Календарь наблюдений за сезонными явлениями природы. Календарь наблюдений за сезонными явлениями природы
Календарь наблюдений за сезонными явлениями природы.
Для фиксации меняющихся природных объектов могут быть разработаны различные типы графических моделей. В педагогической интерпретации — это календари наблюдений за явлениями природы. Как показывает практика дошкольного воспитания — познание закономерностей сезонных изменений сопряжено с рядом трудностей. Это относится прежде всего не к усвоению характерных признаков сезонов, а к пониманию процесса постепенного нарастания этих признаков и качественных изменений при переходе от одного сезона к другому. Отсутствие резкой видимой границы между временами года создает у детей обманчивое представление о постоянстве окружающей среды. В конце осени, например, ребята забывают, что в ее начале было тепло, было много цветов и зелени. Дети без помощи взрослого не улавливают логику закономерных изменений.
Для второй младшей и средней групп — это набор картинок по каждому сезону, на которых в соответствии с программой изображены основные погодные явления. Малышам надо научиться выделять солнце, облака, дождь и т. д.
На ряде картинок должно быть нарисовано одно и то же дерево (например, береза) в разных условиях: в тихую и ветреную, в дождливую и солнечную погоду, с зелеными листьями, с желтыми листьями во время листопада, без листьев. Еще должна быть плоская картонная кукла с набором бумажной одежды на все сезоны. С помощью картинок дети закрепляют представления о явлениях природы, полученные во время наблюдений. Кукла же помогает определить степень тепла или холода и вносит игровой элемент в деятельность малышей.
Методика работы с детьми соответствует возрастным особенностям. С малышами педагог наблюдает каждое явление отдельно (например, только дождливую погоду или только листопад). С детьми средней группы уже можно одновременно наблюдать два-три явления (ветреную и дождливую погоду или расцвечивание листьев на кустах и деревьях и их опадание при порыве ветра).
На прогулках воспитатель предлагает детям назвать то, что они заметили во время наблюдений (солнце, дождь и т. д.). Ежедневные наблюдения помогут детям второй младшей группы начать знакомиться с разнообразием природных явлений. В дождливую погоду, когда ребята не идут на прогулку, воспитатель проводит наблюдения из окна. Детям интересно: все кругом мокрое, блестящее, по стеклу ползут капли дождя.
В средней группе сохраняется тот же принцип работы с календарем, но четырехлетние дети уже более обстоятельно наблюдают за погодой, отмечают характерные для нее признаки (например, ветер то возникает, то затихает; туча набежала, пошел дождь, затем снова солнце светит). В этом случае выставляются две-три картинки (береза в безветренном состоянии, береза в порыве ветра — листопад и т. д.).
Календарь природы для старшей, подготовительной к школе групп состоит из трех граф:
3) живая природа (растительный и животный мир, труд людей.
В календаре детей шестого года жизни первая графа представлен одной неделей, в календаре детей ceдьмого года жизни. Это важно для формирования у детей, идущих в школу, отчетливых временных представлений: при обсуждении заполненного календаря он видят, что в сентябре, например, четыре недели. В дальнейшем при заполнении календаря им станет понятно временная протяженность сезона: три месяца, каждый из которых состоит из четырех недель, в свою очередь каждая из которых состоит из семи дней.
Ежедневно после прогулки дети закрашивают клеточку, соответствующую данному дню, и проставляют значки, обозначающие погоду.
При ведении календаря необходимо обратить внимание на следующие моменты: он должен заполняться детьми своевременно под руководством воспитателя; условные значки — это схематизированные рисунки явлений, которые дети наблюдают. Аккуратно и красиво заполнить клетки календаря помогут специальные трафаретки, изготовленные воспитателем из плотной прозрачной пленки или картона. Это особенно важно на первых этапах в старшей группе, когда дети только знакомятся с календарем такого типа. Рисование по трафареткам интересно дошкольникам и нивелирует разницу их изобразительных умений.
Для формирования умения заполнять календарь, т. е. фиксировать результаты своих наблюдений, а также умения их читать (рассказывать о наблюдениях по календарю, важно, чтобы условные обозначения были просты и понятны детям. Наиболее подходящими являются следующие обозначения: дни недели – разным цветом, погоду – значками натуралистического характера (например, ветер – дерево, наклонившееся в сторону, снег – графическое изображение снежинок и т. д.) Особенно следует остановится на графическом изображении степени тепла и холода: это схематическая фигура ребенка, по-разному одетого, в белье, платье, в пальто (куртке, шубе). Дошкольникам такие значки понятны, так как они соответствуют их одежде во время прогулки. Если детям трудно изображать птиц так, чтобы они различались по видам, рисунок можно заменить «галочкой» того или иного цвета, например, воробей – коричневая «галочка», голубь – синяя, синица – желтая, снегирь – красная и т. д.
Работа с календарем на всех этапах (заполнение, подведение итогов, повторные рассматривания, сопоставление аналогичных явлений) обогащает конкретные представления детей, формирует особый тип представлений, отражающий процесс изменения объектов природы в единстве с временным параметром. Однако формирование такого типа представлений возможно только при регулярной, упорядоченной во времени фиксацией наблюдений.
Источник
Календарь наблюдений за сезонными изменениями природы в младшей группе (9 фото)
Вот и пришла осень, начался новый учебный год. Наши детки стали на год старше. Пора бы им самим вести Календарь природы. Это необходимо для того, чтобы знать как меняются времена года, природа. Поскольку карточки со словами трудно воспринимаются детьми я изготовила для своиx малышей пособие для изучения времен года и погоды.
Представлю вашему вниманию данное пособие.
Публикация «Календарь наблюдений за сезонными изменениями природы в младшей группе» размещена в разделах
Для его изготовление потребовалось: фон с деревом и элементами (снежинки, листочки, цветы, тучи, солнце, облака) на липучкаx. С иx помощью можно создавать любое время года, а также ту погоду какая сейчас за окном.
Фон с деревом который меняет свой наряд
Сейчас за окном время года осень и мы с детьми ее заполнили яркими листочками, дождиком.
Время года — Зима. Засыплет легкими пушистыми снежинками!
Время года — Весна. Распустятся первые листочки и зацветет вишня!
Время года — Лето. Яркое и солнечное!
Я думаю мое пособие поможет ребятам легче запомнить и сформировать представления об обьектаx живой природы, ведь они самостоятельно могут заполнять ту погоду какая сейчас на улице.
Цикл наблюдений за сезонными явлениями с исследовательской деятельностью детей в течение месяца «Снег, снег, снежок» Цикл наблюдений за сезонными явлениями с исследовательской деятельностью детей в течение месяца по теме «Снег, снег, снежок…»(старшая.
Дидактическое дерево для ознакомления с сезонными изменениями в природе «Дерево времени года» Дидактическое деревоГорбачева Анастасия Михайловна Мастер класс по изготовлению дидактического пособия «Дерево времени года» Дерево изготовлено.
Календарь наблюдений «Осень» Календарь наблюдений «Осень» в группе № 1 «Ягодка» Красочные картины природы в разное время года становятся средством эстетического и нравственного.
Календарь природы для первой младшей группы Календарь природы своими руками в первой младшей группе. Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию свою вариацию календаря природы для.
Календарь природы во второй младшей группе Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей.
Конспект целевой прогулки Наблюдение за сезонными изменениями: «лето» Младший дошкольный возраст Образовательная область: Познание. Формирование целостной картины мира. Интеграция образовательных областей: Социализация, коммуникация,.
Наблюдение за сезонными изменениями НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ. Цель: Закрепить знание признаков поздней осени. Формировать представления детей о свойствах льда.
Наблюдение за сезонными изменениями в природе «Чудо-дерево» Мы знаем, почему меняются времена года, мы знаем, как это происходит, и тем не менее не перестаем удивляться изменениям в природе, происходящим.
Фотоотчёт о прогулке «Наблюдение за сезонными изменениями в природе» Прогулка по теме «Наблюдение за сезонными изменениями в природе», фото отчёт. Дорого времени суток, дорогие коллеги! Мы с моими воспитанниками.
Прогулка в средней группе «Наблюдение за сезонными изменениями». Прогулка в средней группе детского сада «Наблюдение за сезонными изменениями». Цели: -формировать понятия о смене времен года; -дать представления.
Источник