Особо охраняемые природные территории
Республика Бурятия обладает уникальными природными рекреационными ресурсами, ценными по своим свойствам местами туризма, отдыха и лечения населения. Обладая живописными нетронутыми ландшафтами, чистым воздухом, красивыми озерами и реками, минеральными источниками, богатством и разнообразием растительного и животного мира, республика привлекает большое количество туристов, желающих отдохнуть и поправить свое здоровье.
Именно у нас, на территории Республики Бурятия, был создан первый заповедник страны. В последующие годы количество природных объектов, относимых к ООПТ, неуклонно возрастало. К настоящему времени в республике сформирована сеть ООПТ федерального, регионального и местного значения.
В 2004 г. все заказники получили единый статус «государственный природный биологический заказник регионального значения» (постановление Правительства РБ от 24 марта 2004 г. №55). Их территории включают различные природные зоны – таежные, степные и водно-болотные угодья, расположенные в равнинных и высокогорных участках. В ходе реформы органов государственной власти РФ и в связи с ликвидацией Бурятохотуправления в течение 2004–2005 гг. произошла передача заказников регионального значения в ведение Минприроды РБ. Функции дирекции заказников – охрану, воспроизводство, регулирование использования и учет численности объектов животного мира – на территории заказников регионального значения осуществляет с 2005 г. созданное Постановлением Правительства РБ от 15.07.2005 г. №231 Бюджетное учреждение «Природопользование и охрана окружающей среды Республики Бурятия» (БУ «Бурприрода»), входящее в структуру Минприроды РБ.
Проведение биотехнических мероприятий в сочетании с охраной, борьбой с хищниками, снижением антропогенных факторов позволяет утверждать о наличии положительной корреляции численности животных в заказниках РБ. Особого внимания заслуживает вопрос совершенствования форм и методов управления заказниками. В республике имеется положительный опыт по применению метода ландшафтно-экологического планирования территории Прибайкальского заказника. Основной целью данного метода является установление различных зон на основе определения всех ключевых биотопов, важных для сохранения природных ценностей, и установление в соответствии с зонированием уровня лесопользования на данной территории. Особая роль заказникам отводится в сохранении и мониторинге «краснокнижных» видов животных.
Природно-заповедный фонд Республике Бурятия представлен следующими ООПТ:
1) федерального значения – 2 биосферных и 1 природный заповедник, 2 национальных парка, 3 государственных природных заказника федерального значения.
2) регионального значения – 13 заказников, природный парк, рекреационная местность, 57 памятников природы.
3) 5 рекреационных местностей местного значения.
Заказникам Республики Бурятия более 30 лет. Началом существующей ныне системы республиканских заказников послужило создание в 1966 первого государственного охотничьего заказника «Алтачейский» в Мухоршибирском районе. Из заказников три находятся в непосредственном соприкосновении с озером Байкал: «Верхне-Ангарский», «Энхалукский» и «Прибайкальский». Госзаказники «Боргойский», «Верхне-Ангарский», «Тугнуйский» созданы во исполнение международных конвенций по охране перелетных птиц и среды их обитания, что определяет их уровень и статус. Остальные заказники ориентированы на сохранение численности и воспроизводство охотничье промысловых животных.
670034, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Революции 1905г., 11а, (3012)44-16-15, info@mpr.govrb.ru
© 2005 — 2023 Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия.
Все права защищены. Использование материалов возможно только с обязательной ссылкой на данный ресурс.
Источник
Схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий Республики Бурятия
Существование особо охраняемых природных территорий (далее -ООПТ) является одной из важнейших мер по сохранению природных комплексов Республики Бурятия. Совокупность имеющихся в республики категорий ООПТ позволяет взять под охрану не только отдельные компоненты окружающей среды, но и их комплекс в целом, что значительно повышает эффективность природоохранных мероприятий. Усиление антропогенного воздействия на природные объекты ставит перед органами государственной власти республики и природоохранными структурами задачу по минимизации негативных последствий хозяйственной деятельности для уникальных и ценных природных комплексов, сохранению и развитию ООПТ, компенсирующих это воздействие.
Схема включает в себя сведения о развитии и размещении ООПТ и состоит из следующих разделов:
1) Вводная часть. Предусматривает цели планирования в области развития и размещения ООПТ.
2) Социально-экономическая характеристика. Предусматривает описание характера и интенсивности антропогенного воздействия на ООПТ.
3) Характеристика размещения и текущего состояния ООПТ. Включает в себя:
3.2. Данные о площадях категорий и классов элементов среды обитания охотничьих ресурсов на ООПТ (государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники, государственные природные заказники) вместе с комплексной качественной оценкой.
Данные формируются на основании сведений о структуре, составе и площади элементов среды обитания (без учета ООПТ федерального и местного значений) по форме согласно приложению к требованиям к составу и структуре схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.08.2010 N 335 «Об утверждении порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также требований к ее составу и структуре», с учетом комплексной качественной оценки элементов среды обитания охотничьих ресурсов, приведенной в Схеме размещения, использования и охраны охотничьих ресурсов Республики Бурятия.
Комплексная качественная оценка элементов среды обитания охотничьих ресурсов на ООПТ (государственные природные заповедники, государственные природные заказники) сопровождается картографическим материалом, отражающим ареалы обитания охотничьих ресурсов и площади элементов среды обитания, пригодных для обитания охотничьих ресурсов на ООПТ.
3.3. Характеристику состояния численности и размещения охотничьих ресурсов на ООПТ регионального значения (государственные природные заказники). Предусматривает сведения о численности и размещении охотничьих ресурсов (приводятся данные за предыдущий период не менее 10 лет, представленные в виде таблиц).
4) Мероприятия по сохранению природных комплексов, уникальных эталонных природных участков и объектов.
4.1. Мероприятия по охране природных территорий для обеспечения соблюдения режима особой охраны ООПТ регионального значения. Предусматривает нормативы минимального количества информационных и предупреждающих знаков на ООПТ регионального значения и нормативы минимального количества рейдов, протяженности рейдовых маршрутов на ООПТ регионального значения.
5) Мероприятия по созданию условий для регулируемого туризма и отдыха:
5.1. Основные направления и мероприятия по развитию туристско-рекреационного потенциала территорий.
5.2. Нормы пропускной способности (рекреационная емкость) вместе с методикой пределов допустимых изменений.
6) Мероприятия по организации и проведению работ по учету, анализу численности объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, а также редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира:
6.3. Мероприятия по проведению работ по акклиматизации новых видов охотничьих ресурсов в государственных природных заказниках регионального значения.
Географические координаты объектов отображаются в системе координат МСК-03 и (или) WGS-84.
Нормативно-правовые акты и документы
- Постановление Правительства РБ от 11.07.2006 N 213 «О Порядке организации особо охраняемых природных территорий регионального и местного значений на территории Республики Бурятия»
- Постановление Правительства РБ от 22.01.2020 N 24 «Об утверждении Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Республики Бурятия».
670034, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Революции 1905г., 11а, (3012)44-16-15, info@mpr.govrb.ru
© 2005 — 2023 Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия.
Все права защищены. Использование материалов возможно только с обязательной ссылкой на данный ресурс.
Источник
Наши партнеры
Навигация по сайту >>>
- О Фонде
- Структура Фонда
- Лица Фонда
- Проекты Фонда
- ТрансЕвразийский перелет Леман — Байкал
- ТрансЕвразийский перелет Леман — Байкал
- История и этнография
- Народы Байкала
- Освоение Байкала в XVI-XVII веках
- Байкал в XVIII-XIX веках
- Исследования Байкала в XVIII-XIX веках
- Байкал в XX веке
- Новейшая история Байкала
- Населенные пункты
- Эпос и традиции Байкала
- Духовные святыни
- Духовные святыни
- Природа Байкала и Прибайкалья
- Байкал в цифрах
- Топонимика Байкала
- Научные институты
- Байкальская природная территория
- Особо охраняемые природные территории
- Современные проблемы экологии Байкала
- Новости Фонда
- Новости Байкала
- Пресса
- Радиостанции
- Телевидение
- Знаменитости Байкала
- Гидронавты Байкала
- Волонтеры Байкала
- Российское законодательство
- Международные нормативные акты
- Научные труды
- Карты
- Легенды Байкала
- Популярная литература
- Журнал «Мир Байкала»
- Фото
- Видео
- Аудио
- Достопримечательности Байкала
- Рекреационные местности
- «Байкальская гавань»
- Путешествия на Байкале
- Памятники природы
- Сакральные места
- Духовные святыни
- Культурное и историческое наследие
- Живая природа и эндемики Байкала
- Остров Ольхон
- Зимний Байкал
- «Байкальский диалог»
- 2012
- О Форуме
- О проекте
- Состояние и охрана окружающей среды
- Особо охраняемые природные территории
- Общественные экологические движения
- Страница
- О Форуме
- О Форуме
- Страница
© Фонд содействия сохранению озера Байкал
119049, Москва, ул.Донская, 13, тел. (495) 933 3310 доб. 2522, 2524, 2537Источник
Наши партнеры
Навигация по сайту >>>
- О Фонде
- Структура Фонда
- Лица Фонда
- Проекты Фонда
- ТрансЕвразийский перелет Леман — Байкал
- ТрансЕвразийский перелет Леман — Байкал
- История и этнография
- Народы Байкала
- Освоение Байкала в XVI-XVII веках
- Байкал в XVIII-XIX веках
- Исследования Байкала в XVIII-XIX веках
- Байкал в XX веке
- Новейшая история Байкала
- Населенные пункты
- Эпос и традиции Байкала
- Духовные святыни
- Духовные святыни
- Природа Байкала и Прибайкалья
- Байкал в цифрах
- Топонимика Байкала
- Научные институты
- Байкальская природная территория
- Особо охраняемые природные территории
- Современные проблемы экологии Байкала
- Новости Фонда
- Новости Байкала
- Пресса
- Радиостанции
- Телевидение
- Знаменитости Байкала
- Гидронавты Байкала
- Волонтеры Байкала
- Российское законодательство
- Международные нормативные акты
- Научные труды
- Карты
- Легенды Байкала
- Популярная литература
- Журнал «Мир Байкала»
- Фото
- Видео
- Аудио
- Достопримечательности Байкала
- Рекреационные местности
- «Байкальская гавань»
- Путешествия на Байкале
- Памятники природы
- Сакральные места
- Духовные святыни
- Культурное и историческое наследие
- Живая природа и эндемики Байкала
- Остров Ольхон
- Зимний Байкал
- «Байкальский диалог»
- 2012
- О Форуме
- О проекте
- Состояние и охрана окружающей среды
- Особо охраняемые природные территории
- Общественные экологические движения
- Страница
- О Форуме
- О Форуме
- Страница
© Фонд содействия сохранению озера Байкал
119049, Москва, ул.Донская, 13, тел. (495) 933 3310 доб. 2522, 2524, 2537Источник
- О Форуме
- ТрансЕвразийский перелет Леман — Байкал
- О Форуме
- ТрансЕвразийский перелет Леман — Байкал