Какова природа человека согласно христианской философии

Человек в христианской философии

В учении о человеке в христианской философии важное место занимает такое понятие как «образ Божий». Под ним понимают то, что отличает человека от животных. Согласно Библии только человек был создан по образу и подобию Божьему. Этим фактом обусловлено отношение к человеку в христианстве как к высшей духовной ценности. В образе Божьем выделяют три основных черты истинного христианина — свободу, разум и любовь.

Свобода человека

Одна из центральных идей христианской философии, касающаяся человека, это его свобода. Отцы церкви считали свободу одной их главных характеристик образа Божия в человеке.

Согласно христианским философам свободу подразделяют на три следующих вида:

  1. Природная свобода, которая свойственна всем людям, предполагает решение элементарных рутинных вопросов. Но вместе с тем, сюда относится и выбор между добрым или плохим действием, между Богом и дьяволом. Этой свободой не наделены животные.
  2. Свобода в сферах политики, экономики и социальных условий. Эту свободу согласно христианскому учению «придумывают» философы в Новом времени.
  3. Духовная свобода предполагает положительное применение человеком «природной свободы». Свобода заключается в выборе Христа, соблюдение его заповедей и борьбу со страстями. Подобная благочестивая жизнь подарит человеку свободу от греха. Духовная свобода позволяет человеку приблизиться к первым людям до совершения первородного греха. Потому что грехи и страсти — бремя человеческое, искажающее его истинную чистую природу.

Человек в христианстве понимается как личность, которая в той или иной степени обрела свободу от греха, и приобщается к Иисусу Христу. Все евангельские притчи так или иначе связаны с духовной свободой человека. Вспомним купца, который продал все свое имущество, отказавшись от всего. Этот человек нашел путь к духовной свободе и теряет интерес к «греховному богатству». Человек, подобно зерну горчичному был когда-то посажен Богом и, прорастая, он должен превратиться в огромное дерево, так и человеческая личность должна развиться на пути к свободе от греха, через духовный рост стать духовным деревом, в ветвях которого найдут пристанище птицы — человеческие способности и другие люди.

Разум и вера

Разум — еще одна основная черта христианской личности. Многими учеными признается, что человек самое разумное существо, даже самый изощренный муравейник, создаваемый насекомыми, будет ниже по уровню интеллектуальных способностей человека, который осознанно создает постройки.

Несмотря на то, что разум в постсредневековую эпоху стал рассматриваться как нечто отдельное от религии, в христианском учении ум всегда воспевался, но, как и свобода, он понимался несколько иначе.

Здесь также можно выделить два вида разума:

  1. Природный разум — свойственный человеку по природе.
  2. Духовный разум — являющийся духовный опытом человека.
Читайте также:  Горные леса природная зона

Христианину также нужен разум, как и вера, потому что он всю свою жизнь познает Бога, Божией воли, себя самого. «Светский» разум расстрачивает силы человека, он направлен в никуда, приводит к перманентному поиску и цинизму, потому что он не способен дать человеку непоколебимый смысл жизни.

Вопрос о соотношении разума и веры пытались решить многие философы. Христианский философ Фома Аквинский говорил, что все суждения, идущие вразрез с верой, являются ошибочными. Утверждался примат веры над разумом.

Все противоречивые и необъяснимые вопросы, Фома Аквинский решает путем выдвижения двух видов веры:

  • положения, постижимые разумным путем, например, положение о бессмертии души.
  • все то, что находится за границей разумного постижения, например, идея о первородном грехе. Однако эти христианские положения все равно остаются истинными.

В современной философии изучается на ряду с рациональным познанием иррациональное. Вера, интуиция, бессознательное и другие формы бессознательного имеют такой же вес в научной сфере как и классические представления о рациональности.

Любовь к ближнему

Любовь, как духовная, всепрощающая, без проявления эгоистических порывов и корысти — одна из черт образа Божия в человеке. Любовь в христианском учении понятие не этическое, а онтологическое, оно определяет всю жизнь человека. Эта любовь не имеет ничего общего к земной любви, Христос заповедовал человеку любовь безусловную, универсальную. В ней каждый человек вокруг — брат, сестра, отец и мать, в ней нет понятия «чужой».

Также, человек, как образ и подобие Бога, христианскими философами рассматривается в трех следующих аспектах:

  1. Человек до совершения первого греха и потери рая, то есть человек в первозданном состоянии, таком как его создал Бог.
  2. После изгнания из рая условия человека как и он сам существенно меняются.
  3. Человек как часть Церкви.

О том, каков был человек в первозданном состоянии известно из библейских текстов. Человек, исходя из них, был создан как царь природы, всего живого на земле, ему дано нарекать каждое живое существо и повелевать ими. Он находится в самом центре бытия на земле. Поддавшись искушению, и вкусив плод от дерева добра и зла, первые люди теряют свое уникальное положение на земле, превращаясь из хозяина в раба. После этого события на протяжении всей истории человек стремится вернуть свое положение, пытаясь овладеть всем живым на земле, а также избавиться от бремени телесного бытия — болезней, эпидемий и т.д. и подчиненности природным стихиям.

Таким образом, человек, приобретая греховность своей души, как основное ее свойство, имеет два начала своей природы:

  • с одной стороны, человек — образ и подобие Бога,
  • с другой, человек — это источник греха, и эта склонность паразитирует на всем светлом, что имеется у человека.

Эта двойственность души человека является основным качеством человеческой природы в нынешнем состоянии.

Читайте также:  Защита природы обязанность гражданина

Человек приближается к Богу, удаляясь от всего, что его отвергает. Григорий Нисский говорит, как и насколько человек способен познать Бога зависит только от него самого. Августин занимался изучением личности, как результата возникающих противоречий между волей человека и Божественной волей. При этом, он разделял мысль Платона, о душе и теле, как оболочке для души. Но для Августина тело — это не простая оболочка. Тело, так же как и душа, рассматриваются через концепцию творения и воскресения Христа. Согласно Августину, в его труде «В граде Божьем», в человеке есть нечто более глубокое, чем он сам. Богослов находит целую серию триад, свойственных человеку, проводя параллель с Богом, у которого три лица, при их единстве. Он дополняет сократовское утверждение «познай самого себя», которое для него означает познай себя через образ и подобие Божие.

С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в «Мои шпаргалки».

Источник

6. Бог, человек и мир в средневековой христианской философии.

Креационизм. Согласно христианскому вероучению, Бог создал мир из ничего, сотворил его актом своей воли, благодаря своему могуществу. Божест всемог-во продолжает поддерживать бытие мира. Поддерж-е бытия мира есть посто-е творение его богом вновь. Если бы творческая сила бога прекратилась, мир бы вернулся в небытие.

В отличие от античных богов, которые были родственны природе и нередко отождествлялись с нею, христианский Бог стоит над природой, по ту сторону ее. Т о, в христианском мировоззрении активное творческое начало как бы изымается из природы, из космоса и передается запредельной силе – Богу. Бог трактуется как абсолютное творческое начало. Ему приписываются все атрибуты, которыми древнегреческие философы наделяли бытие: Он вечен, неизменен, источник всего существующего. Однако христианская Ф имеет духовно-нравственную направленность, ориентирует человека на спасение его души. Поэтому христианская онтология стриться на принципе, что бог это не только высшее бытие, но и высшее благо, высшия истина, высшая красота.

Антропоцентризм. В контексте религиозного мировоззрения, это сово-ть взглядов, утверждающих исключительную роль человека среди творения бога. Согласно христ учению, Бог сотворил человека не вместе со всеми существами, а отдельно, в специальный день. Христ философы подчеркивали особую роль человека. Если все другие матер-ые системы – лишь просто творения, то человек венец творения. Он является центром вселенной и конечной целью творения. Более того он существо господствующее на земле.

Высокий статус человеческого бытия определяется библейской формулой “человек – образ и подобие бога”. Божественные качества человека – это разум и воля. Именно разум и свободная воля делают нравственным существом человека и представителем бога в этом Бога в этом мире, продолжателем божественных деяний. Человеку, как и Богу, дана способность высказывать суждения. Различать добро и зло. Свобода воли позволяет человеку сделать выбор в пользу добра или зла. Первые люди А и Е – сделали этот выбор не удачно. Они выбрали зло и совершили грехопадение. Отныне природа человека оказалась испорченной, на него постоянно оказывает воздействие грехопадение. Поэтому христианские мыслители определяют природу человека двойственной. Это раздвоение человека Августин называл “болезнью души”, неподчинение ее себе самой, т е высшему началу. Согласно христ мировозрению, человек сам своими силами, не способен преодолеть своих греховных наклонностей. Ему постоянно необходима божественная помощь, действие божественной благодати. Соотношение природы и благодати является центральной темой христианской антропологии.

Читайте также:  Виды природных объектов окружающей среды

Провиденциализм и эсхатологизм. В основе христ концепции истории лежит представление о постоянной и необходимой связи человека с богом. Человек трактуется как бытие, сотворенное богом, спасенное Христом и предназначенное к сверхестественной судьбе. Ист-й процесс при таком подходе представляет раскрытие как бого-человеческого отношения, характеризующегося, с одной стороны, упадком, регрессом, вызванным грехопадением и отчуждением человека от бога, а с другой стороны восхождением человека к богу. Основная миссия человека характеризуется как спасительная, испытательная, и назидательная. При таком подходе исторический процесс получает как бы два измерения: горизонтальное и вертикальное. Горизонтальное характеризует исторический процесс с т зр его внутреннего развития: деятельности людей, их борьбы за власть, за улучшение благосостояния и т д. Вертикальное – характеризует влияние на исторический процесс действия Бога, его вмешательство в ход исторического развития. Христианское мир-е в своей основе провиденциально. Мир развивается не сам по себе, а согласно промыслу Божию. Согласно этому мировоз-ю, промысел Бога распространяется на весь окружающий мир и придает всем природным и общественным процессам осмысленный и целенаправленный характер. В фил-и истории провиденционализм утверждает, что божественный замысел предопределяет историю людей. На долю людей остается либо содействовать осуществлению этого плана, и, т о работать на спасение мира и человека, либо противодействовать ему, за что бог подвергнет людей наказаниям.

Провиденциализм неразрывно связан с эсхатологией – учением о конце мира. История в христ-м мировоз-и изображается как целесообразный процесс направляемый богом к заранее предопределяемой цели – царству Эсхатона (царству Божию). Христианские мыслители изображают царство Божие как мир истинного, прекрасного и совершенного, в котором человек будет находиться в полном единении с богом. Достижение царства Божьего – это конечная цель и смысл человеческого существования. Это положение является основой христианского мировоз-я и признается всеми направлениями христианской философии и теологии.

Фома Аквинский – пытается построить и объяснить религию на основе разумного, а не веры, наука должна подтверждать религию.

Источник

Оцените статью