Социальное неравенство как причина социального конфликта — ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ.
Положение людей и вытекающий из него уровень социальных притязаний определяется не вечными инстинктами, а сопоставлением с другими людьми. То, что является приличным уровнем жизни для одних людей, другими может рассматриваться как бедность и нищета. Важны не сами по себе потребности, но и средства их удовлетворения, доступ к соответствующим видам деятельности, который обусловлен социальной организацией общества. Именно в этой связи встает вопрос не только о равенстве и неравенстве в уровне благосостояния, но и сопоставлении жизненных шансов различных социальных групп. Как показал опыт советского общества, само по себе стремление к всеобщему равенству не может рассматриваться в качестве блага; оно часто приводит к уравнительности, к угасанию стимулов творческой деятельности и инициативы. Неравенство, в том числе и социальное, неустранимо. Более того, оно имеет положительное значение для общества в целом, так как оказывается важнейшим источником состязательности, конфликтности, стимулирующим жизненную энергию человека.
Неравенство, как и социальный конфликт, содействует мобилизации жизненной энергии, влечет за собой необходимость социальных изменений, в том числе и в организации общественной жизни. Применительно к социальному конфликту неравенство социальных положений означает неодинаковый доступ к ресурсам развития индивидов, социальных групп или сообществ людей. Поэтому в определение природы конфликта включается и проблема ресурсов как средств достижения социальных целей.
Однако здесь возникает центральный вопрос, на который указывает Р. Дарендорф. Кто и каким образом распоряжается ресурсами? Иными словами, в чьих руках находится власть? Этот вопрос, безусловно, связан с определением самой власти, которая представляет собой совокупность социальных позиций, позволяющих одной группе людей распоряжаться деятельностью других групп людей. Именно здесь заложен центральный конфликт в любой системе общественных отношений. Люди делятся между собой не только на богатых и бедных, не только на тех, кто обладает недвижимостью, и тех, кто живет на зарплату, но и на тех, кто участвует во власти и кто не участвует в ней.
Точнее говоря, все названные деления существуют и имеют определенное значение, в том числе и для формирования конфликтов, но в сравнении с признаком участия или неучастия во власти иные признаки имеют второстепенное или третьестепенное значение.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Источник
Обзор попытки 2
Пирамида А. Маслоу представляет следующую иерархию потребностей:
a. в пище, друзьях, детях, риске, безопасности; |
b. физиологические, в безопасности существования, социальные, престижные, творческой самореализации; |
c. физиологические, в семье, отдыхе, общении, творчестве. |
d. в жилище, религии, образовании, семье, безопасности; |
Question 2
a. распространение и накопление информации о результатах исследования; |
b. чтение текста с последующим подсчетом символов; |
c. исследование тенденции развития и динамики социального процесса или явления во времени. |
d. один из способов анализа результатов социального эксперимента; |
Question 3
Социальное действие, осуществляемое через сознательную веру в этическую, религиозную значимость поведения, называется:
a. традиционно-ценностным; |
b. морально-ориентированным. |
c. ценностно-аффективным; |
d. ценностно-рациональным; |
Question 4
Кто из социологов предлагал опираться на социальные факты и изучать их статистически:
a. М. Вебер; |
b. Э. Дюркгейм; |
c. Р. Дарендорф; |
d. Д. Белл. |
Question 5
a. общество; |
b. общественное мнение. |
c. человек; |
d. социальные общности, социальные институты, социальная система, социальный процесс; |
Question 6
a. в необходимости понять символику социального поведения; |
b. в необходимости интерпретировать язык повседневного общения людей; |
c. в необходимости утверждения общественных отношений. |
d. в необходимости понять поведение людей и тот смысл, который они ему придают; |
Question 7
Кому из социологов принадлежит наиболее развернутое определение эволюции:
a. К. Марксу; |
b. Г. Спенсеру; |
c. Р. Мертону. |
d. О. Конту; |
Question 8
Почему социология как наука стала востребованной только в середине XIX века?
a. это обусловлено появлением правового государства; |
b. это связано со значительным прогрессом в науке, технике, культуре; |
c. это связано с ростом культурного и образовательного уровня. |
d. это обусловлено формированием гражданского общества; |
Question 9
a. выбор метода социологического исследования; |
b. выбор социологом исследуемой проблемы; |
c. выбор целей и задач социологического исследования; |
d. выбор части генеральной совокупности, подвергаемой опросу. |
Question 10
Регулярный, систематический обмен действиями, ориентированными на ответные действия партнера, называется:
a. социальным контролем; |
b. социальным взаимодействием; |
c. организованным поведением. |
d. социальным контактом; |
Question 11
Действие индивида, целенаправленное и ориентированное на поведение других людей:
a. традиционное; |
b. спонтанное; |
c. социальное; |
d. эффективное. |
Question 12
a. сотрудничество нескольких индивидов или групп ради решения общей задачи. |
b. открытое столкновение индивидов; |
c. борьба индивидов за обладание ценными ресурсами; |
d. попытка устранения конкурирующей стороны; |
Question 13
Назовите российского социолога-представителя субъективной школы:
a. П.Ф. Лилиенфельд. |
b. Н. М. Михайловский; |
c. Л.И. Мечников; |
d. А.И. Стронин; |
Question 14
Предметом социологии как научной дисциплины выступают:
a. взаимоотношения людей по поводу производства материальных благ, их обмена и распределения; |
b. политические институты общества; |
c. общество как система и процессы, происходящие в ней. |
d. механизмы мотивации и регуляции поведения людей; |
Question 15
Науку об обществе О.Конт назвал:
a. социальной статикой. |
b. социальной философией; |
c. социальной историей; |
d. социальной физикой; |
Question 16
a. концепция общественного договора; |
b. теория общественно-экономических формаций; |
c. концепция механической и органической солидарности; |
d. теория социальной стратификации. |
Question 17
Укажите представителей структурно-функционального направления в социологии:
a. Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс; |
b. Д. Белл, Р. Арон, Р. Дарендорф; |
c. О. Конт, М. Вебер, К. Маркс; |
d. Д.Г. Мид, Г. Блумер, А. Шюц. |
Question 18
Назовите две самые общие формы взаимодействия:
a. сотрудничество и консенсус; |
b. конфликт и соперничество; |
c. социальная зависимость и власть. |
d. сотрудничество и соперничество; |
Question 19
Какой метод социологического исследования используется при изучении мнения людей:
a. контент-анализ; |
b. опрос; |
c. эксперимент. |
d. анализ документов; |
Question 20
Какова природа социального конфликта?
a. соперничество; |
b. разный уровень умственных способностей; |
c. имущественное неравенство. |
d. борьба за власть; |
Question 21
К типам социального действия у М. Вебера не относится:
a. целерациональное действие; |
b. аффективное действие. |
c. традиционное действие; |
d. целеустремленное действие; |
Question 22
К наиболее оптимальному выходу из конфликтной ситуации относится:
a. поиск компромиссных решений. |
b. подавление противника силой; |
c. принуждение к заключению соглашения; |
d. уход от решения конфликта; |
Question 23
Базис в социологии марксизма- это:
a. производительные силы общества; |
b. производственные отношения; |
c. материальные объекты и вещи. |
d. совокупность производительных сил и производственных отношений; |
Question 24
Общность, на которую социолог распространяет выводы исследования, называется:
a. континуум. |
b. единицы выбора; |
c. выборочная совокупность; |
d. генеральная совокупность; |
Question 25
Кто является автором теории социального конфликта:
a. В.Ленин. |
b. М.Вебер; |
c. О. Конт; |
d. К.Маркс; |
Question 26
Ведущие представители классической социологии:
a. К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер; |
b. Г. Лебон, Г. Зиммель, Ч. Кули; |
c. Ш. Фурье, Р. Оуэн, А. Сен-Симон; |
d. Р. Мертон, Н. Луман, Т. Лукман. |
Question 27
a. совокупность людей, объединенных общими целями и интересами; |
b. социологическая категория, используемая для характеристики различных сторон и условий жизни человека, качественной стороны удовлетворения потребностей; |
c. упорядоченная совокупность должностных лиц, социально значимых индивидов; |
d. вся совокупность элементов, имеющих общие социальные характеристики, свидетельствующие о принадлежности к единому объекту социологического исследования. |
Question 28
Основателем «понимающей» социологии является:
a. М. Вебер; |
b. Э. Дюркгейм; |
c. П. Сорокин. |
d. К. Маркс; |
Question 29
Лицо, выступающее в качестве источника первичной информации в процессе опроса, или в результате наблюдения:
a. респондент; |
b. испытуемый. |
c. субъект; |
d. объект; |
Question 30
Включенным называется такой вид наблюдения, при котором:
a. наблюдатель разъясняет участникам процесса цели и задачи исследования, включая их в исследование; |
b. наблюдатель определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса должны быть включены в наблюдение. |
c. условия, в которых протекает наблюдаемый процесс, задаются исследователем; |
d. наблюдатель находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми объектами и принимает участие в их деятельности; |
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник