Календарь природы сезонные изменения

Календарь наблюдений за сезонными изменениями в природе (для обучающихся 5-6 класса).
опыты и эксперименты по биологии (6 класс) на тему

Наблюдения за сезонным развитием объектов живой и неживой природы в течение нескольких лет дают возможность составить естественный календарь природы своего района. На основании данных многолетних фенологических наблюдений учащиеся могут получить представление о синхронизации развития растений, их реакциях на условия окружающей среды, установить причины, обуславливающие темпы развития, выявить надежные фенологические указатели сроков проведения различных сезонных работ. Располагая данными фенологических наблюдений, школьники могут научиться вычислять сроки наступления того или иного явления и связанных с ними работ, например по борьбе с вредителями и болезнями, уходом за садом, сбором лекарственных растений и т.д. Фенологические наблюдения дают педагогам ценнейший материал для конкретизации и закрепления знаний, полученных учащимися на уроках.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Календарь природы для обучающихся 6 класса.

Прекрасна и разнообразна природа нашей Родины. На ее просторах одновременно можно наблюдать не только различные периоды какого-либо сезона, но и разные сезоны года. К сезонным явлениям относятся и весенний прилет птиц, и отлет их осенью, кладка яиц и вывод птенцов, появление и исчезновение насекомых, развертывание листьев у деревьев и кустарников. Весь этот комплекс сезонных явлений изучает фенология ( от греч. fenomen — явление и logos — учение) — наука о явлениях, учитывающая, систематизирующая закономерности порядка и сроков наступления сезонных явлений, т.е. изучающая закономерности сезонного развития природы. Фактическую основу фенологических знаний составляют фенологические наблюдения, содержащие сведения о сроках (календарных датах) наступления конкретных сезонных явлений.

Трудность организации натуралистической работы с учащимися заключается в том, что этот раздел тесно связан с наблюдениями и опытами непосредственно в природе, со сбором натуральных объектов и изготовлением учебно-наглядных пособий.

Формирование у людей высокой экологической культуры невозможно без экологического образования школьников. Экологическое образование и воспитание должно быть основным направлением в работе как на уроках естественно-научного цикла, так и во внеурочной деятельности. Но воспитать у ребят ответственное отношение ко всему живому на земле можно лишь при регулярных контактах с природой. В своей работе я использую одну форм, позволяющих приобщить учащихся к непосредственным наблюдениям в природе.

Во всех случаях фенология имеет дело с годичными циклами развития. Если это касается растений, то у однолетних берется весь период их жизненного цикла — ежегодно повторяющийся, от прорастания семени и до момента отмирания.

Процессы развития в фенологии описываются датами наступления определенных стадий и фаз, устанавливаемых по внешнему их проявлению. Так, на фенологическом языке развитие пшеницы будет характеризоваться датами появления всходов, начала колошения, цветения и созревания.

Читайте также:  Договор банковского вклада понятие правовая природа форма

Главное в фенологическом освещении развития природных объектов — это точная привязка как развития в целом, так и каждого из его этапов к определенной календарной дате (календарному времени). Сведения о поэтапном календаре развития растений и животных составляют существенную часть их общей характеристики. Так, каждый биологический вид отличается присущей только ему привязкой развития к календарному времени. Занимаясь календарем развития биологических видов, фенология исследует, таким образом, одну из присущих всему живому форму их адаптации к среде обитания.

В зависимости от изменений условий существования календарь развития биологических видов может существенно изменяться. При этом очень часто влияние среды становится доминирующим. Внешне это проявляется в том, что одно и то же сезонное явление наступает по годам в несовпадающие сроки. Причем это присуще всем сезонным явлениям. Изменчивость сроков наступления сезонных явлений, ее закономерности составляют главный предмет изучения фенологии , а каждое из сезонных явлений может считаться изученным в фенологическом плане, если известно, в каких пределах изменяются сроки его наступления по годам и чем обусловлена изменчивость этих сроков. Для получения таких сведений необходимы многолетние наблюдения, поэтому многолетняя повторяемость наблюдений и составляет основу метода фенологических наблюдений. Однако сроки наступления сезонных явлений изменчивы не только во времени (по годам в одном пункте), но и в пространстве. Вот почему для того, чтобы получить ясную картину сезонного развития природы в широком географическом плане, требуется проведение многолетних параллельных наблюдений в большом числе пунктов.

Сопоставляя наблюдение, установили, что между сроками наступления сезонных явлений существует определенная очередность и что временной промежуток между двумя интересующими нас явлениями довольно постоянен. Поэтому по сроку наступления одного явления можно предсказать вероятный срок наступления другого.

Наблюдения за сезонным развитием объектов живой и неживой природы в течение нескольких лет дают возможность составить естественный календарь природы своего района. На основании данных многолетних фенологических наблюдений учащиеся могут получить представление о синхронизации развития растений, их реакциях на условия окружающей среды, установить причины, обуславливающие темпы развития, выявить надежные фенологические указатели сроков проведения различных сезонных работ. Располагая данными фенологических наблюдений, школьники могут научиться вычислять сроки наступления того или иного явления и связанных с ними работ, например по борьбе с вредителями и болезнями, уходом за садом, сбором лекарственных растений и т.д. Фенологические наблюдения дают педагогам ценнейший материал для конкретизации и закрепления знаний, полученных учащимися на уроках.

Правила регистрации фенологических наблюдений

в целом должны обеспечивать накопление безошибочных фенологических данных, хорошо сопоставимых по годам и четко оформленных, чтобы в дальнейшем не возникло трудностей при их использовании. При регистрации фенологических наблюдений необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не следует вести записи на отдельных листочках, потому что их легко потерять, необходимо завести специальную тетрадь.

2. Регистрация наблюдения должна проводиться непосредственно в ходе их наблюдения . Откладывая записи, полагаясь на память, всегда рискуешь что-то упустить или ошибиться.

Читайте также:  Беречь природу беречь свое будущее

3. Форма дневниковых записей выбирается по усмотрению учителя, при этом важно, чтобы, однажды принятая, она регулярно соблюдалась из года в год.

4. В дневнике ежедневно после указания даты наблюдения следует отмечать:

состояние погоды и явления в неживой природе;

изменения (явления) в растительном.

5. В дневник следует заносить не только необходимые данные, но и сведения о других явлениях, которые привлекли к себе внимание.

6. Записи должны быть как можно более полными, с необходимыми пояснениями, для того чтобы не только по свежей памяти, но и много лет спустя их можно было легко прочесть и понять.

Учащимся рекомендуется завести календарь природы в виде альбома для рисования или обычной тетради. На первых страницах записывают краткие сведения о месте наблюдения: местоположение, рельеф, характер почвы, общая характеристика растительного и животного мира. Сюда же вклеивают карту-схему маршрута. На последующих страницах записывают в хронологическом порядке явления, над которыми будут вестись наблюдения (лучше отдельно: метеорологические, гидрологические, ботанические, зоологические).

Фенологические наблюдения за ___сентябрь___ месяц.

Источник

Календарь природы сезонных изменений времен года

Добрый день, мой читатель, сегодня, в самые первые теплые весенние деньки, я хочу вам рассказать о том, что такое и для чего нужен календарь природы. Также вы узнаете из моей статьи, на что указывает он и о чем говорит. И так давай те узнаем ритм жизни природы. Всем нам известно, что живая природа постоянно находится в движении и развитии, и поэтому изменения в природе происходят с определенной периодичностью и цикличностью.

Ежегодная смена времен года

Сезонные изменения

Как известно, на сезонные изменения в естественной среде обитания сильное влияние оказывает смена времен года. Ежегодно одно время года сменяет другое:

  • за холодной зимой наступает долгожданное время года — весна,
  • цветущую весну сменяет теплое и жаркое время года — лето,
  • на смену прекрасной летней поре идет замечательное время года — богатая золотая осень,
  • и по окончании прекрасно-красивой унылой поры осени к нам вновь приходит морозная зима.

Вот годовой цикл времен года и замкнулся, наш дневник наблюдений за природой вернулся на исходную позицию. Значит можно сказать, что сезонная система отсчета времени вернулась на круги своя.

Календарь нашей природы устроен так, что каждому времени года соответствуют свои названия месяцев-

  1. так зимними месяцами принято считать – декабрь, январь и февраль,
  2. весенними месяцами считают – март, апрель и май,
  3. летними месяцами – июнь, июль и август,
  4. и наконец, все осенние месяца – сентябрь, октябрь и ноябрь.

Приметы старины глубокой

История создания календаря относит нас еще к временам древних славян, где старинные рукописные записи и по сей день имеют широкое применение.

Народные приметы

Многие народные приметы из жизни русской природы отражены:

Наши древние предки уже тогда знали как вести записи в данном календаре. Они ежедневно фиксировали длительность светового дня и записывали то время, когда происходила резкая перемена погоды, с учетом соблюдения сроков.

Поэтому на каждый день у них были свои достаточно точные долгосрочные прогнозы.

Старинные записи

Их старинные записи нам нужны и сегодня, ведь они указывают нам на то, как сделать своими руками такой современный календарь. Ведь климат на нашей планете сегодня резко меняется, и многие данные стоит подкорректировать.

Читайте также:  Звуки природы чтобы уснуть быстро взрослому

Их записи говорят, когда должны наступить те или иные изменения в природе –

  1. улучшится или ухудшится в ближайшее время погода,
  2. зацветут или завянут растения,
  3. проснуться или лягут в зимнюю спячку животные,
  4. когда нужно идти на охоту или лучше заняться рыбной ловлей.

Вот мы и узнали с вами, кому нужен такой природный календарь и каковы его основные функции.

Виды природных календарей

В заключительной части статьи мне хотелось бы вам рассказать, какие бывают виды календарей природы. Для этого мы отправимся с вами на несколько интересных мероприятий посвященных охране окружающей нас среды.

Давайте для начала заглянем в общеобразовательную школу, где для детей младших классов и для школьников средних и старших классов был проведен конкурс, где каждый класс делал свой магнитный природный календарь. Данное мероприятие мне очень понравилось, ведь там было так интересно.

Магнитный природный календарь

Не только в школе, но и в детском саду совместно с воспитателями дети рисовали картинки сезонных явлений русской природы с обозначениями явлений погоды в то или иное время года. Ну и интересный скажу я вам, у них получился календарь. Такой точно нигде не купить для детского сада.

С помощью фенологических наблюдений были составлены следующие виды календарей –

которые в свою очередь имеют следующие разновидности —

  • настенные и карманные,
  • отрывные и перекидные,
  • а также электронные и механические.

С каждым днем, иногда незаметно для нас, происходит обновление окружающего нас мира природы, который часто нас удивляет и поражает своими явлениями и быстротой изменения.

Поэтому все картины природы точно отобразить в данном календаре наша самая главная задача. Старайтесь ежедневно вести наблюдения за природой и делать своевременные записи, и тогда ваш календарь будет самым точным и правильным.

Вот мы и познакомились с календарем природы, из которого вы надеюсь, узнали для себя много полезного. Может быть, и вам приходилось, составляя такой календарь, наблюдать и записывать все интересные изменения в окружающей нас среде, напишите об этом в ваших комментариях, мне будет интересно прочесть.

А на сегодня это все, мой дорогой читатель. Разрешите с вами попрощаться и до новых встреч.

Предлагаю Вам подписаться на обновления блога. А также вы можете поставить свою оценку статье по 10 системе, отметив ее определенным количеством звездочек. Приходите ко мне в гости и приводите друзей, ведь этот сайт создан специально для вас. Я уверена, что вы обязательно найдете здесь много полезной и интересной информации.

Источник

Оцените статью