Каковы особенности природы местного самоуправления

1 Вопрос: Понятие и особенности местного самоуправления в рф

Местное самоуправление – это комплексное, сложное, многообразное явление, которое можно рассматривать в нескольких аспектах: 1) как основополагающий принцип осуществления власти в обществе и государстве, который определяет систему управления демократического правового государства; 2) как право граждан (жителей определенной территории) на самостоятельное ведение дел местного сообщества; 3) как способ организации и осуществления населением власти на местах. Местное самоуправление – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Его суть заключается в автономности, самостоятельности населения от органов государственной власти в решении вопросов местного значения. Под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования (это в значительной мере права гражданина, записанные в Конституции РФ). По своей правовой природе местное самоуправление является одним из видов власти, которая отличается от государственной власти следующими признаками:

  1. Территориальной ограниченностью;
  2. Более широким спектром форм непосредственного участия населения в управлении своими территориями (прямое волеизъявление в виде сходов, собраний, конференций, местных референдумов и т.д.)
  3. Многообразием организационных форм осуществления местного самоуправления, посредством которых обеспечивается решение вопросов местного значения.
  1. Самостоятельность, автономность местных органов.

2 Вопрос: Принципы местного самоуправления

Под конституционными принципами местного самоуправления понимаются закрепленные в Конституции РФ основные начала, лежащие в основе организации и функционирования институтов местного самоуправления. Согласно ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов организации местного самоуправления относится к совместному ведению РФ и ее субъектов. Принципы местного самоуправления: 1. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения, которая означает прямой запрет для органов государственной власти и государственных должностных лиц осуществлять в любых формах функции местного самоуправления и назначать должностных лиц местного самоуправления. 2. Организационная обособленность органов местного самоуправления от органов государственной власти, которая заключается в том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). 3. Законность в организации и деятельности местного самоуправления. На деятельность органов местного самоуправления распространяется закрепленный в ст. 15 Конституции РФ принцип законности: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы». 4. Гласность и учет общественного мнения в деятельности местного самоуправления. Данный принцип гарантирует открытый характер функционирования органов местного самоуправления, систематическое информирование населения об эффективности принятых в интересах местного сообщества решений. 5. Принцип признания и равной защиты муниципальной собственности (наряду с частной и государственной), который закреплен в ст. 8 Конституции РФ. 6. Запрет на ограничение прав местного самоуправления. Ст. 133 Конституции РФ содержит расширенный перечень гарантий прав местного сообщества.

Читайте также:  Галерея природа моего края

Источник

1. Природа местного самоуправления (мсу)

МСУ – один из важнейших институтов современного общественно-государственного устройства.

В теории и практике существуют различные оценки в определении природы (сути) МСУ.

С одной точки зрения МСУ представляется как нижний уровень государственной власти, с другой стороны – как отдельный самостоятельный уровень публичной власти.

В природе МСУ присутствует два названных начала.

В настоящее время наличие и состояние МСУ является признаком и оценкой демократичности государства.

В соответствии с таким подходом в ст. 3 Конституции РФ устанавливается:

1. Высшим и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и ОМСУ.

Таким образом, суть МСУ – признание права гражданина быть источником местной власти, самому принимать решения по вопросам местной (своей) жизни и самому отвечать за их последствия.

2. Основные теории мсу

Формирование целого ряда теорий МСУ относится к середине 19 в., но процесс углубления теоретических основ происходит и в настоящее время.

В научной литературе существуют различные классификации теорий МСУ. Основанием классификации служат принципы разграничения функций государства и МСУ.

В соответствии с данным подходом различают 3 основные теории:

Общественная теория. Представители (Теория свободной общины) – Гнейст, Майер, Лабанд, Лесслер. По их мнению, наряду с тремя конституционными властями необходимо признавать четвертую власть – общинную, источником которой является народ. Причем круг общинных дел отличается от государственных, государство должно признавать общину и не вмешиваться в ее внутренние дела. Должностные лица МСУ согласно этой теории не являются государственными чиновниками. Недостатки теории – практическое противоречие главного постулата теории – невмешательства государства, свобода общины.

Общественная теория включает разновидности этой теории:

Читайте также:  Жанр преображенная человеком природа

Хозяйственная – (Моль, Васильчиков) устанавливает, что функции МСУ строго хозяйственные, они определяют самостоятельность общины и ненужность государственного надзора за ее деятельностью. На практике в общине присутствуют и властные функции, которые не являются только хозяйственными.

Юридическая – исходит из того, что органы МСУ выполняют часть государственных дел, но не являются органами государства и обладают самостоятельно предоставляемыми им государством правами.

Политическая – основывается на том обстоятельстве, что должностные лица МСУ не принадлежат к профессиональному чиновничеству, так как они выбираются местные населением, а не назначаются Правительством.

Государственная теория. Представители – Штейн, Лазаревский, Градовский. Данная теория противоположна общественной: МСУ – часть государства, точное разделение государственных и местных дел невозможно, местные дела – часть государственных дел, переданных на исполнение на места. Источником местной власти является государство, местное сообщество не обособлено от государства, а служит его интересам. Данная теория реализовывалась в практике советского периода (1917-1991гг.). Между государственными и местными делами существует разница, принципиальное различие заключается в том, что государство имеет дело с гражданами, а МСУ – с жителями, обеспечение гражданских и социальных свобод – это функции государства, а устройство жизни в конкретном поселении — вопросы МСУ.

Большинство ученых в настоящее время придерживаются позиции двойственного характера МСУ, т.е. являются сторонниками государственно-общественной теории. Она предполагает сочетание общиной как местных дел, не требующих участия государства, так и государственных дел, при выполнении которых органы МСУ выступают представителями государства и подотчетны государству.

МСУ отличается от самоуправления в общественных организациях, которые не обладают силой публичной власти, наличие которых у ОМСУ установлено законом, все решения органов МСУ обязательны для жителей. В общественных организациях членство может быть прекращено, в МСУ – нет.

Источник

14. Природа местного самоуправления. Сложившиеся концепции и взгляды на природу местного самоуправления

Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.

В современном мире большое распространение получили те системы местного самоуправления, классификация которых основана на складывании отношений между местным самоуправлением и центральными властями. Так, распространение получили следующие модели местного самоуправления: англосаксонская (классическая) модель, континентальная, смешанная и советская модель.

Читайте также:  Какие наука изучает живую природу

Теории местного самоуправления

Теория свободной общины. Эта теория впервые объяснила сущность местного самоуправления, что община первична по отношению к государству, следовательно, государство должно уважать свободу общинного управления. Таким образом, из теории свободной общины выделяют следующие принципы организации местного самоуправления:

  • местное самоуправление – управление собственными общинными делами, отличными от дел государства;
  • избираемость органов местного самоуправления членами общины;
  • разделение общинных дел на собственные дела и дела, перепорученные ей государством;
  • органы государства не вправе вмешиваться в собственную компетенцию общин. Они должны только следить за тем, чтобы община при реализации собственных функций не выходила за пределы своей компетенции.

Общественная (общественно-хозяйственная) теория самоуправления. Данная теория исходила из противопоставления государства и общины, из принципа признания свободы осуществления своих задач местными сообществами. В виде основного признака местного самоуправления сторонники этой теории выдвинули на первый план негосударственную, преимущественно хозяйственную природу деятельности органов местного самоуправления. Представители общественной теории (Р. Моль, А.И. Васильчиков, В.Н. Лешков) усматривали сущность самоуправления в том, что в его компетенцию входит выполнение местными союзами тех задач, которые они сами себе ставят, то есть органы самоуправления являются органами не государства, а «местного сообщества». В рамках данной теории самоуправляющаяся община признается в качестве самостоятельного субъекта права, а так же делается упор на признание в ней содержания коммунальной деятельности.

Государственная теория самоуправления. Государственная теория самоуправления получила развитие на основе взглядов, критически оценивающих общественную теорию. Сторонники теории исходили из тесной связи местного самоуправления с началом общего государственного устройства и необходимости включения их в систему государственных учреждений. Они рассматривали местное самоуправление как часть государства, одну из форм организации местного самоуправления. С их точки зрения, любое управление публичного характера – дело государственное.

Двойственный характер муниципальной деятельности находит отражение в теории дуализма муниципального управления. Согласно этой теории, муниципальные органы, реализуя соответствующие управленческие функции, выходят за рамки местных интересов и, следовательно, должны действовать как инструмент государственной администрации.

Теория социального обслуживания делает упор на осуществление муниципалитетами одной из основных своих задач, а именно – предложение услуг жителям, организация обслуживания населения. Согласно данной теории, основная цель муниципальной деятельности – обеспечение благосостояния жителей коммуны.

Источник

Оцените статью