Каждой птицей встрепенулся троп

🌞 Я пришел к тебе с приветом

Молодой Афанасий Фет

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь — но только песня зреет.

Стихотворение «Я пришел к тебе с приветом» написано 23-летним Афанасием Фетом в 1843 году и описывает приход лирического героя ко своей возлюбленной. Стих полон положительных эмоций и весеннего настроения, когда любовь и желание жить доминирует над другими чувствами.

На каком фоне пишется стих

🌞 В 1843 году Афанасий Фен (Шеншин) учится в Московском университете на философском факультете (филологическое отделение) и понемногу пишет стихи. Три года назад вышел первый поэтический сборник «Лирический пантеон», а с 1842 года Фет регулярно публикуется в журналах «Отечественные записки» и «Москвитянин», однако до Олимпа славы и бюста в зале русской поэзии ему ещё далеко.

Анализ четырех катренов

Первая строка первого же катрена и есть название стихотворения, которое написано в жанре тонкой любовной лирики с примесью пейзажных ноток.

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало.

☝ По сюжету произведения лирический герой приходит ранним весенним утром к своей возлюбленной (за любовь мы понимаем только в третьей строфе, но заглянем чуть вперед) и в своеобразной манере говорит ей – Доброе утро.

Лирический герой не только приветствует любимую с новым днем, но рассказывает ей, как сейчас красив мир. Вот уже и лес проснулся и поднял брови еловых лап, вот уже и каждая птичка встрепенулась и приветствует зарождение нового дня.

💔 В третьей строфе герой объясняется в любви, признаваясь, что будет приходить снова и снова, как пришел вчера, так вот он и сегодня, и будет завтра.

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова.

Его душа и сердце сделали свой выбор, они радуются весне и торжествуют от зародившихся любовных чувств, пока ещё не познавших горечь страдания.

💕 Финальный аккорд, четвертый катрен – это ещё одна ода веселию весны и счастью любви, от чего лирическому герою хочется петь, но он немного обождет с пением – песня ещё созревает и её зрелость может ускорить ответ на чувства от любимой девушки.

Что не знаю сам, что буду
Петь — но только песня зреет.

Утро, весна и любовь – вот основные темы этого стихотворения, жаль только, что имя настоящей героини стиха Фет не указал.

Читайте также:  Какие птицы издают поют ночью

Разбор троп и рифмы

☝ Стих написан смешением жанров любовной и пейзажной лирики, его композиция состоит из двух частей – описания утренней весенней природы и признания в любви к девушке.

Стихотворный размер – четырехстопный анапест, рифмовка перекрестная (с приветом – встало – светом – затрепетало), где имеются открытые и закрытые рифмы.

Из художественных троп, которые Фет использует для усиления выразительности строк, отметим:

  1. ✔ Эпитеты (горячий свет, весенняя жажда).
  2. ✔ Олицетворения (лес проснулся, солнце встало/затрепетало).
  3. ✔ Метафоры (песня зреет, душа служить готова, весенней полон жаждой (лес).
  4. ✔ Сравнение («с той же страстью, как вчера»).
  5. ✔ Анафора «Рассказать» с неё начинается 2-4 строфа.

👼 Ни сим завершим этот анализ, надеемся, он поможет вам лучше понять творчество Фета и получить годные оценки на уроках русской литературы.

Читает Владимир Самойлов

ТОП русской поэзии

  • ✔ Анна Ахматова
  • ✔ Александр Блок
  • ✔ Валерий Брюсов
  • ✔ Иосиф Бродский
  • ✔ Иван Бунин
  • ✔ Константин Бальмонт
  • ✔ Зинаида Гиппиус
  • ✔ Николай Гумилёв
  • ✔ Сергей Есенин
  • ✔ Николай Заболоцкий
  • ✔ Михаил Лермонтов
  • ✔ Владимир Маяковский
  • ✔ Осип Мандельштам
  • ✔ Владимир Набоков
  • ✔ Николай Некрасов
  • ✔ Борис Пастернак
  • ✔ Игорь Северянин
  • ✔ Федор Тютчев
  • ✔ Афанасий Фет
  • ✔ Марина Цветаева

Источник

sumerkytanzujut

Мимо всей Вселенной я пойду смиренный тихий и босой

За благословенной утренней звездой

Анализ стихотворения А.А.Фета «Я пришел к тебе с приветом…» с точки зрения методики, предложенной М.Л. Гаспаровым в работе «Фет безглагольный»

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

Рассказать, что с той же страстью,

Что душа все так же счастью

Петь — но только песня зреет.

Стихотворение А.Фета «Я пришел к тебе с приветом…» сразу начинается с действия, с констатации и утверждения этого действия «Я пришел», в котором подчеркивается именно личное действие и собственная личность автора. Потом герой сразу переходит к обращению к героине, и констатирует, что пришел к ней, а потом сообщает о цели своего визита, и говорит, что пришел «с приветом», что подразумевает под собой какое-то сообщение послание, значимое для внутреннего мира лирического героя. И вот первое четверостишие сообщает нам о цели и действии героя, и о том, что он хочет рассказать «что солнце встало, /Что оно горячим светом/ По листам затрепетало;» . Так же эта тема продолжается во втором четверостишии

Читайте также:  Делаем перо жар птицы

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

В этих фрагментах описывается с одной стороны состояние природы, возрождение и пробуждение природы, ее ликование и какой-то кульминационный момент этого очень яркого и активно развивающегося процесса в природных явлениях. В этом описание присутствует олицетворение, автор говорит, что «лес проснулся», и несколько раз подчеркивает именно это его пробуждение, что «весь», «веткой каждой», «каждой птицей встрепенулся», тут подчеркиваются эти действия пробуждения, движения, какого-то прояснения и через смысловые акцентуации и фонологически, через чередование звуков «в», «вс», «пр», «встр». И все эти звуки именно подчеркивают состояние пробуждения, бодрости, ясности свежести и активно действующего духовного начала. Так же в описаниях природы просматривается параллелизм, потому что они в то же время и описывают внутреннее состояние героя и состояние его души, его чувства, переживания. Что в общем и является основной целью стихотворения.

И в третьем четверостишии герой уже переходит непосредственно к описанию своих собственных переживаний:

Рассказать, что с той же страстью,

Автор здесь уже прямо говорит о себе, о своей страсти, которая сравнивается для него с лесом, полным весенней жаждой. Конечно, тут идет психологический перенос жажды и чувств героя на состояние леса и природы. Так же тут есть аппеляция к временному континууму, герой говорит, что пришел так же, как и вчера, он упоминает прошлое в контексте настоящего, тем самым подчеркивая продолжительность его действия и свое постоянство. Он говорит, что пришел « с той же страстью», что и вчера, и что его душа «все так же счастью/И тебе служить готова». Тут прослеживается некое противопоставление постоянства его чувств переменчивым, трепетным, зыбким, неуловимым изменениям в природе. Потому что семантический ряд «затрепетало», «проснулся», «встрепенулся», «весенней полон жаждой» так или иначе создает ощущение чего-то очень изменчивого и даже тревожного, создает такую импрессионистскую постоянно колеблющуюся и движущуюся, живую, дышащую картину внутренних переживаний. Но отсылка к прошлому говорит о постоянстве этой готовности героя служить счастью и героине. И это уже не просто переменчивое настроение страсти и весенней жажды, но уже глубокое духовное движение, идущие от самых основ внутренней сущности героя в направлении познания истины. Потому что служение счастью и возлюбленной подразумевает под собой служение высоким идеалам, стремление к самым главным ценностям человеческой жизни – счастью и любви. И счастье здесь является категорией именно духовной, потому что связанно с идеей гармонии, потому что само по себе является духовным началом в человеке. И готовность служить счастью говорит о том, что герой готов реализовать свое созидательное духовное начало, начало, которое призывает к служению уже не ради чего-то, а во имя счастья и благополучия всего человечества, всего мира. Эта готовность служить счастью говорит о том, что автор находится на определенном уровне самосознания, и понимает свое положение в служении Истине и ее порядкам гармонии, он готов поддерживать эти законы мироздания и вселенной служить им всегда.

Читайте также:  Какими приборами едят птицу

Последнее четверостишие объединяет оба плана, и внешний и внутренний. Слово «отовсюду» это «расширение» пространства, «на меня» — «сужение», а «веселье» как объединяющий фактор внутреннего и внешнего, приводящий все к единству и целостности:

И последние строки «Что не знаю сам, что буду/Петь — но только песня зреет.» как раз являются тем завершающим этапом, выражающим состояние суггестивности и иррациональности переживаний героя. Поэтому оно выражено через алогичное, через оксюморон, герой говорит о том, чего еще сам не знает, он предсказывает свое будущее, в то же время, не зная о нем. Такой итог кажется невозможным с точной зрения рационального восприятия, но именно через его парадоксальность автор и хочет донести идею о иррациональности и совершенной необъяснимости чувств и природы души человека, в которой ничего не подчинено материальным законам пространства и времени, но все существует одновременно и сразу, везде и всюду. В этом последнем четверостишии внутренняя реальность полностью переносится на внешнюю и сливается с ней, и сам герой свободно отдается этим перетекающим друг в друга потокам, не пытаясь противостоять, а просто погружаясь в пространство своего сердце, своей мечты.

Источник

Оцените статью