно воспользоваться предоставленной информацией, проанализировать ее, и сделать собственные выводы. Проект готовят в виде презентации, подбирая под текст тематические картинки.
Какие природные богатства есть в России?
Природа щедро одарила Россию своими богатствами. В нашей стране много леса. Им покрыто 45% территории. Есть 2 миллиона пресных и соленых озер и много обитающей в них рыбы. Россия занимает первое место по запасам природного газа, второе место по запасам угля. В недрах земли полно нефти, железной руды и других полезных ископаемых.
Проекты для детей по окружающему миру «Богатства, отданные людям» в 3 классе и «Полезные ископаемые» в 4 классе дают возможность узнать, чем полезна природа для человека, что дают нам реки, леса, почва и горы. Работа над проектом помогает сформировать у школьников бережное отношение к природным богатствам. Дети начинают понимать, как важно сохранить возобновляемые и невозобновляемые ресурсы для потомков.
Источник
1. Значение природных богатств
Природные богатства — объекты и явления природы, которые могут быть использованы для удовлетворения потребностей людей.
Вода, воздух, почва, полезные ископаемые, растения, животные — это природные богатства, без которых невозможно существование человека.
Воздух нужен для получения энергии. Кислород из воздуха расходуется, когда сгорает бензин в двигателях автомобилей и уголь в котельных установках.
Вода нужна на заводах и фабриках для производства разных товаров. Без неё не обойтись в столовых и прачечных. Силу воды использует водный транспорт.
Полезные ископаемые (нефть, природный газ, каменный уголь и др.) люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве.
Почва — верхний плодородный слой земной коры. Без почвы не было бы сельского хозяйства, а значит, и продуктов питания.
Растения дают человеку продукты питания, волокна для одежды, древесину для изготовления мебели и производства бумаги.
Животные дают людям мясные, молочные и рыбные продукты, яйца, мёд, а также сырьё для производства одежды и обуви. Некоторые животные используются в качестве рабочей силы (лошади, верблюды).
Источник