Городской пейзаж
Основным сюжетом полотен, написанных в жанре городского пейзажа, является изображение города — отдельных домов, улиц и площадей, панорамных видов.
Первые изображения городских застроек появились на картинах художников в эпоху Средневековья. Как правило, они служили фоном, своеобразной подсказкой для зрителя, помогающей представить место, в котором происходят нарисованные на полотне события, поэтому не особо отличались детализацией.
Городской пейзаж как самостоятельный жанр стал формироваться на рубеже XV-XVI веков. Два города в картинах художников того времени становятся центральными персонажами: это Небесный Иерусалим, который символизировал все возвышенное, духовное и божественное, и его противоположность — Вавилонская башня, символ гордыни, греха и зла. Параллельно с этим нидерландские живописцы пробуют переносить на свои холсты изображения окружающей их реальности: так, братья Лимбурги создают миниатюры, на которых тщательно прорисованы замки Иль-де-Франса, а Рогир ван дер Вейден использует для своей картины о св. Луке город как часть пейзажного фона.
Вслед за нидерландскими живописцами к городскому пейзажу обращаются немецкие и французские мастера кисти. Для картин в жанре городского пейзажа периода XV-XVI ст. характерны тщательно разработанная композиция, зачастую многоуровневая и учитывающая законы перспективы, а также детальная прорисовка архитектурных элементов. Примером могут служить такие полотна, как «Дворик замка в Инсбруке» Дюрера, «Въезд Христа в Иерусалим» (автор неизвестен), «Обручение Девы Марии» Рафаэля, «Христос на горе Олив» Мантенья.
В XVII веке жанр городского пейзажа становится популярным среди голландских живописцев. Вермеер, Беркхейде, Хейден, Рейсдал, Гойен и другие художники создают настоящие шедевры, искусно изображая бытовые сюжеты в обрамлении городского пейзажа. Благодаря им мы сегодня можем увидеть, как выглядел Амстердам, Делфт, Харлем и другие города более четырех сотен лет назад.
Город в картинах художников XVIII века — это тщательно прорисованная ведута, особенностью которой является почти фотографическая точность изображения. Архитектурный фон не только служит декорацией к бытовым сюжетам, но и передает особый дух, присущий каждому городу. В противовес ведуте, исполненной жизни, выступает пейзаж с городскими руинами — художники находили особую прелесть в развалинах старинных замков и крепостей. К XIX веку в моду вошли изображения античных храмов, а также дорожные зарисовки с видами городов.
Артхив предлагает вам подборку картин, написанных в жанре городского пейзажа. Здесь вы найдете работы известных мастеров и полотна начинающих художников. Желаем вам приятного просмотра!
Источник
Архитектурные пейзажи — зодчество в мировой живописи
Время стирает неумолимо то, что создавалось людьми из камня и песка — стены и фундамент жилых кварталов древних городов, дворцы и мозаику фасадов, колоннады и площади. Увидеть величие храмов Римской империи или глыбы уже ветхих башен, причудливые узоры восточных зданий и каскады египетских фонтанов простой зритель может сейчас и здесь, не делая попыток проникнуть в прошлое. Триумфальное возвращение к зодчеству ушедших веков совершили великие мастера в полотнах картин. И кто знает, под действием каких чар писались полотна Коулом (1801-1848гг.), Пазини (1826-1899гг.) или Пойнтером (1836-1919гг.). Очевидно одно — благодаря таланту и фантазии художников, современники получили возможность изучить творения зодчих и особенности архитектурных форм Античности, Средневековья, эпохи Барокко и Ренессанса.
Альберт Гудвин (1845-1932) Ponte Pietra, Верона, Акварель, -1896 (26.67 х 36.20 см) (10,5 х 14,2 дюйма) Частная коллекция
Собрания картин, хранящиеся в мировых музеях, включают в свой перечень коллекции, условно названные «фондом архитектурного пейзажа». Фонды содержат художественные материалы по архитектуре, а в их числе акварели, гравюры и графику, полотна масляных работ и станковой живописи. Такие собрания имеют особую историческую ценность в силу известности авторов, а также самого содержания. Эксклюзивность полотен с видами городов, улочек и домиков, храмов и садов прошловековых империй заключается в их фотографической точности передачи особенностей строительства, материалов и орнамента. Некоторые работы приукрашены и напоминают эльдорадовскую помпезность, как, например, в «Расцвете империи» Томаса Коула или «Последнем путешествии» Эдвина Викса. Однако нюансы и уникальность римского и индийского строительств переданы точно.
Первыми шагами к изображению архитектурных форм были те, что предпринял итальянец Леон Баттиста Альберти (XIVв.) в своих фресках и работах по изучению евклидовой теории о визуальном конусе и невидимых лучах в пространстве. Это был целый трактат с описанием метода линейной перспективы. Собственную теорию художник многократно практиковал в личных творениях, соединяя лики святых и библейских героев с архитектурными формами. Хотя сами здания или их намеки изображались очень скупо, порою для фона и заполнения пустоты, не неся при этом сюжетной ценности. Наравне с Альберти на городской пейзаж замахнулся Анброджио Лоренцетти. Как и его соратник, Анброджио «приврал» с так называемыми лучами и точкой схождения. Дома в его фреске «Аллегория хорошего городского управления» стояли скученно, находили друг на друга и нарушили параллельность.
Настоящий ландшафтный пейзаж предложил обывателю Ян Сиберехтс в XVII веке. Его полотна были написаны с топографической точностью, однако отдавали привкусом наивности, нежели новизны, как в полотне «Вид усадьбы Лонглит». Если работы барочной эпохи, в силу темных тонов и охристой палитры оставались сухими, клонированными за счет единой школы живописи по стопам Караваджо, то работы позднего периода имели более сочную, выразительную текстуру и смелость.
Европейские художники XIX века, получив понятие о пространстве и геометрии еще в пору школьного обучения, писали архитектуру точной, пользуясь законами перспективы и собственными наблюдениями. Если в эпоху возрождения письмо с натуры было не развито, что сказывалось на не точности передачи архитектурных форм, то Рококо и Неоклассицизм прославились путешествиями великих мастеров для написания подлинных восточных храмов и европейских дворцов. Паломничества совершались художниками специально. Так, Коул нарочно отправился в долину Гудзон, где написал «Вид форта Патнэм». Выступая против технического прогресса, художник все равно насыщал свои пейзажи руинами башен и полуразрушенных стен.
Моти Масджид («Жемчужная мечеть») в Агре, Василий Васильевич Верещагин 1870-е , 31×45 см
Надо отдать должное воображению художников, никогда не видавших греческих или египетских дворцов, но писавших исторические сюжеты с вкраплением колонн и арок, усыпанных барельефами, фонтанов из ракушечника и мрамора (Эдвард Джон Пойнтер — «Визит к эскулапу», «Угол виллы», «Израильтяне в Египте»). Многие живописцы ловко возводили тандем воображаемого и истинного архитектурного величия. Особенно помпезны восточные мотивы в масле Жана-Леона Жерома. Благодаря игре света и тени, бликам и светлой палитре его полотна создают эффект полета над ландшафтом и куполами арабского востока (картины «Вид на Каир», «Муэдзин», «Призыв» и др.). Птицы, парящие в работах Жерома так близко, что можно достать рукой, заставляют ощутить все величие и исполинскую высоту восточных зданий. Архитектурные сооружения написаны так точно и скрупулезно, что разрешают представить мастера, застывшим над полотном с лупой и тончайшим пером, скользящим по очередному оконному проему в каллиграфическом танце мазков.
Случайные картины городских пейзажей современных художников из нашей галереи. Вы можете самостоятельно добавить вашу работу после регистрации на сайте.
И так, архитектура. Что может быть непостояннее каменной кладки и штукатурки? Кто может уберечь творения зодчества от дождей и ветра, палящего солнца и простого старости? Время не жалеет рукотворных шедевров, однако холст способен остановить время под талантливой рукой человека, названного живописцем, и, если хотите, летописцем истории.
архитектурные пейзажи, шедевры мировой живописи, картины художников прошлого
Быстрый переход в разделы:
[Падение Римской империи :: Томас Коле]
Падение Западной Римской империи — одна из проблем в историографии Поздней Античности, в основе которой лежит исследование причин ликвидации власти западноримских императоров. Её исследование берёт своё начало с работы английского историка Эдварда Гиббона «История упадка и падения Римской империи» (англ. The History of the Decline and Fall of the Roman Empire).
[архитектура древнего Рима, Томас Коул]
[архитектура древнего Рима, римская колонна, развалины моста и дворца, пейзаж прекрасно подойдёт для интерьера в стиле ампир]
художник: Томас Коул ( США )
[итальянскй пейзаж , акведук, развалины]
[утренний пейзаж возле Тиволи, Италия]
Источник