Кассирер человек есть символическое животное

ltraditionalist

Эрнст Кассирер (1874-1945), немецкий философ-неокантианец, является создателем теории человека, понимаемого им как «animal symbolikum», «существо символическое», согласно которой ключом к природе человека является символ, а именно способность человека символизировать окружающую его действительность.

Согласно Кассиреру, человек живёт не просто в естественном универсуме (как все другие животные живут), а в символическом мире, т. е. во Вселенной Культуры. Язык, миф, искусство, религия — символические части этой Вселенной. Именно в этой Вселенной и существует человек. По Кассиреру, человек до такой степени пронизан этим миром символов, живёт в языковых формах, религиозных обрядах, что не может знать и видеть себя иначе, чем через подключение этих искусственных сред. По сравнению с другими живыми существами человек находится в ином измерении действительности: в Символической Вселенной, которая порой заслоняет от нас реальность.

Здесь любопытно отметить именно это «иное измерение» человеческого мышления, которое радикально отличает его от всех животных и заставляет подозревать связь мышления с духовным миром. Понятное дело, что материалисты против такой постановки вопроса. В своём желании «уровнять» человека с животными они порой доходили до смешного. Так, Ж.Ж. Руссо считал мышление человека ненужным излишком, который портит человека и мешает ему быть природным существом. Знаменитое высказывание Рене Декарта «Чем больше я узнаю людей, тем больше люблю собак» можно трактовать подобным же образом: собака, которую Декарт называл anima machina, является куда более совершенным существом, потому что живёт по законам природы.

Итак, в соответствии с учением Э. Кассирера, между человеком и миром находится посредник и этим посредником выступает символ. Символическая Вселенная определяет человека настолько, что он осознаёт себя только через неё. Это значит, что человек — существо культурное, а культура есть не более как совокупность символов. Следовательно, делает вывод Э. Кассирер, человек — это не столько Homo sapiens, — человек разумный, сколько Homo simbolicum — человек символический.

Читайте также:  Прошлый год был годом какого животного

Без символов, полагает Э. Кассирер, жизнь человека была бы блокирована (ограничена) границами его биологических потребностей и его практическими интересами. Ну, то есть, человек вне мира символов — это практически животное, что наглядно демонстрирует феномен «маугли».

Оспаривая аристотелевское определение человека как «общественного животного», Кассирер замечает, что общественными животными являются и пчёлы, и муравьи, превосходя человеческое общество в сложности и чёткости организации трудовой деятельности. «Однако в случае человеческого объединения налицо не только общество действия, как у животных, но также и общество мыслей и эмоций. Язык, миф, искусство, религия, наука суть элементы и непременные условия существования этой более высокой формы общества. Они суть средства, с помощью которых те формы социальной жизни, которые мы находим в органической природе, доходят в своём развитии до нового состояния — стадии общественного сознания. <. >Человек может обрести себя, прийти к знанию своей индивидуальности исключительно через посредника — социальную жизнь. Но этот посредник значит для человека нечто гораздо большее, чем какая-нибудь внешняя определяющая сила. Человек подобно животным подчиняется правилам общества, но он, сверх того, сам участвует в формировании общественной жизни и способен к её активному изменению».

Закон биологической жизни, который распространяется и на человека, гласит, что никакие приобретённые индивидом в течение его жизни навыки и умения не передаются по наследству и не могут влиять на жизнь рода, но человек, в отличие от животного, сумел преодолеть эту преграду и научился сохранять плоды своего индивидуального труда — он создал культуру, «человеческий способ преодоления единичного и эфемерного существования» — и таким образом обрёл бессмертие.

Добавлю от себя, что homo symbolicus предпочитает лишить себя жизни, если его пытаются «выключить» из Символической Вселенной и предоставить ему жить, как все прочие животные, во вселенной материальной. То, что некоторые люди предпочитали сгореть в пламени костра, но не отречься от собственных убеждений, доказывает причастность человека к «иному измерению», которое для него дороже всего на свете.

Читайте также:  1985 какого животного славянскому календарю

Источник

Человек — существо символическое: теория Э. Кассирера

Раздумывая о сущности человека, немецкий философ Эрнст Кассирер (1874-1945) предложил свою концепцию, согласно которой человек — это animal simbolicum, символическое животное. В своих трудах он утверждал, что за свою историю человек наработал столько знаний, что находится сейчас буквально в лабиринте, где легко запутаться. При этом он остается также природным существом. Между этими двумя мирами легко потеряться, поэтому человек чувствует себя порой совершенно неприкаянным.
Однако есть звено, связывающее оба мира — это символическая система, совершенно новое измерение реальности. Это новый мир, в котором живет человек, выйдя из плена чисто природного существования и привнося понимание в систему своих знаний.

Получается так, что через символы человек отчуждается от самого себя, но и обретает себя при этом. Эти два противоположных процесса смыкаются в символике.

Первейшей для людей системой символов является язык — это основа всего человеческого.
Далее следует миф, тесно связанный с фантазией и подчиняющийся мощной тяге к познанию.

Затем возникает символизм искусства, когда образ может быть выражен в любой чувственно воспринимаемой форме и нести в себе эстетическое содержание.

Рождается религия — как символическое выражение стремления людей к всеобщему, сверхъестественному, выходящему за пределы обыденности, вызывающему особое благоговение и страх.
Наука, кстати, тоже состоит из символических элементов, объясняющих мир вокруг человека и его самого в нем с рациональной и опытной точки зрения.

В этих основных символических системах и обитает человек. Они переплетаются друг с другом, взаимно пронизывают друг друга. Человек может выразить себя как такового только в этих системах, хотя бы в одной из них, но на самом деле не ограничивается только одной-единственной сферой.

Читайте также:  Клинический осмотр животного коровы

Каждый человек как бы очерчивает вокруг себя некий круг, внутри которого он живет. Кассирер называл его символическим универсумом.
Вот что писал философ в своей работе «Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры»:

Человек живет отныне не только в физическом, но и в символическом универсуме. Язык, миф, искусство, религия — части этого универсума, те разные нити, из которых сплетается символическая сеть, сложная ткань человеческого опыта. Весь человеческий прогресс в мышлении и опыте утончает и одновременно укрепляет эту сеть.

Человек уже не противостоит реальности непосредственно, он не сталкивается с ней лицом к лицу. Физическая реальность как бы отдаляется по мере того, как растет символическая активность человека. Вместо того чтобы обратиться к самим вещам, человек постоянно обращен на «самого себя. Он настолько погружен в лингвистические формы, художественные образы, мифические символы или религиозные ритуалы, что не может ничего видеть и знать без вмешательства этого искусственного посредника. Так обстоит дело не только в теоретической, но и в практической сфере.

Источник

Оцените статью