Картина природы фета вечер

в мире литературы

Прозвучало над ясной рекою ,
Прозвенело в померкшем лугу ,
Прокатилось над рощей немою ,
Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке , луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами ,
Разлетелись , как дым , облака.

На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном , —
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем .
( 1855 г.)

1. Стихотворение написано в 1855 году. Первая публикация — журнал » Отечественные записки» №5 за 1855 год. При издании в сборнике 1856 года стихотворение было помещено в состав цикла » Разные стихотворения», в составе это же цикла опубликовано в сборнике 1863 года. В плане издания 1892 года стихотворение было помещено Фетом в составе цикла » Вечера и ночи» ( перед ним следует стихотворение » Степь вечером», отделяющее от » Вечера» стихотворением » Шепот, робкое дыханье. «)

Благодаря этому стихотворение вступает в поэтический диалог с другими текстами цикла — как пейзажными ( » Вдали огонек за рекою. «, 1842; » Летний вечер тих и ясен. «, 1847; » Что за вечер! А ручей. «, 1847; » Степь вечером», 1854; » Благовонная ночь, благодатная ночь. «, 1853😉 и пейзажно — философскими ( » Я люблю многое, близкое сердце. «, 1842; » Каждое чувство бывает понятней мне ночью, и каждый. «, 1843; » Заря прощается с землею. «, 1858; » Молятся звезды, мерцают и редеют. «, 1884;) и любовными ( » Я жду. Соловьиное эхо. «, 1842; » Здравствуй! Тысячу раз мой привет тебе, ночь», 1842;, » Шепот, робкое дыханье. «, 1850; » Сегодня все звезды так пышно. «, 1888). В этом соседстве, казалось бы, чисто пейзажное стихотворение » Вечер» приобретает и философский ( день и ночь как два лика природы и бытия — мотив, характерный для поэзии Ф. И. Тютчева, таящееся в глубине природы хаотическое, грозовое начало, проявлением которого оказываются неназванный гром и » зарница»), и любовный ( гроза чувств, зарождающаяся » зарница» страсти) подтексты.
2. Стихотворение относится к пейзажной лирике Фета: в нем изображается неброская красота русской природы. Поэт замечает ее неуловимые переходные состояния: как художник — пейзажист он рисует словесно, находя все новые оттенки и звуки. Для поэта природа — источник неожиданных открытий, философского оптимизма. Стихотворение можно сравнить с картинами импрессионистов: то же желание показать субъективность мировосприятия и формы выражения.
Пейзаж стихотворения очень конкретен, детально выписан: » ясная река», » померкший луг», » роща немая», » пригорок». В то же время фетовский пейзаж создает целостную картину бытия. Поэт смотрит на природу и мир как на реальное, объективно существующее явление, но такое, которое отличается крайней нестабильностью, текучестью — это мир » сопричастий», зеркальных отражений, соприкосновений и мимолетностей.
3. В стихотворении » Вечер» описывается один промежуток времени — между ясным днем и ночью. Вечер — не только переходное состояние между днем и ночью, но и союзник, который объединяет их в одно целое.

Читайте также:  Биотический фактор компоненты природной среды

Здесь это время суток олицетворяется Фетом: за последним вздохом дня следует вздох ночи, а их связующим звеном является вечер. Данное стихотворение — это описание одного мгновения, описание определенного промежутка времени, в котором отразилась красота, видимая человеку.

4. Вечер у фета не статичен. Каждую секунду этого вечера в мире происходят изменения. Глаголы первого безличного предложения сразу дают динамику: » прозвучало», » прозвенело», » прокатилось», » засветилось» . Дальше — » убегает на запад река», » разлетелись облака». О непостоянстве, мимолетности и переходности говорят строки: » На пригорке то сыро, то жарко. «
Картина природы в этом периоде суток создана полностью, все гармонично иедино слито умелой рукой мастера.
А. А. Фет использует интересные описания и метафоры. Кроме этого автор использует и сравнения: например, облака он сравнивает с дымом ( » Разлетелись, как дым, облака» ). Образ солнца метафоричен. Солнце у Фета, как живое существо, спряталось за горизонтом, оставив за собою след на небе ( » Погорев золотыми каймами. « ). Река — это тоже » живое существо», она » луками убегает на запад» , для нее нет помех и препятствий, потому что все в природе гармонично, и вот этот лучезарный поток направляется вперед.
Стихотворение » живое», оно наполнено жизнью, красотою, звуками природы. Природа, как живая, прозвенела, прозвучала, засветилась. Природа словно говорит нам о красоте, мире, счастье, добре и радости, которые она нам несет. Все в природе наполнено гармонией и красотой. Все живое, и несомненно движется вперед.
» Вечер» — стихотворение об одном мгновении, о его красоте, и эта красота откроется любому, стоит только захотеть ее увидеть.
5. Смысл названия стихотворения.
Вечер — это особое время суток, когда день становится ночью, время перехода, быстрой смены явлений. Поэт стремится увековечить эти переходящие моменты, » миги» бытия, видение предмета таким, каким он предстает в настоящий момент. Такое понимание цели искусства свидетельствует о точках соприкосновения лирики Фета с эстетикой и стилем импрессионизма.
6. Композиция.
Стихотворение, как и большинство строфических лирических произведений Фета, состоит из трех строф, каждая из которых объединена перекрестной рифмовкой: АБАБ.
Первая строфа показывает картину наступающего грозового вечера, наплывающей тени от тучи и яркого света ( не ясно, от чего этот свет — от далекой молнии — зарницы или от закатного солнца). Первая строка заключает в себе звуковой образ ( » прозвучало» ) и зрительный ( » ясная река» ). Вторая строка симметрична первой, она также членится на два образа — звуковой ( » прозвенело» ) и зрительный ( » померкший луг» ). Однако не менее отчетливо и смысловое различие: если в первом стихе пейзаж светлый ( » ясная» ), то во втором — теневой ( » померкший» ). В третьей строке зрительный образ полностью вытесняется звуковым — » прокатилось» , а цветовой эпитет заменен звуковым » немая» . Четвертый стих передает только зрительное впечатление: » засветилось». Одновременно появляется и наблюдатель — » на том берегу» ( на другом по отношению к человеку, созерцающему картину природы)
Во второй строфе также присутствует взгляд наблюдателя, как и в концовке первой: река убегает » далеко», » на запад» по отношению к его положению в пространстве.
Контраст света и темноты сменяется своеобразным синтезом » полумрак». Вводится мотив движения ( » река убегает»), излучины, извивы ( » луки») реки — своеобразное соответствие » извивам», колебаниям, поворотам света и темноты, звука и беззвучия. Предложения во второй строфе противостоят по синтаксису первой: первая строфа — 4 безличных предложений, совпадающих с границами четырех стихов. Во второй строфе только два предложения, занимающие каждое по две строки. Благодаря этому происходит замедление интонации: для первой строфы в сравнении со второй характерно быстрое интонационное движение, которому соответствует смена » кадров» пейзажа ( река, луг, роща, тот берег), подобие киномонтажа. Во второй строфе даны лишь два пейзажных кадра, образ реки дан посредством не монтажа, а скольжения взгляда — наподобие движения камеры, именуемого в кинематографии -трэвелингом.
В третьей строфе контрастная поэтика переведена в план температурных ощущений, отражающих присутствие лирического «я» ( » то сыро, то жарко» ). Пригорок, который упоминается в третьей строфе, явное указание на местонахождение » я» в пространстве: с этого пригорка он видит реку, луг, рощу, облака. Контрастам света ( цвета) и темноты, звука и безмолвия соответствует соединение противоположностей дня и ночи, объединенных вместе посредством метафоры » вздохи — дыханье». Завершает строфу свето — цветовая вспышка — » голубым и зеленым огнем» ( мотивы огня и воды — главные в творчестве Фета)
Последние строки всех трех четверостиший связывает образ яркого света: » засветилось», » погорев золотыми каймами», » зарница уже теплится ярко . огнем» . Так , в композиции, в структуре стихотворения как бы отражен образ грозового эха, которым текст открывается, а в концовке текста повторяет упоминание о вспышках, сполохах молний, содержащееся в первой строфе. Противительный союз но, которым вводится строка — » но зарница уж теплится ярко», противопоставляет приближающуюся грозу одновременно и уходящему дню, и наступающей ночи.
7. Образная структура.
Стихотворение строится на сочетании образов света ( и яркого цвета) и темноты. Название » Вечер», традиционное для русской поэтической традиции ( » Вечер» — стихотворение В. А. Жуковского, одна из первых элегий с пейзажными элементами), формирует ожидание встретить в тексте упоминание об обычных признаках этого времени суток: о смене дневного, солнечного света ночной темнотой, о закате, о появлении луны на небе. Однако Фет заменяет эти ожидаемые признаки вечера упоминанием о грозе или о грозовом эхе; игра, переливы света и темноты объясняются скорее не приближением ночи, а подступающей грозой. Вопреки традиции вечернего пейзажа стихотворение завершается не наступлением сумерек или ночной темноты, а яркой вспышкой света — образом молнии — » зарницы». Традиционен, почти цитатен в своей основе образ горящих в закатных лучах облаков, напоминающий строки из » Вечера» Жуковского: » Уж вечер. облаков померкнули края. « и отчасти из его же » Невыразимого»: » сей пламень облаков, по небу тихому летящих. «
Образ » зарницы» — молнии появляется только в конце, объясняя природу раскатов и звона, упоминаемых в начале стихотворения. В первых строках появления грозы еще не названо, дано лишь впечатление от него в форме безличных предложений ( что — то » прозвучало», » прозвенело»). Сходный прием встречается в стихотворении » Весенний дождь», в котором не упомянутый прямо дождь замене неопределенно — личным местоимением что — то: » И что — то к саду подошло, по свежим листьям барабанит»
8. Стихотворение написано трехстопным анапестом — самым популярным и » заметным» трехсложным размером в русской поэзии, начиная с середины XIX века.
9. Звуковой строй.
Аллитерация на -р- в тексте стихотворения — подражание раскатам грома: скопление звуков -р- отличительно для первой строфы, изображающей гром: причем этот звук встречается во всех четырех строках четверостишия. Другой сонорный звук -л- ассоциируется с семантикой пространства: л уг, да л еко, л уками. Акустические и пространственные ассоциации, характерные для этих звуков, объединены в глаголах звучания и движения ( п р озвуча л о, п р озвене л о, п р окати л ось, р аз л ете л ись), а также в существительных и прилагательных с цветовой и звуковой семантикой ( по л ум р аке, зо л отыми, за р ница, го л убыми, зе л еными). В стихотворении также выделен звук -з- , ассоциирующийся одновременно и со » звоном», со звуком, со светом и с предметами, воспринимаемыми зрением: про з вучало, про з венело, з асветилось, ра з летелись, з апад, з олотыми, з арница, з елеными.
Так благодаря звуковому строению текста происходит своеобразное » примирение» и » слияние» звука и пространства в свете и цвете, создается целостное восприятие звука, света и цвета.
10. В лирическом произведении преобладают светлые, жизнеутверждающие тона. Поэт видит в природе ту гармонию, которую ему не хватает в человеческих взаимоотношениях. Лирический герой обретает способность видеть прекрасную душу природы, поэтому его характерное состояние — эстетическая восторженность.

Читайте также:  Какие электростанции наносят меньше вреда природе

Источник

Оцените статью