Каким термином обозначается зарисовка природы подобная

Оценочный материал по литературе (10 класс)

Контрольная работа по литературе 1-й половины 19-го века.

Итоговая контрольная работа

_______________ Волков Г.А.

Контрольная работа по литературе 1-й половины 19-го века.

Цель: определить уровень усвоения знаний по разделу « Русская литература первой половины Х I Х века»; уровень усвоения литературоведческих понятий.

А 1. Укажите, эпоху, которой принадлежит творчество А.С.Пушкина.

1) вторая половина Х VIII века 2) первая половина Х I Х века

3) вторая половина Х I Х века 4) конец Х I Х – начало ХХ века

А 2. Какой этап творческого пути А.С.Пушкина соотнесён с периодом 1820 –1824 гг.?

1) Лицейский 2) южная ссылка 3)ссылка в Михайловское 4)Болдино

А 3. В каком варианте ответа указаны стихотворения, принадлежащие А.С. Пушкину?

А) «Анчар» Б) «Мадонна» В) « Вновь я посетил…» Г) «Выхожу один я на дорогу…»

1) А, Б 2) Б, В 3) А, Б, В 4) А, В, Г

А 4 В каком стихотворении Пушкина символически выражена мысль об особой судьбе поэта?

1) «Арион» 2) «Вольность» 3) «Элегия» 4) «Погасло дневное светило»

А 5 . Укажите название поэмы Пушкина, в которой дана оценка личности и деятельности Петра I

1) «Пророк» 2) «Медный всадник» 3) «Свободы сеятель пустынный»

А 6. Какой творческий метод позволил Пушкину изображать жизненные явления посредством типизации фактов действительности?

1) классицизм 2) сентиментализм 3) романтизм 4) реализм

Прочитайте приведённый ниже фрагмент поэтического текста и выполните задания В1 — В6; С1.

1 Безумных лет угасшее веселье

2 Мне тяжело, как смутное похмелье.

3 Но, как вино – печаль минувших дней

4 В моей душе чем старе, тем сильней.

5 Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

6 Грядущего волнуемое море.

7 Но не хочу, о други, умирать;

8 Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

9 И ведаю, мне будут наслажденья

10 Меж горестей, забот и треволненья:

11 Порой опять гармонией упьюсь,

12 Над вымыслом слезами обольюсь,

13 И может быть – на мой закат печальный

14 Блеснёт любовь улыбкою прощальной.

В 1. Какой художественный приём, основанный на сопоставлении, использован в 1 – 4 строках стихотворения?

В 2. Как называются художественные образные определения «угасшее» (веселье), «печальный» (закат), «прощальной» (улыбкою) и др., несущие экспрессивно-эмоциональную нагрузку в стихотворении А.С.Пушкина?

В 3 . Какие строки раскрывают содержание, которое вкладывает поэт в понятие «наслажденья». Запишите номера этих строк.

В 4. Укажите термин, которым в литературоведении называют художественный приём противопоставления, в данном стихотворении выявляющего конфликт в душе лирического героя («веселье» – «печаль», «умирать» – «жить»).

В 5. Какое чувство, упоминаемое в конце стихотворения, озаряло жизнь Пушкина, было той путеводной звездой, которая вела поэта на протяжении всего творческого пути?

В6 . Выпишите из данного стихотворения строку, которая как нельзя лучше выражает суть всего пушкинского творчества.

Читайте также:  Информационные щиты природных парков

С 1. Дайте связный ответ на один вопрос в объёме 5-8 предложений, опираясь на конкретный литературный материал.

1. Что лежит в основе стихотворения А.С.Пушкина: банальные сетования на жизнь или философские размышления (о чём)?

2. Назовите сходные темы и мотивы в лирике А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

А 7. Укажите место рождения и годы жизни Н.В.Гоголя.

1) Москва . 1809 – 1841 2) Миргородский уезд Полтавской губернии. 1809 – 1852

3) Киев. 1815 – 1860 4) Петербург. 1820 – 1862

А 8. Н.В.Гоголь вошёл в русскую литературу как писатель —

1) романтик 2) реалист 3) классицист 4) модернист

А 9. Укажите название литературного направления, связанного с критическим отношением к изображаемой действительности, основоположниками которого считаются Н.В.Гоголь и В.Г.Белинский.

1) «новая школа» 2) «школа сатиры» 3) «натуральная школа» 4) «реалистическая школа»

А 10. Герой какой повести Н.В.Гоголя пополнил галерею «маленьких людей» в русской литературе?

1) «Шинель» 2) « Миргород» 3) «Тарас Бульба» 4) «Ночь перед Рождеством»

А 11 . Главная мысль, которую хочет донести до читателя Гоголь: «маленький человек»

1) достоин уважения 2) достоин презрения 3) сам виноват в своей «малости»

4) является продуктом бесчеловечного государства

А 12 . В каком варианте ответа указаны произведения, в которых предмет художественного изображения – Петербург?

А) «Портрет» Б) «Страшная месть» В) «Нос» Г) «Записки сумасшедшего»

1) А, Б, В 2) А, В, Г 3) Б, В, Г 4) А, Б ,Г

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В7 – В12; С2. О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! Вы думаете, что этот господин, который гуляет в отлично сшитом сюртуке, очень богат? – Ничуть не бывало: он весь состоит из своего сюртучка. Вы воображаете, что эти два толстяка, остановившиеся перед строящеюся церковью, судят об архитектуре её? Совсем нет, они говорят о том, как странно сели две вороны одна против другой…

Вы думает, что эти дамы… но дамам меньше всего верьте. Менее заглядывайте в окна магазинов: безделушки, в них выставленные, прекрасны, но пахнут страшным количеством ассигнаций. Но боже вас сохрани заглядывать дамам под шляпки! Как ни развевайся вдали плащ красавицы, я ни за что не пойду за нею любопытствовать. Далее, ради бога далее от фонаря! и скорее, сколько можно скорее проходите мимо. Это счастие ещё, если отделаетесь тем, что он зальёт щегольской сюртук ваш вонючим своим маслом. Но и кроме фонаря, всё дышит обманом. Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект…

Читайте также:  Возобновляемый природный ресурс древесина

В 7. Как называется повесть, из которой взят отрывок?

В 8. Напишите название цикла произведений, в который входит данная повесть.

В 9. Сколько произведений входит в названный цикл?

В 10. Какое лексическое средство использовано в предложении 3 данного фрагмента («Всё обман…».)?

В 11. Какое средство художественной выразительности использует автор, говоря о господине, гуляющем «в отлично сшитом сюртуке» («он весь состоит из своего сюртучка»)?

В 12. Какое изобразительно-выразительное средство использовано в последнем предложении текста?

С 2 Дайте развёрнутый ответ в объёме 5-8 предложений на один из предложенных вопросов.

1) В каких произведениях русской литературы Х I Х века (или других произведениях Н.В.Гоголя) выражено аналогичное отношение к Петербургу?

2) Как реализуется сочетание лиризма, юмора и сатиры в творчестве Н.В.Гоголя (на примере одной из «петербургских повестей»)?

А 1. Творчество М.Ю.Лермонтова принадлежит эпохе

1) вторая половина Х VIII века 2) первая половина Х I Х века

3) вторая половина Х I Х века 4) конец Х I Х – начало ХХ века

А 2. Какое литературное направление оказало влияние на поэтическое творчество М.Ю. Лермонтова?

1) романтизм 2) реализм 3) сентиментализм 4) модернизм

А 3. В каком из названных стихотворений Лермонтова звучит тема изгнанничества?

1) «Дума» 2) «Тучи» 3) «Пророк» 4) «И скучно и грустно…»

А 4. Укажите адресата любовной лирики М.Ю.Лермонтова.

1) А. Керн 2) Е.Денисьева 3) Е.Сушкова 4) А.Панаева

А 5. Определите лейтмотив лирики Лермонтова

1) поэт и поэзия 2) пейзажная лирика 3) тема любви 4) мотив разочарования, одиночества

А 6. Укажите вид книжной лирики, стихотворение, проникнутое настроением задумчивости, мечтательности, грусти, скорби.

1) дума 2) ода 3) элегия 4) идиллия

Прочитайте приведённый ниже фрагмент поэтического текста и выполните задания В1 – В5; С1.

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы…

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Тёмный дуб склонялся и шумел.

В 1. Какой приём использует М.Ю.Лермонтов, размышляя об одиночестве человека и гармонии мира и природы?

В 2 Выпишите слово-образ, которое повторяется дважды в 1 строфе и выражает жизненные искания лирического героя.

В 3 Назовите стилистический приём, которым воспользовался автор в последней строфе стихотворения («всю ночь, весь день, вечно»)?

Читайте также:  Allolo ru звуки природы

В 4. Какое синтаксическое средство выразительности неоднократно использовано во второй строфе стихотворения для отражения внутреннего конфликта лирического героя?

В 5. Назовите литературное направление, с которым в литературу пришло понятие «лирический герой».

С 1. Дайте развёрнутый ответ (в объёме 5-10 предложений) на один из предложенных вопросов, опираясь на конкретный литературный материал.

1) Какими чувствами проникнуто данное стихотворение?

2) Какие нравственные убеждения поэтов Х I Х века сохранили ценность до нашего времени?

А 7. Кто из поэтов-романтиков оказал наибольшее влияние на творчество А.С.Пушкина? Выберите правильный вариант ответа.

А) К.Н.Батюшков Б) В.А.Жуковский В) К.Ф.Рылеев Г) П.Шелли

А 8. А.С.Пушкин неоднократно обращался к образу царя-реформатора. Укажите название произведения (1829г.), в котором Пётр изображён как романтический герой, исключительная историческая личность?

1) «Пророк» 2) «Полтава» 3) «Вновь я посетил» 4) «Свободы сеятель пустынный»

А 9. Определите жанр поэмы «Медный всадник»» А.С.Пушкина.

1) романтическая поэма 2) философская поэма

3) социально-бытовая поэма 4) историческая повесть в стихах

А 10. Каким изображается Петербург в «Медном всаднике»?

1) Петербург – парадный город 2) Петербург – центр науки и культуры

3) Петербург – город «униженных и оскорблённых»

4) Петербург – фон разворачивающихся событий

А 11. Какую оценку даёт автор Петру в поэме «Медный всадник»?

1) великая личность 2) деспот, тиран 3) любимец простого народа

4) двойственная оценка: Пётр – Наполеон и Робеспьер одновременно

А 12. Чем завершается поэма «Медный всадник» А.С.Пушкина?

1) свадьбой героя 2)отъездом Евгения 3)смертью героя

4)гибелью памятника в результате наводнения

Прочитаёте приведённый ниже фрагмент поэтического текста и выполните задания В6 – В12; С2.

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Твоих оград узор чугунный,

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Спешит, дав ночи полчаса. А.С.Пушкин

В 6. Какая часть поэмы А. С.Пушкина «Медный всадник» содержит приведённый отрывок? Ответ запишите цифрой.

В 7. К какому литературному роду относится жанр поэмы?

В 8. Как называется стилистический приём, использованный в словосочетании «Петра творенье»?

В 9. Выпишите из предложенного текста 2-3 примера олицетворения.

В 10. Какая стилистическая фигура речи использована в строках 1-2, 5-6 данного отрывка?

В 11. Как называется образное определение, используемое в словосочетаниях («прозрачный сумрак», «блеск безлунный, «золотые небеса»)?

В 12. Как называется торжественный, возвышенный стиль, который используется поэтом в приведённом отрывке из поэмы?

С 2. Дайте связный ответ в объёме 5-10 предложений на один из предложенных вопросов, опираясь на конкретный литературный материал.

1) Что символизирует Медный всадник в поэме А.С.Пушкина?

2) Каково отношение автора к Петру первому в поэме «Медный всадник»? Сравните с трактовкой образа Петра в других произведениях А.С.Пушкина.

Источник

Оцените статью