Картины виктора васнецова гамаюн птица вещая

Гамаюн

Показать в высоком качестве

Большую часть жизни Виктор Васнецов (1848–1926) писал картины по мотивам русских сказок и старинных преданий. Художник полагал, что в сказках, былинах и песнях, на которых воспитывались поколения детей, заключен «целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим». Он увлекся древнерусской литературой, будучи студентом семинарии. В сказочный русский терем художник превратил собственный дом-мастерскую, построенный по его эскизам, а также — главный фасад Третьяковской галереи в Москве.

В юности Васнецов иллюстрировал сказки и научные труды известного в свое время педагога Николая Столпянского, посвященные проблеме народного образования. Также художника увлекали русские пословицы и поговорки, которым он посвятил альбом рисунков, вышедший в свет в 1867 году.

Былины, сказки, легенды

Первым и самым масштабным полотном, открывшим так называемый былинный цикл в творчестве Васнецова, стали «Богатыри». Художник работал над этой картиной более 25 лет: первые эскизы к ней он создал в парижской мастерской Василия Поленова в 1870-е, а окончательный вариант представил в 1898 году. Он утверждал, что «всегда только Русью и жил».

«Во время самого ярого увлечения жанром, в академические времена в Петербурге, меня не покидали неясные исторические и сказочные грезы»,

Картина «Гамаюн», представленная в экспозиции Дагестанского музея изобразительных искусств, тоже была закончена в 1898. Гамаюн в народных легендах — вещая птица, глашатай богов. Ее изображают как полуптицу-получеловека с женским лицом и грудью. Однако трактовки образа разнятся: иногда это райская птица, несущая счастье и блаженство, иногда — предвестница беды. Васнецов остановился на втором варианте — об этом говорит апокалиптическая атмосфера, которой пронизана работа: крылья у Гамаюн черного цвета, лицо исполнено тревоги. Считалось, что вещая птица прилетает к людям на рассвете вместе с бурными ветрами и ураганом. Художник изобразил ее сидящей на сказочном растении.

Читайте также:  Водяные птицы ленинградской области

Картина получилась не совсем «васнецовской» — историки искусства указывают на связь этого образа с эстетикой символизма, более тревожной и усложненной. Васнецов же обычно изображал сказочных и мифологических существ в реалистических тонах.

Источник

Описание картины Виктора Васнецова «Гамаюн, птица вещая»

описание картины виктора васнецова гамаюн птица вещая

В своих полотнах Виктор Михайлович Васнецов достаточно часто изображал персонажей старинных русских былин, сказочных героев устного творчества. Художник пытался донести, что картина должна быть достоверна, передавать не только прошлое, но и настоящее.
На цикл полотен, посвященных русскому фольклору, его подвигли воспоминания детства. С ранних лет видя неповторимые сельские пейзажи, слушая рассказы стариков, впитал любовь к своему краю.

Произведение «Гамаюн, птица вещая» было написана в 1897 году. Навеяно оно славянской мифологией, в которой говорится, что птица – посланник богов. На заре спускается Гамаюн к людям и поет им свои песни, рассказывая о скором будущем и грядущих событиях. Только не каждый может разобрать ее пение, ибо вместе с ней на земле появляется сильный ветер. И только человек с чутким сердцем может среди шума ветра, грозы, услышать ее советы. Рассмотрим внимательно это произведение. Что мы видим? В центре полотна изображено одинокое дерево, стоящее в водной глади. На ярком фоне разгорающейся утренней зари оно четко выделяется. Цвет рассвета передан сочной, но в то же время приглушенной краской. На стволе расположилась птица. Она изображена с тревожным, но в то же время прекрасным лицом девушки. Волосы ее развиваются, когтями она крепко держится на извилистом дереве, чтобы сопутствующей ветер не унес ее. Взор очей устремлен вдаль. В глазах застыла тревога. Мастер это подчеркнул бледным цветом лица, четко выделив глаза. Тело Гамаюна наклонено чуть вперед, это говорит о том, что она не только видит грядущие события, но и старается донести весть богов до людей. Глядя на картину, понимаешь, что какая-то непонятная тревога овладевает твоей душой. Хочется понять, какую мысль старается донести до нас автор.

Читайте также:  Золотая птица гримм вопросы
Арт-стили

  • Гравюры
  • Жанровая живопись
  • Иконы
  • Иллюстрация
  • Историческая живопись
  • Итальянская живопись
  • Конструктивизм
  • Лофт
  • Луминизм
  • Минимализм
  • Немецкая живопись
  • Неоклассицизм
  • Норвежская живопись
  • Объективизм
  • Парижская школа
  • Пейзажная живопись

Источник

Описание картины Виктора Васнецова «Гамаюн, птица вещая»

Vasnetsov-Viktor-gamayun-ptica-vesshaya

Виктор Васнецов на протяжении всей своей жизни интересовался и изучал мифологию и фольклор Древней Руси. Все его произведения пропитаны духом старины. При одном взгляде на любую из его картин с мифологическим или сказочным сюжетом даже не возникает сомнения, что именно так и выглядели герои древности.

Тоже самое можно сказать и о картине «Гамаюн, птица вещая», написанной в 1897 году. Гамаюн в славянской мифологии – это птица с женским лицом и грудью, вестница бурь, ураганов. Она обладала прекрасным голосом и могла предсказать будущее только особым людям, которые её слышат и понимают даже среди звуков природы: в ливне дождя, в шуме травы, в порыве ветра. Люди считали, что Гамаюн — это посланница бога, связывающая два мира, предсказывающая события.

На полотне изображена птица с тревожным лицом женщины, она сидит на изящном дереве и взирает куда-то вдаль. Сильно контрастируют черные крылья на ярком, сияющем фоне – сильные, пластичные, готовые к полету. Вот-вот взмахнет крылом и взлетит. Очень завораживает в этой картине противоречивое настроение: одновременно спокойные, но и в то же время буйные краски, умиротворенная природа и диссонирующая Гамаюн.

Некоторые искусствоведы считаю, что крылья — это символ возрождения. В дальнейшем творчество Васнецова способствует развитию таких стилей как символизм и модернизм. В том числе и благодаря Виктору Васнецову было возрождено и передано последующим поколениям уникальное творчество и мифология славянских народов.

Год написания картины: 1897.

Читайте также:  Где находятся птицы заоблачный предел

Размеры картины: 200 х 150 см.

Жанр: мифологическая живопись.

Стиль: романтизм, символизм.

Галерея: Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, Махачкала, Россия.

Источник

«История одного шедевра». «Гамаюн, птица вещая», Виктор Михайлович Васнецов

«История одного шедевра». «Гамаюн, птица вещая», Виктор Михайлович Васнецов 1897г. Холст, масло. Размер: 214 × 135 см. Дагестанский художественный музей, МахачкалаГамаюн это вечнолетающая при

1897г. Холст, масло. Размер: 214 × 135 см. Дагестанский художественный музей, Махачкала
Гамаюн это вечнолетающая при помощи хвоста безногая и бескрылая мифическая райская птица в русской книжности XVIIXIX веков, предвещающая своим падением смерть государственных деятелей.
Однако, образ, созданный Васнецовым на картине слишком фантастический и «символистский» для него, при том, что остальные его «сказочные» картины выполнены вполне реалистически.
Композиция картины подчеркнуто декоративна и изысканна. На тонкой, изящно изогнутой ветви дерева сидит фантастическая птица с женским лицом редкой красоты. На нем печать тоски всезнание отнимает все душевные силы Гамаюна. Она предвещает бурю, первые порывы которой уже развивают ее роскошное оперение.
Цветовая гамма картины проста и богата одновременно. Фоном изображению волшебной птицы служит бесконечное пространство золотисто-охристого оттенка, которое заставляет представить себе закат над бескрайними просторами. В оперении Гамаюна сочетаются иссиня-черные и золотистые перья с выраженным красноватым отливом, как будто на них запеклась кровь.
Утонченно прорисованный силуэт птицы перекликается с причудливыми извивами ветвей дерева. Все вместе это придает динамичности статичному изображению зрителю кажется, что с картины веет ветром и явственно слышен шелест перьев легендарного существа.
Картине предшествовал эскиз к торжественному панно-хоругви 1895 года. Картон, акварель, бронзовый порошок, графитный карандаш. 46х33 см. (на втором снимке)

Источник

Оцените статью