Какую птицу море отучило летать

Викторина «Вода — наше богатство!» для учащихся 3 — 4 классов

Цели: закрепить у учащихся знания, полученные на уроках окружающего мира; развивать познавательную активность детей, воображение, коммуникативность, умение работать в команде.

I. Организационный момент.

Ученики делятся на команды, дают им «водное» название, выбирают капитанов команд.

II. Ответы на вопросы, которые были объявлены заранее.

1. Сколько процентов земной поверхности покрыто водой? (Примерно 70%)

2. Какой обитатель океана дышит одной ноздрей? (Кашалот)

3. Сколько процентов от общего количества водной массы Земли составляет пресная вода? (3%)

4. Кто клыками дно пашет? (Морж)

5. Что такое «морская капуста»? (Водоросли)

6. По руслу какой реки протекает 1/5 всей речной воды мира? (Амазонка)

7. Какая пролетающая стая обещает снег? (Стая гусей)

8. В каком озере находится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды всей планеты? (Байкал)

9. У какой рыбы два глаза на одном боку? Почему? (Камбала. Это глубинная, донная рыба. В течение эволюции огромная толща воды как бы «сплющила» эту рыбу)

10. Какая река является самой длинной? (Нил)

11. Где зимуют раки? (В илистых берегах рек)

12. Является ли пингвин птицей? (Да, он откладывает яйца, у него есть крылья)

13. У какой птицы крылья покрыты чешуей? (У пингвинов)

14. Какое морское животное прикреплено к одному месту? (Коралл прикреплен к кораблям, ко дну морей, океанов)

15. Какое животное ползает задом наперед? (Рак)

16.Умеют ли слоны плавать? (Да, даже под водой)

17. Есть ли птичье молоко? У каких птиц? (У пингвинов)

18. Мечут ли икру кит и дельфин? (Нет, это млекопитающие, они рожают жизнеспособных детенышей)

19. Почему рыба быстро плавает? (У нее обтекаемая форма, позади нее не образуется завихрений, которые тормозят движение в воде)

20. Сколько лапок у водомерки? (4)

1) На свете нет ее сильнее.

И на коне не обогнать. (Вода)

2) Что бежит без прогону? (Вода)

Крылья есть — не летаю. (Рыба)

Я росту в пучинах вод. (Морская капуста)

Читайте также:  Какого размера птица зимородок

7) На поверхность с мамой всплыв,

Десять литров молока. (Китенок)

8) Висит за окошком кулек ледяной,

Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)

Без паруса — плывет. (Облака)

10) В белом бархате деревья,

11) Летит сова по синему небу,

С неба на землю свалилось. (Снег)

13) Что за звездочки сквозные

А возьмешь — вода в руке. (Снежинки)

2. Конкурс «Где мы используем воду?».

Ведущий . В самом начале викторины мы выяснили что пресной воды очень мало, всего 3 % от общего количества воды, а живым существам (и человеку в том числе) ее нужно много. Организм человека в основном состоит из воды: она содержится в крови; вода, входящая в состав слюны и желудочного сока, помогает переваривать пищу; с помощью воды из организма удаляются вредные вещества и т. д.

Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдется. Вопрос: для чего еще, кроме питья, нужна вода человеку?

Детям предлагается написать, где человек использует воду. Ответы зачитываются. Детям показывают таблицу «Расход воды».

http://kladraz.ru/images/vm27.jpg

Ведущий. Вот как много воды мы тратим, а еще загрязняем ее. Можно ли что-нибудь сделать, чтобы сэкономить воду?

Ответы детей. Прежде всего, в квартирах и домах не забывать закрывать кран; на отдыхе — не засорять, не загрязнять водоемы, в промышленности человек должен делать очистные сооружения.

1. Назвать сказки о воде, водных обитателях и т. д. («Сказка о рыбаке и рыбке», «Садко»; «По щучьему велению», «Русалочка», «Сказка о попе и работнике его Балде»)

2. С завязанными глазами нарисовать морское животное. Члены команды должны отгадать его.

3. Кто больше? Вспомните название рыб. (Карась, окунь, карп, щука, осетр, сайра, лосось, белуга, тунец, сельдь и другие)

Вспомнить и пропеть как можно больше песен о воде.

2. Бескозырка белая, в полоску воротник . »;

3. «Удивительный вопрос: почему я водовоз?»;

5. «Море, море, мир бездонный . »;

Рыбки плавают, ныряют (Имитируем движение рыбок)

В чистой светленькой воде.

Читайте также:  Обработка птицы виды заправки

(Ноги на ширине плеч, покачиваем руками справа налево)

(Руки поднимаем вверх и, изображая «фонарики», опускаем вниз)

(Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)

(Руки подняты вверх. Выполнять покачивающие движения вправо-влево)

(Ноги на ширине плеч. Руки в стороны, кисти подняты вверх. Слегка покачиваемся)

(Руки поднимаем вверх, сжимая и разжимая пальцы, опускаем руки вниз)

(Руки в стороны, выполняем круговые движения)

5. Конкурс «С улыбкой по стране» (работа с атласом или картой).

1) Какой приток реки Самары течет по проводам? (Ток)

2) В Амурской области есть река, в которую прячутся мыши. Как она называется? (Нора)

3) Какой приток Волги вытекает из пораненной березы? (Сок)

4) Какая река Валдайской возвышенности протекает между полями? (Межа)

5) В Калининградской области нет вулканов, но там есть река, вытекающая из кратера вулкана. Как она называется? (Лава)

6) В озеро Ильмень впадает река с самым коротким названием: в нем всего полбуквы. Назовите ее. (Река Пола — пол-А)

6. Сказка-загадка «Вода и воздух».

Жили-были океан (у него было очень-очень много воды) и атмосфера — это очень большое количество воздуха. Скучная была у них жизнь. В океане никто не жил, ничего не росло, ни одного растения, в воздухе тоже никто не жил. Решил воздух пойти в гости к воде. Вода обрадовалась его приходу. Стали они дружить. Через некоторое время океан заметил, что у него в воде появились растения — водоросли, рыбы, крабы, образовались красивые раковины. Океан очень обрадовался и рассказал об этом воздуху. А воздух тоже был очень радостный, он рассказал своему другу океану о том, что, проснувшись утром, услышал пение птиц, увидел летающих разноцветных бабочек, вокруг все стало ярким и красивым.

Загадка-вопрос: Почему раньше в океане и в воздухе никто не жил?

Ответ: Для жизни нужны и воздух, и вода. Без воды не проживешь, как и без воздуха, а без воздуха не проживешь, как и без воды.

За одну минуту необходимо составить новые слова, используя только буквы, имеющиеся в слове водомерка. Буквы можно повторять. (Дерево, вдова, мерка, ведро, река, вода, водка, рама, дом, кора, мак, мода, рак, арка, кар, кара, ром, род, овод, камера, мама)

Читайте также:  Кривец птица добровский район

http://kladraz.ru/images/vm28.jpg

Посмотрите на эти семь слов, в которых перепутались буквы. Какие рыбы в них спрятались?

10. «Знай-ка» (основной блок вопросов).

1. Назовите три состояния воды. (Пар, лед, жидкость)

2. Почему капля круглая? (В падении капля принимает форму шара, так как шар имеет наименьшую площадь, а значит, и сопротивление при данном объеме)

3. Сколько лучей у снежинок? (6)

4. Для чего нужен растениям снег? (Снег сохраняет растение от мороза)

5. Почему лед плавает? (Лед легче воды)

6. Существует ли живая вода? Если да, то как она образуется? (Живая вода — это минеральные воды. Несоленая вода в глубине земли насыщается растворимыми солями и становится минеральной. Всем известны целебные свойства минеральной воды. Поэтому она — живая)

7. Текут ли реки под землей? (Да, текут)

8. Что образуют подземные реки? (Пещеры)

9. Как называется бьющий из-под земли фонтан кипятка и пара? (Гейзер)

10. Как называется простейшее растение, которое встречается только в воде и служит пищей рыбам и водоплавающим? (Водоросли)

11. Сколько на нашей планете океанов? (4)

12. Какой океан является самым большим, а какой — самым маленьким? (Тихий океан и Северный Ледовитый океан)

13. Белое, Красное, Черное, Желтое — что это? (Названия морей)

14. Какое море является самым соленым на нашей планете? (Мертвое море)

15. Как называется начало и конец реки? (Исток, устье)

16. У какого водоема бывают рукава? (Река)

17. У кого одна нога дом перевозит? (Моллюск)

18. Какую птицу море отучило летать? (Пингвин)

1. По горизонтали: Водоем. (Озеро)

http://kladraz.ru/images/vm29.jpg

1. По вертикали: Очень большой водоем. (Океан)

2. Речной обитатель с клешнями. (Рак)

5. Знаменитая минеральная вода. (Нарзан)

6. Древнейшее, самое глубокое озеро в мире с самой чистой водой. (Байкал)

Источник

Оцените статью