Гамаюн
Большую часть жизни Виктор Васнецов (1848–1926) писал картины по мотивам русских сказок и старинных преданий. Художник полагал, что в сказках, былинах и песнях, на которых воспитывались поколения детей, заключен «целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим». Он увлекся древнерусской литературой, будучи студентом семинарии. В сказочный русский терем художник превратил собственный дом-мастерскую, построенный по его эскизам, а также — главный фасад Третьяковской галереи в Москве.
В юности Васнецов иллюстрировал сказки и научные труды известного в свое время педагога Николая Столпянского, посвященные проблеме народного образования. Также художника увлекали русские пословицы и поговорки, которым он посвятил альбом рисунков, вышедший в свет в 1867 году.
Былины, сказки, легенды
Первым и самым масштабным полотном, открывшим так называемый былинный цикл в творчестве Васнецова, стали «Богатыри». Художник работал над этой картиной более 25 лет: первые эскизы к ней он создал в парижской мастерской Василия Поленова в 1870-е, а окончательный вариант представил в 1898 году. Он утверждал, что «всегда только Русью и жил».
«Во время самого ярого увлечения жанром, в академические времена в Петербурге, меня не покидали неясные исторические и сказочные грезы»,
Картина «Гамаюн», представленная в экспозиции Дагестанского музея изобразительных искусств, тоже была закончена в 1898. Гамаюн в народных легендах — вещая птица, глашатай богов. Ее изображают как полуптицу-получеловека с женским лицом и грудью. Однако трактовки образа разнятся: иногда это райская птица, несущая счастье и блаженство, иногда — предвестница беды. Васнецов остановился на втором варианте — об этом говорит апокалиптическая атмосфера, которой пронизана работа: крылья у Гамаюн черного цвета, лицо исполнено тревоги. Считалось, что вещая птица прилетает к людям на рассвете вместе с бурными ветрами и ураганом. Художник изобразил ее сидящей на сказочном растении.
Картина получилась не совсем «васнецовской» — историки искусства указывают на связь этого образа с эстетикой символизма, более тревожной и усложненной. Васнецов же обычно изображал сказочных и мифологических существ в реалистических тонах.
Источник
Описание картины Виктора Васнецова «Гамаюн, птица вещая»
В своих полотнах Виктор Михайлович Васнецов достаточно часто изображал персонажей старинных русских былин, сказочных героев устного творчества. Художник пытался донести, что картина должна быть достоверна, передавать не только прошлое, но и настоящее.
На цикл полотен, посвященных русскому фольклору, его подвигли воспоминания детства. С ранних лет видя неповторимые сельские пейзажи, слушая рассказы стариков, впитал любовь к своему краю.
Произведение «Гамаюн, птица вещая» было написана в 1897 году. Навеяно оно славянской мифологией, в которой говорится, что птица – посланник богов. На заре спускается Гамаюн к людям и поет им свои песни, рассказывая о скором будущем и грядущих событиях. Только не каждый может разобрать ее пение, ибо вместе с ней на земле появляется сильный ветер. И только человек с чутким сердцем может среди шума ветра, грозы, услышать ее советы. Рассмотрим внимательно это произведение. Что мы видим? В центре полотна изображено одинокое дерево, стоящее в водной глади. На ярком фоне разгорающейся утренней зари оно четко выделяется. Цвет рассвета передан сочной, но в то же время приглушенной краской. На стволе расположилась птица. Она изображена с тревожным, но в то же время прекрасным лицом девушки. Волосы ее развиваются, когтями она крепко держится на извилистом дереве, чтобы сопутствующей ветер не унес ее. Взор очей устремлен вдаль. В глазах застыла тревога. Мастер это подчеркнул бледным цветом лица, четко выделив глаза. Тело Гамаюна наклонено чуть вперед, это говорит о том, что она не только видит грядущие события, но и старается донести весть богов до людей. Глядя на картину, понимаешь, что какая-то непонятная тревога овладевает твоей душой. Хочется понять, какую мысль старается донести до нас автор.
Арт-стили
- Гравюры
- Жанровая живопись
- Иконы
- Иллюстрация
- Историческая живопись
- Итальянская живопись
- Конструктивизм
- Лофт
- Луминизм
- Минимализм
- Немецкая живопись
- Неоклассицизм
- Норвежская живопись
- Объективизм
- Парижская школа
- Пейзажная живопись
Источник
Описание картины Виктора Васнецова «Гамаюн, птица вещая»
Виктор Васнецов на протяжении всей своей жизни интересовался и изучал мифологию и фольклор Древней Руси. Все его произведения пропитаны духом старины. При одном взгляде на любую из его картин с мифологическим или сказочным сюжетом даже не возникает сомнения, что именно так и выглядели герои древности.
Тоже самое можно сказать и о картине «Гамаюн, птица вещая», написанной в 1897 году. Гамаюн в славянской мифологии – это птица с женским лицом и грудью, вестница бурь, ураганов. Она обладала прекрасным голосом и могла предсказать будущее только особым людям, которые её слышат и понимают даже среди звуков природы: в ливне дождя, в шуме травы, в порыве ветра. Люди считали, что Гамаюн — это посланница бога, связывающая два мира, предсказывающая события.
На полотне изображена птица с тревожным лицом женщины, она сидит на изящном дереве и взирает куда-то вдаль. Сильно контрастируют черные крылья на ярком, сияющем фоне – сильные, пластичные, готовые к полету. Вот-вот взмахнет крылом и взлетит. Очень завораживает в этой картине противоречивое настроение: одновременно спокойные, но и в то же время буйные краски, умиротворенная природа и диссонирующая Гамаюн.
Некоторые искусствоведы считаю, что крылья — это символ возрождения. В дальнейшем творчество Васнецова способствует развитию таких стилей как символизм и модернизм. В том числе и благодаря Виктору Васнецову было возрождено и передано последующим поколениям уникальное творчество и мифология славянских народов.
Год написания картины: 1897.
Размеры картины: 200 х 150 см.
Жанр: мифологическая живопись.
Стиль: романтизм, символизм.
Галерея: Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, Махачкала, Россия.
Источник
«История одного шедевра». «Гамаюн, птица вещая», Виктор Михайлович Васнецов
1897г. Холст, масло. Размер: 214 × 135 см. Дагестанский художественный музей, Махачкала
Гамаюн это вечнолетающая при помощи хвоста безногая и бескрылая мифическая райская птица в русской книжности XVIIXIX веков, предвещающая своим падением смерть государственных деятелей.
Однако, образ, созданный Васнецовым на картине слишком фантастический и «символистский» для него, при том, что остальные его «сказочные» картины выполнены вполне реалистически.
Композиция картины подчеркнуто декоративна и изысканна. На тонкой, изящно изогнутой ветви дерева сидит фантастическая птица с женским лицом редкой красоты. На нем печать тоски всезнание отнимает все душевные силы Гамаюна. Она предвещает бурю, первые порывы которой уже развивают ее роскошное оперение.
Цветовая гамма картины проста и богата одновременно. Фоном изображению волшебной птицы служит бесконечное пространство золотисто-охристого оттенка, которое заставляет представить себе закат над бескрайними просторами. В оперении Гамаюна сочетаются иссиня-черные и золотистые перья с выраженным красноватым отливом, как будто на них запеклась кровь.
Утонченно прорисованный силуэт птицы перекликается с причудливыми извивами ветвей дерева. Все вместе это придает динамичности статичному изображению зрителю кажется, что с картины веет ветром и явственно слышен шелест перьев легендарного существа.
Картине предшествовал эскиз к торжественному панно-хоругви 1895 года. Картон, акварель, бронзовый порошок, графитный карандаш. 46х33 см. (на втором снимке)
Источник