Викторина «В мире птиц»
Цель: закрепить знания детей о птицах, расширить кругозор детей, вызвать интерес к миру природы.
Оборудование: мультимедийное устройство, плакаты, посвященные Дню птиц.
Ведущий: Сегодня на нашем мероприятии речь пойдет о наших друзьях. О каких? Послушайте запись и поймете.
Звучит фонограмма птичьего пения.
— Конечно вы догадались, что речь пойдет о птицах. Сегодня мы проведем викторину, посвященную Международному Дню птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России День птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов.
Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустоте, и в безвыходных песках, и над безбрежными просторами океанов. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения, Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно поэтому множество поверий, поговорок, сказок, песен, легенд, так или иначе, связано с пернатыми.
Хорошо ли мы знаем птиц, обитающих с нами по соседству? Какие повадки у них? Я думаю, что на эти и многие другие вопросы затруднятся ответить не только большинство детей, но и взрослых. Дело в том, что увидеть в природе птиц, а тем более наблюдать за ними задача трудная, требующая специальной подготовки, навыков, терпения, увлеченности и неограниченного времени.
Еще мороз гуляет на просторе,
Еще не распростились мы с зимой,
А вдалеке над Средиземным морем
Грачи летят из Африки домой.
Пустуют гнезда на ветвистых ивах,
И в.самых дальних уголках страны
Ждут с нетерпеньем черных и крикливых
Неугомонных спутников весны.
На припеке снег растаял,
Блещут в лужицах лучи.
Нынче утром шумной стаей
Прилетели к нам грачи.
Ведущий: — Вспомним, какие птицы прилетают к нам из-за моря?
Показ презентации с загадками.
Пускай всегда такой обычай
В моей останется стране.
Встречать любовно стаи птичьи,
Всем сердцем радуясь весне.
Быть может, им в чужбине снился
Мой дом среди ветвей густых
Пусть русское гостеприимство
В краю знакомом встретит их.
Ведущий:- Ребята, узнайте птиц по их внешнему облику.
Показ презентации с изображением птиц.
По мере показа картинок дети рассказывают о птицах: граче, жаворонке, ласточке, сове, скворце, кукушке, соловье, дятле.
Ведущий: Я хочу проверить знаете ли вы особенности птиц? За каждый правильный ответ вы получите фишку.
Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц? (Кукушка.)
Какую птицу называют лесной газетой? (Сороку.)
У какой птицы самый красивый хвост.? (У павлина.)
Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)
Какая птица живет среди вечных льдов и снегов, умеет хорошо плавать и нырять? (Пингвин.)
Какая птица слаба на слух? (Глухарь.)
Какая птица никогда не садится на землю? (Стриж.)
У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.)
Какая птица имеет длинный хвост? (Сорока.)
Какая птица складывает свой улов в клюв? (Пеликан.)
Ведущий: Молодцы, ребята! Продолжим викторину.В жизни мы часто употребляем фразеологизмы, в которых говорится о птицах. Знаете ливы, когда так говорят?
Короче воробьиного носа. (Очень маленький)
Как с гуся вода. (Безразлично, все нипочем, ничего не действует на кого-либо.)
Пишет как курица лапой. (Неразборчиво, неряшливо.)
Стреляный воробей. (Опытный, бывалый человек.)
Считать ворон. (Рассеянно глядеть по сторонам, т.е. бесцельно проводить время,лодырничать.)
Белая ворона. (Человек, который сильно отличается от других.)
С гулькин нос. (Небольшой по размерам,по величине, по количеству.)
Ведущий: А теперь мы с вами поиграем.
Ведущий читает вопросы, участники, если считают, что нужно поступить именно так, говорят хором: «Это я, это — я, это все мои друзья!» Если неправильно — молчат.
Ведущий. Кто помог замерзающей птице?
Учащиеся. Это — я. это — я, это все мои друзья!
Ведущий. Кто взял птенчика домой?
Наш гусак встает на зорьке.
Он к реке сбегает с горки,
Кто, как наш гусак, делает зарядку?
Учащиеся. Это — я, это — я. это все
мои друзья!
Ведущий . Кто любит разорять птичьи гнезда?
Кто друзей имеет много среди зверей и птиц?
Учащиеся . Это — я, это — я. это все мои друзья!
Ведущий Кто на уроке считает ворон?
Кто птичкам помогает, правила не нарушает. Кто пример для всех ребят: школьников и дошколят?
Учащиеся. Это — я. это — я, это все мои друзья!
Ведущий. Кто задорный и веселый, верность правилам храня, бережет природу от огня?
Учащиеся. Это — я, это — я, это все мои друзья!
Ведущий. Я вижу, что вы все любите птиц и помогаете им. Молодцы!
Ведущий: В конце нашего занятия я хочу узнать как вы поступите в подобных ситуациях?
1.Рома и Кирилл нашли в кустах птенчика, который выпал из гнезда.
Давай возьмем его домой, — сказал Кирилл, — пусть живет у нас.
— Нет, — ответил Рома – Нужно залезть на дерево и посадит его в гнездо.
— Кто прав из детей? (Никто. Птенца нельзя брать в руки иначе его мать больше не приблизится к птенцу и он умрет.)
2.Сережа и Миша гуляли в лесу. Светит яркое солнце Кругом цветы, травы,деревья. Вдруг Миша увидел в траве птичье гнездо. Там лежали три маленьких яичка.
— Давай возьмем и разобьем, посмотрим, что внутри, — сказал Сережа
_ Нет, мы их трогать не будем, — ответил Миша – Пусть остаются на месте.
— Кто прав Миша или Сережа? (Прав Миша)
3.Собрались ребята в поход. Вася взял с собой собак?Сбежала впереди. Вдруг все услышали её лай Дети подбежали и увидели, что Дружок вот-вот набросится на птенчика, который выпал из гнезда. Если бы ребята не подоспе
Какую беду предотвратили ребята? (Ребята не дали собаке дотронуться собаке дo птенца. Его мать заметит и посадит в гнездо.)
Ты гнезда разорять не смей,
Ты в наши гнезда не смотри,
Птенцы в молоденькой листве
Ведущий: Вот и подошло к концу наше занятие.
Подведение итогов мероприятия, выявление победителей.
Рефлексия. Понравилось ли вам занятие, узнали ли вы что-то новое?
Источник
ВИКТОРИНА «ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ»
Викторина «Птицы – наши друзья» разработана для детей старшего дошкольного возраста и относится к тематическому блоку «Человек и окружающий мир», является итоговым мероприятием к циклу ООД по образовательной области «Познавательное развитие» («Ознакомление с природой»). Данная методическая разработка позволяет в увлекательной форме закрепить знания детей, полученные в ходе ООД, наблюдений, экскурсий.
ВИКТОРИНА «ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ»
— расширять представления детей о птицах;
— развивать внимание, умение анализировать содержание вопросов и заданий, давать полный содержательный ответ на них;
— способствовать развитию экологической культуры детей;
— развивать диалогическую речь, слуховое внимание;
— воспитывать интерес к миру природы.
Оборудование: эмблемы, иллюстрации по теме «Перелётные и зимующие птицы», игры «Разрезные картинки», «Птичья семья», аудиозапись с голосами птиц.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме «Птицы», просмотр мультимедийной презентации «Птицы наших лесов», дидактические игры «Разрезные картинки», «Кто лишний», наблюдение за птицами на прогулке.
Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня я приглашаю вас поучаствовать в викторине «Птицы – наши друзья». В ней будут участвовать две команды «Улыбка» и «Радуга». В ходе нашей викторины её участники должны показать свои знания о мире птиц. За каждую победу в конкурсе команда будет получать 1 балл.
Победит та команда, которая наберёт больше баллов.
А сейчас позвольте мне представить наше жюри… (представление жюри).
Конкурс №1 «РАЗМИНКА»
Ведущий: А сейчас первый конкурс — «Разминка». Я предлагаю командам по очереди продолжить предложение. По итогам конкурса команде, давшей наибольшее количество правильных ответов, будет начислен 1балл.
- · Сова спит днём, а охотится …
- · У синицы хвост короткий, а у трясогузки …
- · У дятла клюв длинный, а у снегиря …
- · Утка серая, а лебедь …
- · Воробей маленький, а журавль …
- · Ворона большая, а синица …
- · Курица – домашняя птица, а сорока — …
- · Орёл – летает, а страус — …
- · У утки – утята, а у гусыни — …
- · Ласточка питается насекомыми, а пеликан — …
Конкурс № 2 «ЗНАТОКИ»
Ведущий: Каждой из команд будет предложен вопрос. В этом конкурсе победит команда, которая даст больше всего правильных ответов, по итогам ей будет начислен 1 балл.
- · Зачем журавлю длинные ноги? (помогают приспособиться к жизни на болоте)
- · Зачем клесту крестообразный клюв? (помогает вылущивать из шишек семена)
- · Какую птицу называют самым лучшим певцом? (соловей)
- · Птенцы, каких птиц умеют плавать с первого дня жизни? (водоплавающих)
- · Какая птица подкладывает свои яйца в гнёзда других птиц? (кукушка)
- · У каких птиц птенцы появляются зимой? (клёст)
- · Какую птицу называют «лесной газетой»? (сорока)
- · Какую птицу называют «ледоломкой»? (трясогузка)
Конкурс № 3 «ЗИМУЮЩИЕ – ПЕРЕЛЁТНЫЕ»
Ведущий: Перед вами картинки с изображением птиц. Команда «Улыбка» находит картинки с изображением зимующих птиц и называет их, а команда «Радуга» — перелётных птиц. За правильно выполненное задание команда получает 1 балл.
Конкурс № 4 «СОБЕРИ И НАЗОВИ ПТИЧЬЮ СЕМЬЮ»
Ведущий: Посмотрите, перед каждой командой на столе картинки с изображением птиц. Нужно собрать и назвать всех членов птичьей семьи. По итогам конкурса команде, давшей больше всего правильных ответов, будет начислен 1 балл.
- · Селезень – утка — утенок.
- · Гусь – гусыня — гусенок.
- · Петух – курица — цыпленок.
- · Индюк – индейка — индюшонок.
Динамическая пауза
Скачет шустрая синица
(Прыжки на месте на двух ногах)
(Прыжки на месте на левой ноге)
(Прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (Присели)
(Встали, наклоны головы влево-вправо)
(Прыжки на месте на левой ноге)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах)
Конкурс № 5 «КТО ЛИШНИЙ»
Ведущий: Посмотрите на картинки, найдите лишнюю и объясните свой выбор. В этом конкурсе победит команда, которая даст больше всего правильных ответов, по итогам ей будет начислен 1 балл.
- · Сорока, скворец, курица, журавль
- · Ворона, синица, воробей, соловей
- · Синица, скворец, трясогузка, утка
- · Сорока, синица, клёст, дятел
Конкурс №6 «УГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОСОК»
Ведущий: Послушайте голоса птиц и попробуйте их отгадать. Будьте внимательны! Та команда, которая даст больше всего правильных ответов получит 1 балл.
Конкурс № 7 «СОБЕРИ И НАЗОВИ»
Ведущий: Каждая команда должна сложить из частей птицу и назвать её. Победит в этом конкурсе команда, которая быстрее справится с заданием.
Подведение итогов викторины. Награждение команд.
— Спасибо командам за активное участие в нашей викторине. Они показали себя настоящими знатоками мира птиц.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Грехова Л.И. В союзе с природой. [Текст] /Л.И. Грехова. – Москва, 1999г.
2. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? [Текст] /Т.А. Шорыгина. – Москва, 2000 г.
Источник