Картины осенней природы осенние загадки

Конспект урока «Картина осенней природы. Осенние загадки»

— Здравствуйте, меня зовут Софья Дмитриевна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

— Наведите порядок на своих рабочих местах, уберите всё лишнее из рук, выпрямите спины! Улыбнитесь друг другу!

-В такой прекрасной атмосфере мы и начнём наш урок!

— Я хочу вам напомнить, что вы ученики уже 2 класса. Выкрикивать с места нельзя. Если вы знаете ответ, то нужно поднять руку, тогда я увижу и спрошу вас.

— Ребята, скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? (Осень)

— Верно, осень. Сколько месяцев в этом времени года? (Три)

— Хорошо, молодцы. Сейчас какой месяц? (Сентябрь)

— Всё верно, сейчас сентябрь, а это первый месяц осени.

— Посмотрите в окно. В какие наряды «оделись» деревья? (В красивые листья)

— Каких цветов в осени больше всего? (Оранжевый, красный, коричневый, желтый)

— Осень — это замечательная пора! Все деревья стоят в красивых, золотых нарядах. Под ногами шуршат листья, в воздухе веет прохладой.

— Писатели и поэты видят эту красоту и передают свои впечатления, чувства, настроение в словах!

-Я хочу прочитать вам стихотворение великого русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева. Слушайте внимательно.

Есть в осени первоначальной

Весь день стоит как бы хрустальный,

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все – простор везде,

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь

И льется чистая и теплая лазурь

— Понравилось ли вам это стихотворение? Может, кто-то из вас его уже слышал когда-то? (Ответы учеников)

Какое чувство передал автор? (Очарование)

О каком месяце идет речь? (О сентябре)

Какое слово нам подсказывает? (Осень первоначальная)

— А теперь, я хочу попросить выйти к доске и прочитать отрывок из стихотворения Алексея Николаевича Плещеева «Скучная картина» (Выходит ученик и читает стихотворение у доски)

— Умница, молодец, садись. Очень хорошо прочитал стихотворение, с выражением и интонацией.

— Ребята, вы послушали сейчас два стихотворения. Какое из двух стихотворений вам понравилось больше? Скажите, чем отличается содержание этих двух стихотворений друг от друга? (В первом стихотворении, осень представлена с хорошей стороны: хорошая погода, дивная пора. Автор как бы восхищается ею, передает всю красоту осени. Во втором стихотворении, автор говорит о том, что осень довольно-таки унылая и печальная пара. Он описал это стихотворение не «яркими красками», а «серыми и скучными». В нем автор описывает как бы «плохие стороны» осенней поры.)

Читайте также:  Географическое положение определяет особенности природных зон

Целеполагание, постановка учебных задач

— Главной тематикой нашего урока будет, как вы уже догадались-осень!

— А именно «Осенние загадки» и «Картина осенней природы».

— Что же мы сегодня сделаем на уроке? (Отгадаем осенние загадки и опишем картину осенней природы). Тема на доске.

— А что же такое загадка? (Ответы учеников)

— Загадка – это изображение или выражение, которое нуждается в разгадке.

— Первым пунктом у нас является отгадывание осенних загадок. Давайте выполним этот пункт.

Решение учебных задач

Слушаем меня внимательно! Отвечаем только с поднятой рукой.

1. Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень) Картина на слайде

— Как вы догадались что отгадка именно осень? Какой признак указывает на то, что это именно осень? (перекрасила листья)

Стало видно далеко. (Туман) Картина на слайде

— Что в этой загадке вам помогло ее отгадать? (похоже на молоко, ничего не видно)

Осенью раздевается. (Лес) Картина на слайде

4. Стоит Антошка на одной ножке,

Сам маленький, а шляпа большая. (Гриб) Картина на слайде

— А в этой загадке, как вы поняли, что в ней говорится про гриб? (одна ножка, шляпа большая)

5. Серебряные нити сшивают землю и небо. (Дождь) Картина на слайде

— Здесь автор назвал дождик «нитями», которые как бы сшивают землю.

— Какие вы молодцы. Отгадали все загадки.

-А теперь вы попробуете составить загадки сами!

— Эту работу мы будем выполнять в парах.

— Но перед тем, как начать работу, давайте вспомним, как мы работаем в паре? (Ответы учеников). Работаем дружно, помогая друг другу, выслушивая каждый ответ товарища.

— У каждой пары на столе лежат конвертики. В них написаны строчки загадок, составьте из них стихотворную загадку. И отгадайте ее. На выполнение этой работы я даю вам 3 минуты. Если будут трудности, поднимите руку и я подойду к вам.

Читайте также:  География природные зоны северной америке

Если лупит дождь по лужам,

Он для нас помощник лучший.

И навес себе устрой! (Зонтик)

Только ноги на земле. (Дождь)

Это просто (Листопад)

Средних, маленьких, больших. (Лужи)

Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)

Подскажи-ка нам скорей? (Туча)

— Наведите порядок на своих партах, сядьте ровно.

Применение нового знания

Ребята, на экране изображена картина известного художника Исаака Левитана «Золотая осень». На этой картине изображен осенний лес. На переднем плане находится река, золотые березки, которые уже окрасили свои листочки в золотой, оранжевый и красный цвета. Также вы уже могли увидеть на картине реку, а на другом берегу еще виднеются зеленые березки. На фоне картины мы можем увидеть деревушку, расположившуюся где-то на холмике.

— Ребята, понравилась ли вам эта картина? Что именно вам в ней нравится больше всего. (Ответы учеников )

— Как вы думаете, какой месяц изображен на этой картине? Почему вы так подумали? (На картине изображен сентябрь, так как еще не все деревья перекрасились в золотистый цвет)

— Какие деревья на этой картине вы заметили больше всего? (Березы)

— Каких цветов на ней изображено больше? (Оранжевый и желтый. Также есть коричневые и голубые цвета.)

— Как вы считаете, какую погоду художник хотел передать этой картиной? (Скорее всего хорошую, ведь мы можем увидеть, что от березок падает тень, но солнышка самого не видно. Также мы можем увидеть тучки и облака, которые возможно являются предвестниками плохой погоды.)

— Какое время суток изображено на картине? (На улице довольно таки светло, скорее всего начинает вечереть)

— Сейчас я вам прочитаю описание этой картины. На картине Левитана мы видим зеленый бугристый склон, который заканчивается широкой речкой. Вода в речке настолько прозрачная и чистая, что в ней легко отражаются прибрежные растения и травы. Трава еще зеленая, только начала желтеть. А вот, березы, на своих тоненьких ножках, уже вовсю принарядились. Автор постарался изобразить во всей красе русский осенний пейзаж в самый разгар золотого сезона. Вдалеке, присмотревшись, можно увидеть дома. Скорее всего, это село. От этого на душе сразу становится теплее.

Читайте также:  Карта природных ресурсов азербайджана

— Дальнейшую нашу работу, мы проведём в парах.

— Возьмите карточку №1 «Работа в парах». (Ученик читает задание)

— (Читаю еще раз сама!) Задание: прочитайте предложения на ваших карточках и подчеркните предложения, которые описывают осень. На выполнение этой работы я даю вам ровно 2 минуты. Выпрямите свои спины и приступайте к работе. Если будут трудности — поднимите руку, и я подойду. (Во время выполнения задания хожу по классу. )

1. На кустах и деревьях пожелтела листва.

2. По дорожкам ветер кружит сухие листья.

3. Ваня Смирнов идёт домой из кино.

5. Медленно кружась в воздухе, падают на землю яркие листочки.

(Кто-то из учеников читает свои ответы и объясняет, почему именно так они выполнили это задание).

— Правильный ответ: это предложения под номерами 1,2 и 5.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. САМОПРОВЕРКА:

— Наведите порядок на своих рабочих местах, уберите все лишнее со стола.

Возьмите карточку №2 «Самостоятельная работа». (Ученик читает задание)

— (Читаю еще раз сама!) Задание: поставьте напротив предложения галочку, если оно описывает осеннюю природу. На выполнение этой работы я даю вам ровно 2 минуты. Выпрямите свои спины и приступайте к работе. Если будут трудности — поднимите руку, и я подойду. (Во время выполнения задания хожу по классу. )

На снегу волчьи и лисьи следы.

Трава выросла высокая-высокая

— Посмотрите на слайд и проверьте правильность выполнения задания. У кого все верно-встаньте. (Если кто-то сидит, то спросить почему)

Подведение итогов и рефлексия

— Ребята, про какое время года мы сегодня говорили? (Ответы учеников)

Чем мы сегодня занимались на уроке? (Ответы учеников)

— Что нового вы сегодня услышали? (Ответы учеников)

— Понравился ли вам наш сегодняшний урок? (Ответы учеников)

— Приведите свое рабочее место в порядок. Вы все сегодня были молодцы. Урок окончен. До свидания!

Источник

Оцените статью