Оценочный материал по литературе (10 класс)
Контрольная работа по литературе 1-й половины 19-го века.
Итоговая контрольная работа
_______________ Волков Г.А.
Контрольная работа по литературе 1-й половины 19-го века.
Цель: определить уровень усвоения знаний по разделу « Русская литература первой половины Х I Х века»; уровень усвоения литературоведческих понятий.
А 1. Укажите, эпоху, которой принадлежит творчество А.С.Пушкина.
1) вторая половина Х VIII века 2) первая половина Х I Х века
3) вторая половина Х I Х века 4) конец Х I Х – начало ХХ века
А 2. Какой этап творческого пути А.С.Пушкина соотнесён с периодом 1820 –1824 гг.?
1) Лицейский 2) южная ссылка 3)ссылка в Михайловское 4)Болдино
А 3. В каком варианте ответа указаны стихотворения, принадлежащие А.С. Пушкину?
А) «Анчар» Б) «Мадонна» В) « Вновь я посетил…» Г) «Выхожу один я на дорогу…»
1) А, Б 2) Б, В 3) А, Б, В 4) А, В, Г
А 4 В каком стихотворении Пушкина символически выражена мысль об особой судьбе поэта?
1) «Арион» 2) «Вольность» 3) «Элегия» 4) «Погасло дневное светило»
А 5 . Укажите название поэмы Пушкина, в которой дана оценка личности и деятельности Петра I
1) «Пророк» 2) «Медный всадник» 3) «Свободы сеятель пустынный»
А 6. Какой творческий метод позволил Пушкину изображать жизненные явления посредством типизации фактов действительности?
1) классицизм 2) сентиментализм 3) романтизм 4) реализм
Прочитайте приведённый ниже фрагмент поэтического текста и выполните задания В1 — В6; С1.
1 Безумных лет угасшее веселье
2 Мне тяжело, как смутное похмелье.
3 Но, как вино – печаль минувших дней
4 В моей душе чем старе, тем сильней.
5 Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
6 Грядущего волнуемое море.
7 Но не хочу, о други, умирать;
8 Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
9 И ведаю, мне будут наслажденья
10 Меж горестей, забот и треволненья:
11 Порой опять гармонией упьюсь,
12 Над вымыслом слезами обольюсь,
13 И может быть – на мой закат печальный
14 Блеснёт любовь улыбкою прощальной.
В 1. Какой художественный приём, основанный на сопоставлении, использован в 1 – 4 строках стихотворения?
В 2. Как называются художественные образные определения «угасшее» (веселье), «печальный» (закат), «прощальной» (улыбкою) и др., несущие экспрессивно-эмоциональную нагрузку в стихотворении А.С.Пушкина?
В 3 . Какие строки раскрывают содержание, которое вкладывает поэт в понятие «наслажденья». Запишите номера этих строк.
В 4. Укажите термин, которым в литературоведении называют художественный приём противопоставления, в данном стихотворении выявляющего конфликт в душе лирического героя («веселье» – «печаль», «умирать» – «жить»).
В 5. Какое чувство, упоминаемое в конце стихотворения, озаряло жизнь Пушкина, было той путеводной звездой, которая вела поэта на протяжении всего творческого пути?
В6 . Выпишите из данного стихотворения строку, которая как нельзя лучше выражает суть всего пушкинского творчества.
С 1. Дайте связный ответ на один вопрос в объёме 5-8 предложений, опираясь на конкретный литературный материал.
1. Что лежит в основе стихотворения А.С.Пушкина: банальные сетования на жизнь или философские размышления (о чём)?
2. Назовите сходные темы и мотивы в лирике А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
А 7. Укажите место рождения и годы жизни Н.В.Гоголя.
1) Москва . 1809 – 1841 2) Миргородский уезд Полтавской губернии. 1809 – 1852
3) Киев. 1815 – 1860 4) Петербург. 1820 – 1862
А 8. Н.В.Гоголь вошёл в русскую литературу как писатель —
1) романтик 2) реалист 3) классицист 4) модернист
А 9. Укажите название литературного направления, связанного с критическим отношением к изображаемой действительности, основоположниками которого считаются Н.В.Гоголь и В.Г.Белинский.
1) «новая школа» 2) «школа сатиры» 3) «натуральная школа» 4) «реалистическая школа»
А 10. Герой какой повести Н.В.Гоголя пополнил галерею «маленьких людей» в русской литературе?
1) «Шинель» 2) « Миргород» 3) «Тарас Бульба» 4) «Ночь перед Рождеством»
А 11 . Главная мысль, которую хочет донести до читателя Гоголь: «маленький человек»
1) достоин уважения 2) достоин презрения 3) сам виноват в своей «малости»
4) является продуктом бесчеловечного государства
А 12 . В каком варианте ответа указаны произведения, в которых предмет художественного изображения – Петербург?
А) «Портрет» Б) «Страшная месть» В) «Нос» Г) «Записки сумасшедшего»
1) А, Б, В 2) А, В, Г 3) Б, В, Г 4) А, Б ,Г
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В7 – В12; С2. О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! Вы думаете, что этот господин, который гуляет в отлично сшитом сюртуке, очень богат? – Ничуть не бывало: он весь состоит из своего сюртучка. Вы воображаете, что эти два толстяка, остановившиеся перед строящеюся церковью, судят об архитектуре её? Совсем нет, они говорят о том, как странно сели две вороны одна против другой…
Вы думает, что эти дамы… но дамам меньше всего верьте. Менее заглядывайте в окна магазинов: безделушки, в них выставленные, прекрасны, но пахнут страшным количеством ассигнаций. Но боже вас сохрани заглядывать дамам под шляпки! Как ни развевайся вдали плащ красавицы, я ни за что не пойду за нею любопытствовать. Далее, ради бога далее от фонаря! и скорее, сколько можно скорее проходите мимо. Это счастие ещё, если отделаетесь тем, что он зальёт щегольской сюртук ваш вонючим своим маслом. Но и кроме фонаря, всё дышит обманом. Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект…
В 7. Как называется повесть, из которой взят отрывок?
В 8. Напишите название цикла произведений, в который входит данная повесть.
В 9. Сколько произведений входит в названный цикл?
В 10. Какое лексическое средство использовано в предложении 3 данного фрагмента («Всё обман…».)?
В 11. Какое средство художественной выразительности использует автор, говоря о господине, гуляющем «в отлично сшитом сюртуке» («он весь состоит из своего сюртучка»)?
В 12. Какое изобразительно-выразительное средство использовано в последнем предложении текста?
С 2 Дайте развёрнутый ответ в объёме 5-8 предложений на один из предложенных вопросов.
1) В каких произведениях русской литературы Х I Х века (или других произведениях Н.В.Гоголя) выражено аналогичное отношение к Петербургу?
2) Как реализуется сочетание лиризма, юмора и сатиры в творчестве Н.В.Гоголя (на примере одной из «петербургских повестей»)?
А 1. Творчество М.Ю.Лермонтова принадлежит эпохе
1) вторая половина Х VIII века 2) первая половина Х I Х века
3) вторая половина Х I Х века 4) конец Х I Х – начало ХХ века
А 2. Какое литературное направление оказало влияние на поэтическое творчество М.Ю. Лермонтова?
1) романтизм 2) реализм 3) сентиментализм 4) модернизм
А 3. В каком из названных стихотворений Лермонтова звучит тема изгнанничества?
1) «Дума» 2) «Тучи» 3) «Пророк» 4) «И скучно и грустно…»
А 4. Укажите адресата любовной лирики М.Ю.Лермонтова.
1) А. Керн 2) Е.Денисьева 3) Е.Сушкова 4) А.Панаева
А 5. Определите лейтмотив лирики Лермонтова
1) поэт и поэзия 2) пейзажная лирика 3) тема любви 4) мотив разочарования, одиночества
А 6. Укажите вид книжной лирики, стихотворение, проникнутое настроением задумчивости, мечтательности, грусти, скорби.
1) дума 2) ода 3) элегия 4) идиллия
Прочитайте приведённый ниже фрагмент поэтического текста и выполните задания В1 – В5; С1.
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чём?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Тёмный дуб склонялся и шумел.
В 1. Какой приём использует М.Ю.Лермонтов, размышляя об одиночестве человека и гармонии мира и природы?
В 2 Выпишите слово-образ, которое повторяется дважды в 1 строфе и выражает жизненные искания лирического героя.
В 3 Назовите стилистический приём, которым воспользовался автор в последней строфе стихотворения («всю ночь, весь день, вечно»)?
В 4. Какое синтаксическое средство выразительности неоднократно использовано во второй строфе стихотворения для отражения внутреннего конфликта лирического героя?
В 5. Назовите литературное направление, с которым в литературу пришло понятие «лирический герой».
С 1. Дайте развёрнутый ответ (в объёме 5-10 предложений) на один из предложенных вопросов, опираясь на конкретный литературный материал.
1) Какими чувствами проникнуто данное стихотворение?
2) Какие нравственные убеждения поэтов Х I Х века сохранили ценность до нашего времени?
А 7. Кто из поэтов-романтиков оказал наибольшее влияние на творчество А.С.Пушкина? Выберите правильный вариант ответа.
А) К.Н.Батюшков Б) В.А.Жуковский В) К.Ф.Рылеев Г) П.Шелли
А 8. А.С.Пушкин неоднократно обращался к образу царя-реформатора. Укажите название произведения (1829г.), в котором Пётр изображён как романтический герой, исключительная историческая личность?
1) «Пророк» 2) «Полтава» 3) «Вновь я посетил» 4) «Свободы сеятель пустынный»
А 9. Определите жанр поэмы «Медный всадник»» А.С.Пушкина.
1) романтическая поэма 2) философская поэма
3) социально-бытовая поэма 4) историческая повесть в стихах
А 10. Каким изображается Петербург в «Медном всаднике»?
1) Петербург – парадный город 2) Петербург – центр науки и культуры
3) Петербург – город «униженных и оскорблённых»
4) Петербург – фон разворачивающихся событий
А 11. Какую оценку даёт автор Петру в поэме «Медный всадник»?
1) великая личность 2) деспот, тиран 3) любимец простого народа
4) двойственная оценка: Пётр – Наполеон и Робеспьер одновременно
А 12. Чем завершается поэма «Медный всадник» А.С.Пушкина?
1) свадьбой героя 2)отъездом Евгения 3)смертью героя
4)гибелью памятника в результате наводнения
Прочитаёте приведённый ниже фрагмент поэтического текста и выполните задания В6 – В12; С2.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Твоих оград узор чугунный,
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Спешит, дав ночи полчаса. А.С.Пушкин
В 6. Какая часть поэмы А. С.Пушкина «Медный всадник» содержит приведённый отрывок? Ответ запишите цифрой.
В 7. К какому литературному роду относится жанр поэмы?
В 8. Как называется стилистический приём, использованный в словосочетании «Петра творенье»?
В 9. Выпишите из предложенного текста 2-3 примера олицетворения.
В 10. Какая стилистическая фигура речи использована в строках 1-2, 5-6 данного отрывка?
В 11. Как называется образное определение, используемое в словосочетаниях («прозрачный сумрак», «блеск безлунный, «золотые небеса»)?
В 12. Как называется торжественный, возвышенный стиль, который используется поэтом в приведённом отрывке из поэмы?
С 2. Дайте связный ответ в объёме 5-10 предложений на один из предложенных вопросов, опираясь на конкретный литературный материал.
1) Что символизирует Медный всадник в поэме А.С.Пушкина?
2) Каково отношение автора к Петру первому в поэме «Медный всадник»? Сравните с трактовкой образа Петра в других произведениях А.С.Пушкина.
Источник