- Календари природы в дошкольной образовательной организации: значение, виды и методика организации работы презентация по окружающему миру
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Конспект занятия «Календарь природы в подготовительной группе»
- Публикация «Конспект занятия „Календарь природы в подготовительной группе“» размещена в разделах
Календари природы в дошкольной образовательной организации: значение, виды и методика организации работы
презентация по окружающему миру
Презентация «Календари природы в дошкольной образовательной организации: значение, виды и методика организации работы» является наглядным дополнением консультации для педагогов ДОУ по данной теме. Содержит фотоматериал по оформлению уголков природы и способам фиксации результатов наблюдения. Данная презентация может быть полезна воспитателям и старшим воспитателям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Календари природы в дошкольной образовательной организации: значение, виды и методика организации работы Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №70» Энгельсского муниципального района Саратовской области Старший воспитатель Маркова Н.А.
Один из доступных способов понять окружающую действительность является наглядно – практический метод обучения – моделирование. Модели способствуют логическому усвоению детьми закономерных изменений в природе. В процессе ознакомления дошкольников с природой можно создавать и использовать самые различные модели. Одними из них являются календари природы.
Календарь природы – это графическая модель, которая отражает разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе.
расширяется кругозор и представления детей, развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях действительности, устанавливаются определенные логические связи и зависимости между ними, обогащается словарный запас, развивается наблюдательность и устойчивый познавательный интерес . и спользование календарей наблюдения абстрагирует и наглядно демонстрирует закономерную связь природных объектов, связь причинно-следственного характера. Развиваются не только наглядно-образно е , но и логическо е мышлени е . Значение календарей природы
Цель работы с календарем природы: обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
В ходе работы с календарем природы решаются следующие задачи: Формирование у детей элементарных представлений об экологии, явлениях природы; Развитие мышления, способности устанавливать причинно-следственные связи между разными природными явлениями; Знакомство с правилами поведения в природе; Формирование представления о том, как огромен и разнообразен мир вокруг; Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Три основных типа календарей природы: календари наблюдений за ростом и развитием растений, живых существ; календари наблюдений за птицами; календари наблюдения за сезонными изменениями в природе.
За растениями должны идти регулярные наблюдения с фиксацией результатов в дневнике. В младших группах воспитатель зарисовывает или фотографирует изменения. В средних – дети помогают ( например , воспитатель рисует луковицу, а ребенок – зеленые листья ) В старших и подготовительных группах результаты наблюдений зарисовывают дети. Календарь наблюдений за ростом и развитием живых существ:
Календарь наблюдений за ростом и развитием живых существ
Варианты фиксации результатов наблюдений за ростом растения
Варианты фиксации результатов наблюдений за ростом растения
Страницы календаря соединены в ширму. На трех страницах изображен последовательный рост редиса за три недели. Календарь-ширма
Календарь наблюдений за птицами Младшая и средняя группы Календарь для младших и средних дошкольников заполняется карточками с изображениями птиц, прилетающих на кормушку. Наблюдения этим способом производятся каждый день заново, и никакие пометки («следы») не ставятся.
Календарь наблюдений за птицами Младшая и средняя группы
Календарь наблюдений за птицами Младшая и средняя группы
Календарь наблюдений за птицами Старшая и подготовительная группы Е жедневно в полосках соответствующего дня проставляются цветные пометки — «галочки» (символическое изображение птиц, которые остаются в календарях как следы наблюдений). Объем моделируемого содержания для старших дошкольников значительно больше: вводится параметр времени (дни недели ), фиксируются разные особенности поведения птиц (кто ожидает корма, кто ест на кормушке, а кто под ней, кто летает над участком и следит за птичьим обедом).
Синица Воро н а Г о л у бь С н е гирь Воробей Условные обозначения
Календарь наблюдений за птицами Старшая и подготовительная группы
Календарь наблюдений за птицами Старшая и подготовительная группы
Календари наблюдения за сезонными изменениями в природе Ценным пособием для знакомства детей с природой может стать календарь природы. С помощью календаря можно надолго сохранить в памяти детей интересные впечатления от наблюдений на участке, прогулки, экскурсии.
В группе раннего возраста можно повесить картину с изображением сезона, например, зимний пейзаж. И в уголке природы обязательно находится кукла, одетая по сезону. Календар ь наблюдения за сезонными изменениями в природе Группа раннего возраста
На планшете помещаются картинки с изображением времени года, в центре укреплена подвижная стрелка. В младшей группе календарь природы должен быть не сложным по представленному материалу, ярким. Рядом с календарём природы обязательно н а х о д и т ся к у к л а с к омпле к т о м о д е жды по с е з о н у . Календар ь наблюдения за сезонными изменениями в природе Младшая группа
В средней группе календарь должен быть не сложным п о представленному материалу, ярким. Рисунки детей, отражающие увиденное, помещаются воспитателем в календарь. При этом следует отбирать те, в которых наиболее точно или образно представлено увиденное. Изменчивую погоду сезона также необходимо фиксировать. Это можно сделать, пользуясь игрушкой-пособием « Какая сегодня погода ?» Ведение таких календарей приучает детей к вниманию, развивает умения наблюдать, замечать интересные и типичные явления природы весной, осенью, зимой и летом. Календар ь наблюдения за сезонными изменениями в природе Средняя группа
В старшей группе детского сада календарь природы может быть несколько усложнен, так как у детей шестого года жизни возросли возможности воспринимать и осмысливать природные явления, отражать увиденное в рисунках, а также простейших схематических изображениях. Сезонные явления природы, состояние погоды могут быть представлены в календаре более подробно, с помощью условных знаков. При этом воспитателю следует использовать календарь не только как средство фиксации наблюдений детей, но и для развития у них умения «читать» календарь. Возросшая к старшему дошкольному возрасту наблюдательность, а также накопленные детьми знания об изменчивости погод ы позволяют использовать в календаре значительное количество ( до 6—7) условных изображений погодных явлений. Календар ь наблюдения за сезонными изменениями в природе Старшая группа
Важной частью календаря в подготовительной к школе группе становится лист, отражающий погодные условия в течение месяца . В клеточках, соответствующих дням и неделям месяца, дети фиксируют ежедневно состояние погоды, используя для этого условные обозначения. В конце месяца с помощью воспитателя подсчитывается количество солнечных, пасмурных, ветреных, дождливых и других дней и делается вывод о преимущественном состоянии погоды в течение месяца. Во второй половине года рекомендуется отмечать состояние погоды два раза в день. Для этого каждая клеточка календаря делится по диагонали на две части: утро и вечер и погода отмечается после утренней прогулки и перед выходом на вечернюю прогулку. Календар ь наблюдения за сезонными изменениями в природе Подготовительная группа
В настоящее время разработана целая система самых разных календарей – плоских и объемных, цельных и состоящих из отдельных частей. Эти наглядные пособия многофункциональны и могут рассматриваться как модели живых объектов, использоваться в театрализованных представлениях и, наконец, просто украшать помещения. Календари природы дополняются альбомами для фиксации природных явлений, что позволяет детям сравнивать погодные условия в течение сезона. Сюда же помещаются и рисунки детей.
Источник
Конспект занятия «Календарь природы в подготовительной группе»
Цель: создание условий для приобретения личного опыта ребенка и развития познавательной, речевой, физической, социально – коммуникативной, художественно – эстетической активности детей в коммуникативных ситуациях игрового взаимодействия «Прогноз погоды» с детьми и воспитателями.
— развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
— формировать первичные представления о природном многообразии нашего мира;
Публикация «Конспект занятия „Календарь природы в подготовительной группе“» размещена в разделах
2. Познавательная активность:
— учить правильно вести наблюдения за объектами живой и неживой природы с помощью календаря погоды;
— формировать элементарные экологические представления;
— воспитывать умение вести себя в природе;
3. Художественно – эстетическая активность:
— воспитывать любовь к природе и желание беречь ее;
— создать алгоритма прогноза погоды;
— развивать мелкую моторику;
4. Социально – коммуникативная активность:
— развивать общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками через игровую деятельность в игре «Прогноз погоды»
— развивать эмоциональную отзывчивость, уважительное и доброжелательное отношение к окружающим;
— формировать потребность в ежедневной двигательной активности через зарядки и физкульт. минутки
— сохранять, укреплять и охранять здоровье детей;
— повышать умственную и физическую работоспособность, предупреждать утомляемость.
После завтрака дети играют в группе.
В: Ребята давайте поиграем в нашу игру «Снежинки» (логоритмика)
Мы снежинки- балеринки, все танцуем день и ночь.
А как станем мы в кружок, то получится снежок.
(встают в круг и приседают).
В: Разбиваем наш круг и садимся в полу круг на колени.
Перед детьми поднос с карточками ( дни недели, числа и приметы зимы, ребенок после ответа, выбирает нужную карточку и вставляет в календарь)
Какой был день недели вчера?
А после понедельника приходит второй день недели?
Какой день недели нас ждет завтра?
(среда- середина недели)
Посмотрим в окошко, какая погода на улице?
Обсуждение и вставка карточек в календарь.
Выходит один ребенок рассказывает о погоде.
(Здравствуйте. Меня зовут Саша и это прогноз погоды.
Сегодня 22 января, день недели вторник. На улице: снег, сугробы, на дорогах лед, солнечно, безветрие, холодно — температура ниже 0. Одевайтесь теплее, не забывайте шапки, шарфы и перчатки. С вами был Саша и прогноз погоды. До свидание.)
В: Давайте вспомним все приметы зимы и нарисуем для малышей, чтобы они тоже знали приметы зимы.
На доске нарисованы приметы зимы, дети поговаривают.
(снег, снегопад, сугробы, лед, сосульки, метель, иней, зимние узоры на окне, северное сияние.)
А затем каждый выбирает зимние приметы и рисует.
В: Ну вот, теперь малыши тоже будут знать приметы зимы.
Давайте отдохнем (физ. мин)
(показывают на центр, перед собой)
В: Молодцы, а теперь идем кормить черапах.
Календарь природы Уважаемые коллеги,представляю вам мой календарь природы. В нем я использовала такие характеристики как: — число, день недели, месяц, год.
«Времена года». Календарь природы Для малышей важно не только интеллектуальное развитие, но и развитие эмоций. В этом нам очень помогают наблюдения за красотой природы, за.
Дидактическое пособие «Календарь природы» Немаловажной задачей дошкольного учреждения является формирование у дошкольников экологического сознания. Создание эколого-развивающей.
Дидактическое пособие «Календарь природы» Свое знакомство с окружающим миром дети начинают сразу после рождения, но лишь начиная посещать детский сад, они подходят к этому процессу.
Календарь природы многофункциональный Есть распоряжение правительства РФ от 02.06.2016г №1082-Р «О проведении в Российской Федерации Года экологии». Учитывая это положение, решила.
Календарь природы в группе «Солнышко» своими руками Каждый день вместе с моими дошколятами мы отмечаем изменения в природе (время года,температуру воздуха,облачность,осадки,направление ветра.
Календарь природы во второй младшей группе Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей.
Конспект НОД в подготовительной группе «Мы — друзья природы» Возрастная группа: подготовительная Интеграция образовательной области: Познавательное, Социально- коммуникативное. Виды детской деятельности:.
Конспект прогулки в подготовительной к школе группе «Народный календарь о январе» Цели: Расширять у детей знания и представления о месяце январе, развивать любознательность. Отрываем календарь, начинается январь. В.
Осенний календарь для уголка природы. СЕНТЯБРЬ. ЗНАКОМИМСЯ С ПОСЛОВИЦАМИ Сентябрь пришел – лето красное увел. Не от добра дерево лист роняет. От осени к лету поворота нету.
Источник