Календарь природы пришвин краткое

Пришвин Михаил рассказ «Времена года»

Читательский дневник по повести «Времена года» Михаила Пришвина

Автор: Пришвин Михаил Михайлович

Название произведения: «Времена года»

Главные герои: автор, природа.

Второстепенные герои: отсутствуют.

Характеристика главных героев:

Автор — Писатель и любитель природы.

Тонкий ценитель красоты природы, знаток леса.

Наблюдает изменения в природе и делится своими впечатлениями.

Природа — Прекрасна в любой месяц, в каждое время года.

Краткое содержание повести «Времена года»

Начиная с января автор отслеживает изменения, которые происходят в природе.

Он замечает игры света на льду, пение птиц, решивших, что уже весна.

Писатель бродит по весеннему лесу и наблюдает, как оживают бабочки и муравьи, просыпаются деревья.

Весна переходит в лето, и автор собирает грибы, наблюдая, как идут грозы и дожди.

Осенью автору становится грустно, но и это время прекрасно своими листопадами и жёлтыми зорями.

А в декабре автор понимает, что всё начинается сначала, и жизнь существует лишь благодаря игре света и тени.

План повести:

  1. Лёд и пение птиц.
  2. Весна в душе.
  3. Появление грачей.
  4. Первые цветы и муравьи.
  5. Ожившая бабочка.
  6. Река вскрылась.
  7. Молодая зелень.
  8. Белый гриб.
  9. Грозы.
  10. Туман.
  11. Листопад.
  12. Последние грибы.
  13. Река встаёт.
  14. Снова игра света.

Основная мысль книги «Времена года»

Главная мысль повести в том, что любое время года имеет свои приметы, и по-своему прекрасно.

Основная идея повести в том, что природу нужно любить в каждое время года.

Чему учит повесть

Повесть учит любить природу.

Учить любить родную землю.

Учит интересоваться теми изменениями, которые с каждым месяцем происходят в природе.

Учит внимательности и наблюдательности.

Краткий отзыв по произведению «Времена года» для читательского дневника

Прочитав это произведение, я подумала о том, как разнообразна природа нашего края.

В любое время можно пойти в лес и увидеть настоящие чудеса.

Обычно мы не замечаем их, но с помощью этой повести я смогла увидеть то, о чём даже не подозревала.

Это очень интересная, занимательная и познавательная повесть.

Автору удалось месяц за месяцем описать изменения, происходящие в живой и неживой природе.

Назвать характерные для каждого времени приметы.

Мне очень понравилось то бережное отношение к природе, к любой жизни, которое демонстрировал писатель.

Он настоящий натуралист, которому нет нужды убивать животных.

Важнее увидеть что-то новое, удивительное.

Я всем советую прочитать эту книжку и подумать о том, как много интересного нас окружает.

Читайте также:  Ван гог любил природу

Как разнообразен мир вокруг нас.

Мы должны научиться любить природу так, как это делал автор.

Пословицы к повести:

  • Береги землю родимую, как мать любимую.
  • У природы нет плохой погоды.
  • Весна красна цветами, а осень пирогами.
  • Зима и лето — пройдёт и это.
  • Год кончается, а зима начинается.

Словарь неизвестных слов:

  • Утренник — ранее утро, рассвет.
  • Грай — крики грачей.
  • Подвох — хитрость, обман.
  • Наличник — резная планка на окне.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Под горячим лучом пробудилась жизнь в одной бабочке.

Серая, цветом в осиновый ствол, бабочка небольшим треугольником лежала на траве и билась червяком, а крылья не слушались.

Я взял её на ладонь, и рассмотрел: у бабочки голова была вроде как у совы с двумя длинными оранжевыми усиками — ночная бабочка.

Она лежала на ладони, как мёртвая, но, когда я подбросил её, полетела, да ещё как!

Ещё читательские дневники по произведениям Михаила Пришвина:

  • «Моя Родина»
  • «Ребята и утята»
  • «Выскочка»
  • «Кладовая солнца»
  • «Осеннее утро»
  • «Берестяная трубочка»
  • «Лисичкин хлеб»
  • «Остров спасения»
  • «Ёж»
  • «Лесная капель»
  • «Золотой луг»
  • Краткая биография Михаила Пришвина и презентация

Библиотека произведений автора пополняется.

Источник

Михаил Пришвин — Том 3. Журавлиная родина. Календарь природы

Тут можно читать онлайн Михаил Пришвин — Том 3. Журавлиная родина. Календарь природы — бесплатно полную версию книги (целиком). Жанр: Русская классическая проза, издательство Художественная литература, год 1983. Здесь Вы можете читать полную версию (весь текст) онлайн без регистрации и SMS на сайте LibKing.Ru (ЛибКинг) или прочесть краткое содержание, предисловие (аннотацию), описание и ознакомиться с отзывами (комментариями) о произведении.

Михаил Пришвин - Том 3. Журавлиная родина. Календарь природы

Михаил Пришвин — Том 3. Журавлиная родина. Календарь природы краткое содержание

Том 3. Журавлиная родина. Календарь природы — описание и краткое содержание, автор Михаил Пришвин, читайте бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки LibKing.Ru

В третий том вошли известные произведения М. М. Пришвина, характеризующие творчество писателя 20-х годов, – «Охота за счастьем», «Журавлиная родина», «Календарь природы», а также другие рассказы и очерки.

Том 3. Журавлиная родина. Календарь природы — читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Михаил Михайлович Пришвин

Собрание сочинений в восьми томах

Том 3. Журавлиная родина. Календарь природы

Фото

Биографический анализ

В этом году мне исполняется шестьдесят лет от роду; я, Михаил Михайлович Пришвин, родился 23 января 1873 года, а писатель Михаил Пришвин начал писать только в 1905 году, – значит, ему только двадцать восемь лет. И я должен сказать, что весь я, отец, друг и хозяин, стареющий гражданин СССР, смотрю на своего писателя как на очень молодого человека, иногда улыбаюсь ему, иногда краснею за него, иногда, восхищенный, в восторге говорю: «Молодец, Михаил!» И уж, конечно, я, как родитель его и большой друг, не могу разбирать его дело с беспристрастием ученого судьи, но зато кому же, как не мне, его родителю, говорить о нем со стороны биографической? Вот почему, желая дать материал, ценный для исследователя сочинений Михаила Пришвина, я ограничиваю нашу беседу о пришвинском очерке одним только биографическим разбором его сочинений.

Читайте также:  Защитное значение природно антропогенных объектов

Условимся понимать под очерком не литературную форму, и даже оставим это под знаком вопроса, существует ли очерк как литературная форма.

Мы будем понимать под очерком особенное, специфическое отношение автора к своему материалу как в смысле подчинения ему, так и, скажем, оволения. Возьмем сочиненный Пришвиным очерк «Колобок», по общему признанию, настолько насыщенный поэзией Севера, что не всякий и назовет-то его просто очерком. Но вот, помнится, настоящий поэт Александр Блок, прочитав эту книгу, сказал: «Это, конечно, поэзия, но и еще что-то». Так и сказал знаменитый поэт о книге начинающего автора, и уж, конечно, как всегда в таких случаях, начинающий автор записал это в своем сердце на веки вечные как вопрос, подлежащий разрешению во времени. В настоящее время вопрос этот Пришвин разрешил: это что-то не от поэзии есть в каждом очерке, это что-то от ученого, а может быть, и от искателя правды, в том смысле, как Тургенев сказал об очерках Глеба Успенского: «Это не поэзия, но, может быть, больше поэзии». В общем это что-то очерка есть как бы остаток материала, художественно не проработанного вследствие более сложного, чем искусство, отношения автора к материалу. Отсюда, однако, возникает еще вопрос: возможно ли художественно доработать это что-то в очерке, и если да, то можно ли будет назвать это доработанное произведение очерком? Мы, пожалуй, можем сказать, отвечая на этот вопрос, что такие очерки Пришвина, как «Черный Араб», «Кащеева цепь», бесчисленные маленькие рассказы, могут быть названы очерками только за особенное напряжение, как бы усиленно реальное отношение автора к материалу, в правдивости своей до того сильному, что краеведы, этнографы, педагоги, охотники считают его сочинения этнографическими, краеведческими, охотничьими, детскими и так далее.

Теперь, утверждая, что очерковый налет на всех сочинениях Пришвина является, так сказать, от «сопротивления материала», не так-то скоро поддающегося переплавке в художественном горне, мы займемся поисками этого трудного материала в биографии автора.

Из очень точного материала, биографического, поэтически преображенного в «Кащеевой цепи», мы знаем, что детство Пришвина прошло в дворянской усадьбе маленького имения Елецкого уезда, купленного предками автора – купцами. В прекрасном саду этой усадьбы, окруженной малоземельными мужиками, у Пришвина зародилась одна из главных его жизненных тем, его собственная легенда о втором Адаме: бог изгнал Адама из рая и велел ему в поте лица обрабатывать землю; через некоторое время богу наскучило смотреть на изгнанного Адама – и он создал другого и опять впустил его в рай, и опять второй Адам, как и первый, согрешил и был вновь изгнан из рая. Но пока создавался второй Адам, первый Адам размножился, захватил всю хорошую землю, и второй Адам, желающий осуществить заповедь в поте лица добывать себе хлеб, не может себе добыть земли свободной и всюду бродит в поисках ее по огромной стране. Так было в стране с мужиками. А разве сам Пришвин как художник, дающий нам ландшафты севера, юга, востока и запада, сам-то не похож на второго Адама в поисках свободной, не тронутой первым Адамом земли?

Читайте также:  Заповедник дикой природы пик шри пада

Почему же эта тема второго Адама разрабатывается Пришвиным непременно в форме очерка? Обыкновенный очеркист похож на того мужика из толстовского рассказа, которому выпало счастье получить столько земли, сколько он может обежать в день от восхода солнца и до заката. Очеркист, как жадный мужик, обыкновенно столько захватывает материала, что круг его не смыкается. Но еще чаще очеркист, захватив своим обегом свою землю, бросает ее и обегает другую. Мало ли все-таки было писателей, давших нам превосходные очерки, но я затрудняюсь назвать хоть одного, кто бы, как Пришвин, отдал двадцать восемь лет своей писательской жизни единственно на возделывание обегаемой им земли, то есть культуре очерка. Начиная от своего первого очерка «В краю непуганых птиц», кончая очерком своей жизни «Кащеева цепь» и книгой «Журавлиная родина», Пришвин занимался исключительно тем, что старался расплавить в каждом своем очерке какое-то трудное что-то. Если бы возможно было ему подойти к своей задаче, как делают писатели, о которых говорят, что они умнее своего таланта, то весь вопрос свелся бы к маленькой формальной передвижке. Но Пришвин как писатель талантливей своего ума и формальные трудности преодолевает исключительно ритмикой нарастающего чувства, приближающего его к материалу в такой степени, что сам он как бы сливается с ним. Это свойство Пришвина исчезать в своем материале так, что сам материал, материя, земля, делается героем его повествования, было отмечено в самом начале одним удивленным критиком, назвавшим Пришвина бесчеловечным писателем. Этот, конечно, незаурядный критик, очевидно, имеющий в виду эллинский идеал искусства воссоздания человеческой личности, не мог себе представить равноценность воссоздания той самой священной материи, в которой зарождается эта личность. Из этой материи, проработав в литературе четверть века, Пришвин благодаря своей необыкновенной близости к материалу, или, как он сам говорит, родственному вниманию, выявляет нам лицо самой жизни, будь это цветок, собака, дерево, скала или даже лицо целого края. Благодаря своей упорной работе над очерком в смысле чрезвычайного самосближения с материалом он похож на первобытного анимиста, представляющего себе все сущее, как люди. Это не простое очеловечивание, как очеловечивает, например, Лев Толстой лошадь Холстомера, перенося на нее целиком черты человека. Пришвин дает нам природу, поскольку в ней действительно содержится родственный человеку, осмелимся сказать культурный слой. Это отношение художника к материи чуть-чуть глубже идет, чем общепринятый реализм. У нас понимают под реалистом обыкновенно художника, способного видеть одинаково и темные и светлые стороны жизни, но, по правде говоря, что это за реализм! Настоящий реалист, по-моему, это кто сам видит одинаково и темное и светлое, но дело свое ведет в светлую сторону и только пройденный в эту светлую сторону путь считает реальностью.

Источник

Оцените статью