Какую природу любил тютчев

Пейзажная лирика Тютчева

Лирика – это вид поэзии, выражающий переживания и чувства поэта.

Природа в ранней лирике Тютчева

Центральное место в творчестве Ф.И. Тютчева занимает тема природы. Тютчев, как тонкий лирик, тонко чувствует тайны природы, задается вопросами мироустройства. Его пейзажная лирика сопряжена с философскими вопросами. Природа наталкивает поэта на размышления о тайнах мироздания, о человеческом бытии.

Особенность лирики Тютчева заключается в философской проблематике и тесном соприкосновении мира природы и мира человека.

Размышления о скоротечности времени и жизни переплетаются с мыслями о бесконечности вселенной. Тютчев, находясь на грани мира человека и мира природы, проникается тайнами мироздания. В системе художественных образов мир природы и человеческая душа – неизведанные загадки. Это ярко проявляется в стихотворении «Все во мне, и я во всем…».

Однако творчество Тютчева проникнуто романтическими настроениями, в нем все же присутствует и драматизм от осознания противоречий мира природы и мира человека.

Тютчев проникает в жизнь природы. Человеческий мир для него существует неразрывно с миром природы. Тютчева по праву называют «певцом природы».

В поэзии Тютчева проявления слияния человека и природы изображаются по-разному. В одних произведениях природа и человек гармоничны, пробуждают светлые чувства любви, радости, блаженства:

  • «Весна»,
  • «Еще земли печален вид»,
  • «Восток белел, ладья катилась…»,
  • «Проблеск»,
  • «В душном воздухе молчанья…» и т.д.

В этих стихотворения проявляются светлые, жизнеутверждающие мотивы, которые связаны с образом весны.

В стихотворениях «Утро в горах», «Нет моего к тебе пристрастья…», «Сей день, я помню, для меня…» лирические образы голубого неба, утра, солнечных лучей имеют смысловую параллель с пробуждением новых чувств.

В других стихотворениях Тютчева присутствуют мотивы слияния человека с хаосом, утраты человеческого «Я», которое полностью растворяется и исчезает в бессознательном мироощущении поэта. Темы мирового хаоса несут в себе противостояние, борьбу, трагическое забвение. Например, в стихотворении «Смотри как на речном просторе» «Я» лирического героя растворяется в тающих льдинах.

В пейзажной лирике Тютчева, наряду с загадками мироздания и мотивами хаоса, присутствует тема ночи. Для поэта образ ночи связан с явлениями природы и таинственным миром. Темная ночь в себе таит неизведанные силы стихии и чувство хаоса. Ночь создает контраст, вызывает ощущение призрачности и ничтожности существования человека. Он не в силах разгадать загадки «роковой бездны». Мотив осознания человеческой беспомощности перед роком наталкивает поэта на философские размышления о человеческом бытии.

Читайте также:  Все обозначения природных зон

Во многих произведениях Тютчева присутствует описание бездны. Например, в произведении «Песок сыпучий по колени» образ ночи противопоставлен дню, а «немощный человек» беспомощен и беззащитен перед бездной ночи. Эти мотивы противопоставления человека бездне видны в стихотворениях «Святая ночь на небосклон взошла» и «Сны».

В поэтическом мире Тютчева присутствуют мотивы утери гармонии в отношениях человека и природы, причиной которой является человек. Поэт считает, что разлад человеческого мира и мира природы противоестественен.

В лирике Тютчева примечательны образы грозы и бури. Они своей силой волнуют внутренний мир человека, наполняют ее противоречивыми чувствами разрушения, смятения, опустошенности, забвения. Прежде всего поэта привлекают природные стихии, заключающие в себе много загадочного и таинственного, например, бушевание морской волны, проявления грозы, бури, журчание ручья, порывы ветра, наступление ночи, пробуждение солнца. В поэзии Тютчева природные стихии имеют значение незыблемого, вечного, а человеческий мир ему представляется иллюзорным, хрупки. Это выражается, например, в стихотворениях «Полдень» и «Не то, что мните вы, природа…».

Природа и человек в поздней лирике Тютчева

Тютчев отражает природные явления в действии, движении. Поздняя лирика поэта, в отличие от ранней, приобретает многогранность чувств и эмоций со сложной системой образов. В стихотворениях проявляются противоречивые чувства, связанные не только с общностью с природой, но и с разладом с ней. В поздней лирике Тютчева присутствует мотив «страшного раздвоения», когда в человеке превалирует личное начало, которое противостоит его единению с природой.

Лирический герой, находясь в состоянии разлада, не ощущает себя частью гармоничного целого (например, в стихотворении «Природа – сфинкс. И тем она верней…»).

В поэтической системе Тютчева двоемирие выражается взаимным отторжением и притяжением противоположных полюсов – небесного и земного мира, гармонии и хаоса, любви и смерти, человека и природы. Тютчев использует такие приемы, как повтор и антитеза для усиления контраста противоположных миров. Например, в произведении «Поэзия» автор четко разграничивает два мира – небесный и земной. А противоположность явлений природы ярко отражена в стихотворении «Вечер мглистый и ненастный…». Здесь поэт противопоставляет дневное ночному, что вызывает контрастное чувство несовместимости одного с другим. А в стихотворениях «День и ночь», «Как ни гнетет рука судьбины…», «О, как убийственно мы любим!»» Тютчев показывает взаимное притяжение человеческой жизни, явлений природы и рока. В стихотворении «День и ночь», написанном в 1839 году, поэт поднимает одну из ключевых тем своей лирики – тему космоса и хаоса. В поэзии Тютчева день и ночь – метафорические образы. Ночь представляет хаос, а день – космос. День – космическое понятие как проявление жизни на Земле, как божественное порождение. Ночь – стихия хаоса и бездны, который возникает и «рокового мира».

Читайте также:  Государственные природные заказники зоологические

Через параллель человеческого состояния души и природный явлений Тютчев проникает в запредельные, неизведанные стороны мироздания, тем самым создавая философский тон стихотворения.

Поэт, наряду с внутренним родством человека и природы, отражает понимание человеческого разума и разумного начала природы. Пейзажная лирика Тютчева философична, а природа в ней приобретает символическое значение, побуждает на размышления и переживания о человеческом бытии.

Источник

Любовь и природа в творчестве Ф. И. Тютчева

Стихи великого русского поэта Федора Ивановича Тютчева с детских лет известны всем русским людям. Еще не научившись читать и писать, мы наизусть помним его проникновенные строки.
В жизни поэта любовь и природа занимают особое место. Будучи натурой бурной и пылкой, он часто увлекался “земными очарованиями”. Он жил сердцем и много любил. Любил женщин, любил природу. Поэт был женат трижды, в его чувствах не было места лжи и расчету, и, вероятно, поэтому все браки были заключены по любви.
Первая жена — Элеонора Ботмер — подарила ему троих детей — дочерей, которых он проникновенно любил. В 1838 г. по роковой случайности на корабле, на котором она плыла вместе с дочерьми, возник пожар. Проявив неженское мужество, Элеонора Федоровна спасла дочерей, но не смогла уберечь себя. Спустя несколько месяцев она скончалась от нервного потрясения. Тютчев тяжело переживал смерть жены. Проведя всю ночь у ее гроба, он поседел.
Вторая жена великого русского поэта — Эрнеста Пфеффель — в высшем свете слыла первой красавицей. Целую бурю чувств пережил Тютчев, когда, будучи женат одиннадцать лет, 15 июля 1850 г. он впервые увидел прекрасную русскую девушку — Елену Александровну Денисьеву. Любовь бурным потоком захватила сердце поэта. Но свет не принял этой беззаконной любви. Елену отвергли прежние знакомые, родственники, друзья. Как свои собственные страдания, переживал Федор Иванович муки любимой женщины. После смерти Елены Александровны для Тютчева начались долгие девять лет душевной пытки. Ровно через двадцать три года после встречи с незабвенной своей любовью 15 июля 1873 г. великий русский поэт умер.
Ф. И. Тютчева принято называть певцом любви и природы. Он был действительно мастером стихотворных пейзажей, но его вдохновенные стихи начисто лишены пустого и бездумного любования, они глубоко философичны. Для Тютчева природа отождествляется с человеком, природа для него — разумное существо, наделенное способностью любить, страдать, ненавидеть, восхищать и восхищаться:

Читайте также:  Дикая природа мальдивских островов

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.

Завораживающие строки! Чем больше читаешь стихи Тютчева, тем явственнее чувствуешь близость живой природы.
Трагическая любовь Тютчева не могла не отразиться в его поэтическом творчестве. Глубокое чувство, испытанное поэтом на склоне лет, подарило русской поэзии целый цикл стихов, именуемый “денисьевским” циклом. Абсолютно все стихи проникнуты глубоким психологизмом, человечностью, благородством:

Чему молилась ты с любовью,
Что, как святыню, берегла,
Судьба людскому суесловью
На поруганье предала.

Или известное всем стихотворение:

Я встретил вас — и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое —
И сердцу стало так тепло.

Любовная лирика Тютчева являет собой один из лучших образцов мировой любовной лирики. Наверное, потому, что есть в них что-то личное, индивидуальное, близкое каждому человеку, независимо от времени и возраста, испытавшего прекрасное и возвышенное чувство любви.
Поэзия Ф. И. Тютчева может служить лучшим доказательством могущества слова, могущества чувства, любви к женщине, любви к родине, любви к природе. Его стихи — своеобразная лирическая исповедь, исповедь человека, посетившего “сей мир в его минуты роковые”, в эпоху “старых поколений”, вынужденных уступить дорогу “новому, младому племени”.

27044 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

/ Сочинения / Тютчев Ф.И. / Разное / Любовь и природа в творчестве Ф. И. Тютчева

Смотрите также по разным произведениям Тютчева:

Источник

Оцените статью