Какую природу изображает тютчев

Пейзажная лирика Тютчева

Лирика – это вид поэзии, выражающий переживания и чувства поэта.

Природа в ранней лирике Тютчева

Центральное место в творчестве Ф.И. Тютчева занимает тема природы. Тютчев, как тонкий лирик, тонко чувствует тайны природы, задается вопросами мироустройства. Его пейзажная лирика сопряжена с философскими вопросами. Природа наталкивает поэта на размышления о тайнах мироздания, о человеческом бытии.

Особенность лирики Тютчева заключается в философской проблематике и тесном соприкосновении мира природы и мира человека.

Размышления о скоротечности времени и жизни переплетаются с мыслями о бесконечности вселенной. Тютчев, находясь на грани мира человека и мира природы, проникается тайнами мироздания. В системе художественных образов мир природы и человеческая душа – неизведанные загадки. Это ярко проявляется в стихотворении «Все во мне, и я во всем…».

Однако творчество Тютчева проникнуто романтическими настроениями, в нем все же присутствует и драматизм от осознания противоречий мира природы и мира человека.

Тютчев проникает в жизнь природы. Человеческий мир для него существует неразрывно с миром природы. Тютчева по праву называют «певцом природы».

В поэзии Тютчева проявления слияния человека и природы изображаются по-разному. В одних произведениях природа и человек гармоничны, пробуждают светлые чувства любви, радости, блаженства:

  • «Весна»,
  • «Еще земли печален вид»,
  • «Восток белел, ладья катилась…»,
  • «Проблеск»,
  • «В душном воздухе молчанья…» и т.д.

В этих стихотворения проявляются светлые, жизнеутверждающие мотивы, которые связаны с образом весны.

В стихотворениях «Утро в горах», «Нет моего к тебе пристрастья…», «Сей день, я помню, для меня…» лирические образы голубого неба, утра, солнечных лучей имеют смысловую параллель с пробуждением новых чувств.

В других стихотворениях Тютчева присутствуют мотивы слияния человека с хаосом, утраты человеческого «Я», которое полностью растворяется и исчезает в бессознательном мироощущении поэта. Темы мирового хаоса несут в себе противостояние, борьбу, трагическое забвение. Например, в стихотворении «Смотри как на речном просторе» «Я» лирического героя растворяется в тающих льдинах.

В пейзажной лирике Тютчева, наряду с загадками мироздания и мотивами хаоса, присутствует тема ночи. Для поэта образ ночи связан с явлениями природы и таинственным миром. Темная ночь в себе таит неизведанные силы стихии и чувство хаоса. Ночь создает контраст, вызывает ощущение призрачности и ничтожности существования человека. Он не в силах разгадать загадки «роковой бездны». Мотив осознания человеческой беспомощности перед роком наталкивает поэта на философские размышления о человеческом бытии.

Читайте также:  Запасы природного газа канада

Во многих произведениях Тютчева присутствует описание бездны. Например, в произведении «Песок сыпучий по колени» образ ночи противопоставлен дню, а «немощный человек» беспомощен и беззащитен перед бездной ночи. Эти мотивы противопоставления человека бездне видны в стихотворениях «Святая ночь на небосклон взошла» и «Сны».

В поэтическом мире Тютчева присутствуют мотивы утери гармонии в отношениях человека и природы, причиной которой является человек. Поэт считает, что разлад человеческого мира и мира природы противоестественен.

В лирике Тютчева примечательны образы грозы и бури. Они своей силой волнуют внутренний мир человека, наполняют ее противоречивыми чувствами разрушения, смятения, опустошенности, забвения. Прежде всего поэта привлекают природные стихии, заключающие в себе много загадочного и таинственного, например, бушевание морской волны, проявления грозы, бури, журчание ручья, порывы ветра, наступление ночи, пробуждение солнца. В поэзии Тютчева природные стихии имеют значение незыблемого, вечного, а человеческий мир ему представляется иллюзорным, хрупки. Это выражается, например, в стихотворениях «Полдень» и «Не то, что мните вы, природа…».

Природа и человек в поздней лирике Тютчева

Тютчев отражает природные явления в действии, движении. Поздняя лирика поэта, в отличие от ранней, приобретает многогранность чувств и эмоций со сложной системой образов. В стихотворениях проявляются противоречивые чувства, связанные не только с общностью с природой, но и с разладом с ней. В поздней лирике Тютчева присутствует мотив «страшного раздвоения», когда в человеке превалирует личное начало, которое противостоит его единению с природой.

Лирический герой, находясь в состоянии разлада, не ощущает себя частью гармоничного целого (например, в стихотворении «Природа – сфинкс. И тем она верней…»).

В поэтической системе Тютчева двоемирие выражается взаимным отторжением и притяжением противоположных полюсов – небесного и земного мира, гармонии и хаоса, любви и смерти, человека и природы. Тютчев использует такие приемы, как повтор и антитеза для усиления контраста противоположных миров. Например, в произведении «Поэзия» автор четко разграничивает два мира – небесный и земной. А противоположность явлений природы ярко отражена в стихотворении «Вечер мглистый и ненастный…». Здесь поэт противопоставляет дневное ночному, что вызывает контрастное чувство несовместимости одного с другим. А в стихотворениях «День и ночь», «Как ни гнетет рука судьбины…», «О, как убийственно мы любим!»» Тютчев показывает взаимное притяжение человеческой жизни, явлений природы и рока. В стихотворении «День и ночь», написанном в 1839 году, поэт поднимает одну из ключевых тем своей лирики – тему космоса и хаоса. В поэзии Тютчева день и ночь – метафорические образы. Ночь представляет хаос, а день – космос. День – космическое понятие как проявление жизни на Земле, как божественное порождение. Ночь – стихия хаоса и бездны, который возникает и «рокового мира».

Читайте также:  Вред природы от сельского хозяйства

Через параллель человеческого состояния души и природный явлений Тютчев проникает в запредельные, неизведанные стороны мироздания, тем самым создавая философский тон стихотворения.

Поэт, наряду с внутренним родством человека и природы, отражает понимание человеческого разума и разумного начала природы. Пейзажная лирика Тютчева философична, а природа в ней приобретает символическое значение, побуждает на размышления и переживания о человеческом бытии.

Источник

Тема природы в творчестве Ф. И. Тютчева

Ф. И. Тютчев

Тютчев – русский поэт, воспевший в своём творчестве образ природы, как живого существа, наделенного человеческими качествами и чувствами. Единство человека и природы, неразрывная целостность и подчинение божественному существу, прослеживается во всем творчестве поэта. Его мир – единое целое, соединившее в себе человеческое бытие и бытие природы. «Осенний вечер», описанный поэтом в одноименном стихотворении, полон неизъяснимой притягательной прелести, трепетного дыхания, и по-человечески сиротеющей грусти: «…на всем та кроткая улыбка увяданья, что в существе разумном мы зовем божественной стыдливостью страданья».

Природа, представленная в лирике Тютчева, многолика и разнообразна, в постоянном движении и смене явлений. Этим автор дополнительно подчеркивает процесс, присущий всему живому — течение жизни. «Тени сизые сменились, цвет поблекнул, звук уснул – жизнь, движенье разрешились в сумрак зыбкий, в дальний гул…». А солнечный луч, описанный в стихотворении «Вчера», так ярко и красочно описан в своем движении, что кажется можно почувствовать его прикосновение: «ухватился за одеяло», «взобрался на ложе». Все картины жизни природы, изображенные поэтом, совершенно реальны и жизненны, преподнесенные в легкости, написаны обычными простыми словами.

Природа в творчестве Тютчева является неким связующим человека с божественной сущностью. Это устремляет взгляд поэта ввысь, к тайнам горных вершин, а затем дальше в космическую бездну. Его влечет туда надежда обрести понимание сути жизни, он увлекает за собою в стихотворениях, преподнося сперва образ гор, затем облаков и дальше познание откровения таинства вечности: «а там, в торжественном покое, разоблаченная с утра, сияет белая гора, как откровенье неземное». Именно небо представлено в его стихах, как символ чистоты и истины, где «звезды чистые горели, отвечая смертным взглядам непорочными лучами…» Многоточие, использованное здесь поэтом, призывает поразмыслить глубже над сказанным, приложить усилия и найти глубинную суть слов.

Читайте также:  Божественная красота нашей природы

Тема ночи – одна из самых важных тем в описании природы в лирике Тютчева. Она наполнена философским смыслом, помогает проникнуть в «тайное тайных» человеческой сущности. Здесь описание природы наполнено необычайной красотою и величественностью. Поэт изображает её чистой и святой: «святая ночь на небосклон взошла…». Она полна незримых тайн и загадок, непостижимых для смертного человека. «На мир дневной спустилася завеса, изнемогло движенье, труд уснул… Над спящим градом, как в вершинах леса, проснулся чудный еженочный гул… Откуда он, сей гул непостижимый. Иль смертных дум, освобожденных сном, мир бестелесный, слышный и незримый, теперь роится в хаосе ночном?»

В его творчестве уделено отдельное место описанию ночи. Он пытался найти истину бытия, а возможно соприкоснулся с нею и в своих стихах показывал пути и размышления для того, чтобы человек задумался не только о земных заботах, но и открыл свои духовные глаза, чтоб увидеть нечто большее, чистое, вечное и настоящее. Людские проблемы, которыми окутал свои глаза человек, поэт видит, как нечто второстепенное и совершенно бессмысленное. И природа «поочередно всех своих детей, свершающих свой подвиг бесполезный, она равно приветствует своей всепоглощающей и миротворной бездной».

Тютчев очень мастерски передает через описание природы глубину своих переживаний, свой настрой и чувства. Он очень тонко чувствует природу, знает её характер и умеет подобрать такие слова, которые ярче всего передадут смысл, который автор в них вкладывает. Больше всего беспокоит поэта оторванность человека от целостности мира, от божественного начала, уход в суету и бессмысленность по сравнению с величественностью её бытия. «И перед ней мы смутно сознаем себя самих – лишь грезою природы».

Тютчев жил жизнью, всецело отданной познанию себя, человеческого бытия, природы и незримой нити связывающей все в единое целое. Его поэзия многогранна и разнообразна, возвышенна и таинственна, нежная земная и космически холодная, но всегда неповторима и прекрасна, влекущая яркими красками своей удивительной жизни.

Источник

Оцените статью