Какова основные методы изучения природы
Биология изучает строение и жизнедеятельность организмов, их многообразие, сообщества, связи с окружающей средой, законы исторического и индивидуального развития, то есть исследует различные проявления жизни. Биология объединяет целую систему наук о живой природе.
2. Какие измерительные приборы вы знаете?
Линейка, транспортир, рулетка, штангенциркуль, часы, весы, термометр.
Страница 11
1. Что такое метод? Каковы основные методы изучения природы?
Метод — способ познания. К основным методам изучения природы относят: наблюдение, эксперимент, измерение.
2. Что можно узнать с помощью наблюдений?
С помощью наблюдения можно узнать многие о поведении различных животных, о закономерностях, сопровождающих природные явления, смену времен года, физические процессы.
3. Чем наблюдение отличается от эксперимента?
При наблюдении человек не вмешивается в течение событий, а в эксперименте сам создает нужные условия.
4. Какие вы знаете измерительные приборы, не упомянутые в учебнике? Где их используют?
Транспортир, нивелир используется для измерения углов. Барометр — прибор для измерения атмосферного давления. Амперметр — прибор для измерения силы тока.
Задания
1. Расскажите о ваших наиболее интересных наблюдениях из жизни природы.
Очень интересно наблюдать за птицами у кормушки. Они едят, отгоняют друг друга от кормушки, а наевшись, чистят перышки и поют.
2. Используя текст параграфа, сформулируйте требования, предъявляемые к наблюдениям.
Наблюдение должно отвечать следующим требованиям: научная или практическая ценность, полнота изучаемых фактов, достоверность, сопоставимость изучаемых данных, научная организация.
ПОДУМАЙТЕ! Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать настоящий учёный? Какие качества вы хотели бы развить в себе?
Настоящий ученый должен быть любознательным и терпеливым. Но главное качество для ученого — это увлеченность, желание открыть что-то новое.
- Вы здесь:
- 5 класс
- Биология
- ГДЗ ответы по биологии учебник 5-6 класс Пасечник
Источник
Методы изучения живой природы.
Кроме основных методов существуют специфические: при изучении клетки — цитологические методы, при изучении генов — генетические методы. Так же инструментальные методы, световая и электронная микроскопия.
Предметы и задачи общей биологии.
Под термином «Общая биология» понимают отдельные фундаментальные области биологии (цитология, биохимия, генетика, экология, эволюционное учение, биология развития и т.д.), изучающие наиболее универсальные и общие закономерности, присущие всем живым организмам.
Общая биология отвечает на вопросы:
- Кто такое жизнь?
- Как она возникла?
- Чем живые организмы отличаются от неживых тел?
- Каковы наиболее общие свойства, присущие всем живым организмам на всех уровнях организации?
Предметом общей биологии являются живые объекты различных уровней организации.
Основные задачи.
- Производство продовольствия и медицинских препаратов (для обеспечения питания необходимо иметь высокопродуктивные сорта сельхоз. растений и пород домашних животных). Теоритической основой являются генетика и селекция.
- Разработка методов предупреждения заболевания человека. Решение требует глубокого исследования жизненных процессов и механизмов в отдельных клетках и в организме в целом.
- Охрана природы и преумножение ее богатств. Под влиянием жизнедеятельности человека происходит загрязнение , следовательно, уменьшается численность и гибель многих видов животных и растений.
Общие свойства живых организмов.
Биология является наукой, изучающей жизнь во всех направлениях и общие свойства живого.
По Энгельсу, жизнь – способ существования белковых тел, существенным моментом которого явл. постоянный обмен веществ с окружающей средой, с прекращением которого прекращается и жизнь, что приводит к распаду белков.
Современное определение: живые тела, существующие на Земле – открытые саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот.
Для живых организмов характерны свойства, отличающие их от объектов неживой природы:
В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в неживые объекты, но в различных пропорциях. Из 100 элементов необходимы 20. Выделяют обязательные (органогенные) элементы – водород, углерод, кислород, азот.
Так же важны натрий, калий, кальций, магний, сера, фосфор. Все организмы построены из белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот.
Клетка – структурно-функциональная единица живого.
Живой организм – открытая устойчивая система, которая при поступлении энергии извне, находится в динамическом равновесии.
Гомеостаз – способность поддерживать постоянство химическо-физических свойств.
Показатели гомеостаза: температура, давление, количество воды, энергия, скорость обменных процессов.
В тканях показатель гомеостаза – количество клеток.
В органах – интенсивность работы.
В популяциях – соотношение возрастных групп и половой состав.
- Способность к самовоспроизведению.
- Воспроизведение себе подобных.
- Передача наследственной информации.
- Главным переносчиком информации явл. хромосомы.
- Наследственность.
Наследственность – способность живых организмов передавать признаки и свойства из поколения в поколение при помощи ДНК и РНК. Закономерности изучает генетика. Мендель предположил, что признаки определяются генами. Ген – участок молекулы ДНК, кодирующий первичную структуру белка.
Изменчивость – способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства в процессе индивидуального развития. Изменчивость создает материал для естественного отбора.
Онтогенез – процесс индивидуального развития организма от момента оплодотворения до момента смерти. Развитие сопровождается ростом, продолжительность роста ограничена процессами старения.
Ι. Проэнтогенез-гаметогенез, оплодотворение.
ΙΙ. Эмбриональный период – рождение.
ΙΙΙ. Постэмбриональный – ювенильный, этап зрелости, этап старости.
Филогенез – историческое развитие мира; необратимое и направленное развитие живой природы, сопровождающееся появлением новых видов и прогрессивным усложнением жизни. Все разнообразие видов растений и животных есть результат эволюции.
Раздражимость – способность живых организмов отвечать на внешние и внутренние раздражители специфическими реакциями.
фототропизм (поворот листьев в сторону солнца);
геотропизм (рост кончика корня по отношению к центру Земли);
таксис (однонаправленное движение К или ОТ источника раздражения);
рефлекс (свойство организма отвечать на действие раздражителей при обязательном участии нервной системы).
Организмы способны двигаться различными способами:
- Амебоидная – с помощью ложноножек (амеба обыкновенная, лейкоциты);
- Реактивная – с помощью выстреливания струи воды (медузы, головоногие моллюски);
- Ресничные – с помощью ресничек — выростов клетки, окруженных цитолеммой, (инфузория-туфелька).
- Жгутиковые – с помощью жгутика – выроста клетки, окруженного цитолеммой, но длиннее реснички (эвглена зеленая, Вольвокс, сперматозоид).
- С помощью сократительных мышц.
- Ритмичность.
Ритмичность – повторение состояний организма через промежуток времени в ответ на изменения внешней среды. Биоритмы (эктогенные – внешние; эндогенные – внутренние).
С одной стороны, живая природа целостна, организованна, подчиняется определенным законам. С другой стороны, природа дискретна, т.е. любая биологическая система состоит из обособленных, но тесно связанных элементов.
Принцип дискретности лег в основу представлений об уровне организации живой материи.
Источник
ГДЗ по биологии 6 класс Пасечник. С ракушкой | Страница 11
Метод – это совокупность определенных, рационально направленных действий, которые необходимо предпринять с целью решения определенных задач или для достижения поставленных результатов.
Различают две группы методов: теоретические и практические. В основе теоретических методов лежит объяснение результатов, которые были получены в процессе наблюдения или проведения опытов. К практическим методам относятся: наблюдение и опыт (эксперимент).
2. Что можно узнать с помощью наблюдений?
Наблюдение является одним из первых методов изучения природы, который использовали еще в древности. На сегодняшний день он остается важнейшим в научном познании, так как позволяет получить конкретные ответы на целенаправленно составленные вопросы. При помощи наблюдения можно узнать о многих закономерностях природы, например, о смене времен года, либо о смене дня и ночи. Также можно узнать о поведении различных видов животных в тех или иных условиях окружающей среды.
3. Чем наблюдение отличается от эксперимента?
Наблюдение является методом познания, во время проведения которого наблюдатель только наблюдает за объектом исследования, изучает его свойства и фиксирует. Никаких действий он не осуществляет и ничего не добавляет от себя.
Эксперимент также является методом научного познания, но в процессе его выполнения изучаемые объекты погружаются в искусственно созданную среду, а их поведение постоянно контролируется, управляется и корректируется экспериментатором.
4. Какие вы знаете измерительные приборы, не упомянутые в учебнике? Где их используют?
Я знаю такие измерительные приборы, как:
- Барометр – измеряет атмосферное давление;
- Амперметр – измеряет силу тока;
- Вольтметр – измеряет напряжение между двумя точками электрической цепи;
- Линейка – измеряет длину предмета;
- Манометр – измеряет давление, которое отличается от атмосферного;
- Спидометр – определяет числовое значение скорости;
- Психрометр – определяет относительную влажность воздуха.
1. Расскажите о ваших наиболее интересных наблюдениях из жизни природы.
Одно из запоминающихся моих наблюдений – это наблюдение за паргелием. Это достаточно редкое явление, увидеть которое можно только зимой и только при ясной погоде, когда солнце расположено низко над горизонтом. Появляется оно из-за кристалликов льда, витающих в воздухе. Они, словно миллионы маленьких призм, через которые преломляются солнечные лучи. В результате такого преломления можно увидеть на небе сразу три солнца – одно настоящее, а два по бокам – двойники, словно отражения. Сфотографировать это явление бывает очень трудно, но наблюдение за ним вживую просто завораживает и вызывает бурю эмоций.
2. Используя текст параграфа, сформулируйте требования, предъявляемые к наблюдениям.
Как метод исследования, наблюдение отличается от обычной фиксации событий, а потому находит свое отражение именно в требованиях, которые к нему предъявляются:
- Точно определенная цель наблюдения;
- Объективность отбора информации, которая будет «работать» на подтверждение гипотезы исследования;
- Наличие емкого плана действий, в котором определяется и цель, и предполагаемый результат, и другие не менее значимые факторы (предмет, объект, единицы наблюдения, выявляемые параметры, способ регистрации наблюдаемого и прочее);
- Разработка процедуры действий и формы фиксации получаемых результатов;
- Учет возможных ошибок (их причины, способы минимизации);
- Возможность измерения, сравнения и обработки полученной информации;
- Достаточное и необходимое количество наблюдаемых признаков;
- Оптимальность.
Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать настоящий учёный? Какие качества вы хотели бы развить в себе?
На мой взгляд, настоящий ученый должен быть достаточно любознательным, увлеченным своим делом и терпеливым, чтобы любые исследования или наблюдения доводить до конца и получать желаемые результаты. В себе бы в дополнение к терпеливости я бы хотел развить такие качества, как: настойчивость в своих действиях, умение пережить неудачи, если не все происходит так, как планируется. Именно таким должен быть настоящий ученый, который предан своему делу.
Источник