Каковы принципы отбора лермонтовым явлений природы

в чем традоксальность стихотворения когда волнуется желтеющая нива

Формирование изображения природы посредством символов в русской поэзии неразрывно связано с именем великого классика – М. Ю. Лермонтова. Его произведения поражают глубиной мысли и прелестью формы. Изучая стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» анализ следует начинать со знакомства с историей создания произведения.
Невозможно до конца понять смысл стихотворения Лермонтова, не зная истории создания творения. В феврале 1837 года в жизни Михаила Юрьевича произошли значимые перемены. Написанное им стихотворение «Смерть поэта» вызвало недовольство ряда чиновников. Пока шли разбирательства, поэта арестовали и заключили под стражу. Находясь в петербургской тюрьме, Лермонтов пишет стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива», являющееся одним из последних в его творчестве. С помощью обугленных спичек вместо пера и серой обертки от еды вместо бумаги, он создает произведение о восхитительных природных красотах родного края.

Стихотворение имеет особое строение.
Четыре строфы написаны одним сложным предложением с тремя придаточными времени, причины и условия. Таким способом произведению придается особая целостность, напевность. Создается впечатление, что это стихотворение автором создавалось на одном дыхании. Будто поэт так спешил поделиться своими мыслями, эмоциями, переживаниями с окружающими, что уделять внимание знакам препинания просто не было времени. В конце произведения стоит многоточие, означающее безмерность стремлений души, бесконечность.

Анализ стихотворения когда «Когда волнуется желтеющая нива» помогает понять человека, способного оценить тончайшие оттенки природы. Большая часть произведения представляет собой не что иное, как пейзажную зарисовку.

По внешним признакам стихотворение создает радостную картину умиротворения, благополучия и спокойствия: «Ландыш серебристый приветливо кивает», «Студеный ключ играет», «Вечер румяный», «таинственную сагу про мирный край». Но на самом деле все произведение пропитано трагизмом, невидимым на первый взгляд.

Автор не находит места в этом мире ликования и радости, ему все чуждо. Единственное, на что он надеется, это в гармонии с природой найти свое место. Причем природа в стихотворении совершенно не имеет конкретики. Сочетаются «желтеющая нива» и «малиновая слива» – начало осени с «ландышем» – поздняя весна. Но такие примеры лишь подчеркивают, что автор создавал не реальную картину, а объемный образ природы, связанный с божественным замыслом.

Особым способом изображается контакт человека с природой в каждой строфе.

1 строфа – человек видит природу.
2 строфа – устанавливается контакт с природой.
3 строфа – природа вступает в диалог с человеком: «ключ лепечет сагу про мирный край».

Читайте также:  Береги природу она мать

В стихотворении прослеживается отвлеченность персонажа от людей, его одиночество, безысходность, которые отступают лишь на короткое время, давая автору забыться. Лирический герой познает Бога. Но прежде он любуется лесом, ключом, нивой.

Многообразие и красота природы предстают перед поэтом как отражение божественного начала.

В первых трех строфах герою раскрывается мир. В последнем четверостишие становится ясно, что он пришел к осознанию себя и бога. Таким образом, вырисовывается основная тема стихотворения – роль природы в духовном становлении человека.

Для изображения особенностей и сущности настоящей красоты Лермонтов пользуется различными средствами художественной выразительности. Например, создавать атмосферу загадочности и тайны помогают эпитеты («Какой-то смутный сон», «В час златой», «Румяным вечером»). Оживить картину автор пытается посредством художественного олицетворения («Ландыш…. кивает головой», «Прячется в саду малиновая слива», «волнуется желтеющая нива»).

гуру. откуда содрал и кавычек не поставил .
Результаты поиска
Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива .
sochinenie-o.ru › Сочинения по литературе

1 янв. 2016 г. — Формирование изображения природы посредством символов в русской поэзии неразрывно
Литература 7 класс. | ВКонтакте
https://vk.com/public101515485

Формирование изображения природы посредством символов в русской поэзии неразрывно связано с именем великого классика – М. Ю. Лермонтова.
Слушаем когда волнуется желтеющая нива лермонтов онлайн .
mp3ndgown.ru/music/когда-волнуется-желтеющая-нива-лермонтов/

Формирование изображения природы посредством символов в русской поэзии неразрывно связано с именем великого классика – Лермонтов

Источник

В чем смысл стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива. »? В чем состоят принципы отбора Лермонтовым явлений природы?

Стихотворение носит элегический и в то же время философский характер, призывает нас задуматься над тем, что такое гармония в природе. В произведении изображён не единый пейзаж, но взяты самые яркие, характерные приметы различных проявлений природы в разное время года: для весны это — «ландыш серебристый», «свежий лес», для лета — «желтеющая нива», для начала осени — «малиновая слива». Поэт словно собирает в стихотворении букет самых ярких своих впечатлений от общения с природой: это и прогулка по лесу, и любование волнами желтеющей нивы в широком поле, и спуск в глубокий овраг, по дну которого играет «студёный ключ». Мы видим, что поэт общается с природой и ранним утром («утра в час златой»), и «румяным вечером», и в жаркий полдень, когда даже слива прячется «под тенью сладостной зелёного листка».

Встречи поэта с природой пробуждают в нём чувства, которые он передаёт своим читателям с помощью цветовой гаммы: нива жёлтая, лес свежий, то есть ярко зелёный, утро румяное, розовое, утро златое, ландыш серебристый. В овраге, где течёт студёный ключ, царит полумрак, который погружает «мысль в ка- кой-то смутный сон».

Читайте также:  Государственные природные заповедники российской федерации

Все шестнадцать строк стихотворения представляют собой одно сложноподчинённое предложение. Три строфы начинаются с союза «когда», и мы с каждой строфой всё напряжённее ожидаем, что же будет после всех этих «когда». Первые три строфы — это придаточные обстоятельственные, четвёртая строфа является блоком простых предложений, она и отражает главную мысль стихотворения: общение с природой, погружение в её гармонию помогает поэту разрешить свои внутренние противоречия, смирить душевную тревогу, постичь, в чём состоит счастье жизни на земле. Гармония природы помогает поэту постичь божественную гармонию.

Стихотворение начинается просто, но постепенно введение слов высокого стиля делает характер стихотворения всё более напряжённым и торжественным: «под тенью сладостной» (1-я строфа); «утра в час златой» (2-я строфа); «студёный ключ», «погружая мысль», «таинственную сагу» (3-я строфа). Как апофеоз, мы читаем заключительную строфу:

. Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

На протяжении всего стихотворения звучит шестистопный ямб с пиррихиями, но последняя, итоговая строка состоит всего из четырёх стоп, что помогает интонационно завершить стихотворение, показывая читателю, что именно в этой строке заключён главный смысл произведения.

Стихотворения «Молитва» (В минуту жизни трудную. »), «Ангел» и «Когда волнуется желтеющая нива. » дополняют и объясняют друг друга, показывают нам обращённость поэта к поискам высшей силы и роли её в земной жизни человека.

5 лет назад Комментировать

Источник

Природа в поэзии М. Ю. Лермонтова

М. Ю. Лермонтов

Романтичная поэзия Лермонтова не оставляет равнодушным даже людей, мало интересующихся лирическими произведениями. Одной из ее характерных черт считается символичность и эмоциональность. Бесконечная любовь поэта к России отражена в каждом творении в форме описаний ее просторов. Пейзажная лирика присутствует не только в отдельных стихотворениях, ею пронизано каждое произведение.

Описание природы в стихах Лермонтова

Михаил Юрьевич создал очень яркие образы, надолго врезающиеся в память читателей. Удивительная сила слова, словно рисует картины перед поклонниками поэта. Шелест листьев, знойная песня пустыни, рокот горных рек – все это становится реальным уже с первых строк. Способность одушевлять деревья, ветер, горы, равнины и поля позволила сделать стихи невероятно пронзительными, острыми:

«На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она».

Краткое четверостишие обладает характерной выразительностью. Легкий холод и щемящее одиночество чувствуется благодаря точно подобранным эпитетам: « на голой вершине», «севере диком» и пр. Поэт ассоциирует с этой несчастной сосной себя. Он также одинок и печален. Использование такого приема как олицетворение характерно для поэзии Лермонтова. Его стиль легко отличить среди сотен лирических произведений. Изящество, эмоциональность и выраженная страстность – все это присуще поэту не только в описаниях пейзажа:

Читайте также:  К чему зовут людей природа

«У Черного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская…».

Нескрываемая эмоциональность более всего свойственна описаниям природы Кавказа. Так, например, описывает Мцыри недолгое свое счастье на воле:

«Простерты в воздухе давно
Объятья каменные их,

И жаждут встречи каждый миг…».

Умение органично переплетать эмоции главных героев и явления природы сделало произведения Лермонтова настоящим шедевром русской поэзии. Образность позволяет легко заучивать целые поэмы Михаила Юрьевича. Поколонники сравнивают четверостишия с музыкой, которую просто невозможно забыть.

Природа и человек в творчестве поэта

Во многих произведениях часто можно встретить не только олицетворение природных явлений, но и обратный прием – присвоение персонажу (человеку, демону, ангелу) качеств и способностей стихии. Вот как описывает Лермонтов искусителя в поэме «Демон»:

«Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь,- ни мрак, ни свет!».

«Скользил без звука и следа
В тумане легком фимиама;
Сиял он тихо, как звезда…».

Органичное сочетание человеческого, сверхъестественного и природного позволило придать произведением особый, неповторимый оттенок.

Природа — символ свободы

Творчество Лермонтова изменялось в зависимости от его возраста и политических взглядов. Исследуя произведения поэта, можно сделать вывод о том, что природа для автора являлась неким символом свободы, справедливости и мудрости. Яростный противник царизма и угнетения крестьян Михаил Юрьевич часто отражал свои взгляды на существующую действительность в стихах. Например, в произведении «Листок» он открыто говорит о своем несогласии с существующими ценностями и нормами:

«До срока созрел я и вырос в отчизне суровой…».

Отношение Лермонтова в России прослеживается в стихах не только раннего, но и позднего периода. Гонения и отчуждения выливались в описание странствующих туч и известного парусника, а жажда перемен в бушующих горных потоках. Однако постепенно стремление к коренным переломам сменяется разочарованием и тихой грустью. Автор жаждет покоя, мирного и справедливого, он чувствует себя одиноким, но продолжает восхищаться красотой и глубиной своей Родины.

Образцом поэзии Лермонтова можно назвать стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…». Спокойное, словно течение ручья, простое и скромное, как описанное автора осеннее поле – оно стало настоящим символом русской природы.

Завершая рассуждения на тему природы в поэзии Михаила Юрьевича, следует отметить, что его работы и сегодня остаются актуальными. Кипучая энергия и бесконечная любовь, желание познать законы мироздания – все это остается ценным и в 21-м веке.

Источник

Оцените статью