🌞 Я пришел к тебе с приветом
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь — но только песня зреет.
Стихотворение «Я пришел к тебе с приветом» написано 23-летним Афанасием Фетом в 1843 году и описывает приход лирического героя ко своей возлюбленной. Стих полон положительных эмоций и весеннего настроения, когда любовь и желание жить доминирует над другими чувствами.
На каком фоне пишется стих
🌞 В 1843 году Афанасий Фен (Шеншин) учится в Московском университете на философском факультете (филологическое отделение) и понемногу пишет стихи. Три года назад вышел первый поэтический сборник «Лирический пантеон», а с 1842 года Фет регулярно публикуется в журналах «Отечественные записки» и «Москвитянин», однако до Олимпа славы и бюста в зале русской поэзии ему ещё далеко.
Анализ четырех катренов
Первая строка первого же катрена и есть название стихотворения, которое написано в жанре тонкой любовной лирики с примесью пейзажных ноток.
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало.
☝ По сюжету произведения лирический герой приходит ранним весенним утром к своей возлюбленной (за любовь мы понимаем только в третьей строфе, но заглянем чуть вперед) и в своеобразной манере говорит ей – Доброе утро.
Лирический герой не только приветствует любимую с новым днем, но рассказывает ей, как сейчас красив мир. Вот уже и лес проснулся и поднял брови еловых лап, вот уже и каждая птичка встрепенулась и приветствует зарождение нового дня.
💔 В третьей строфе герой объясняется в любви, признаваясь, что будет приходить снова и снова, как пришел вчера, так вот он и сегодня, и будет завтра.
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова.
Его душа и сердце сделали свой выбор, они радуются весне и торжествуют от зародившихся любовных чувств, пока ещё не познавших горечь страдания.
💕 Финальный аккорд, четвертый катрен – это ещё одна ода веселию весны и счастью любви, от чего лирическому герою хочется петь, но он немного обождет с пением – песня ещё созревает и её зрелость может ускорить ответ на чувства от любимой девушки.
Что не знаю сам, что буду
Петь — но только песня зреет.
Утро, весна и любовь – вот основные темы этого стихотворения, жаль только, что имя настоящей героини стиха Фет не указал.
Разбор троп и рифмы
☝ Стих написан смешением жанров любовной и пейзажной лирики, его композиция состоит из двух частей – описания утренней весенней природы и признания в любви к девушке.
Стихотворный размер – четырехстопный анапест, рифмовка перекрестная (с приветом – встало – светом – затрепетало), где имеются открытые и закрытые рифмы.
Из художественных троп, которые Фет использует для усиления выразительности строк, отметим:
- ✔ Эпитеты (горячий свет, весенняя жажда).
- ✔ Олицетворения (лес проснулся, солнце встало/затрепетало).
- ✔ Метафоры (песня зреет, душа служить готова, весенней полон жаждой (лес).
- ✔ Сравнение («с той же страстью, как вчера»).
- ✔ Анафора «Рассказать» с неё начинается 2-4 строфа.
👼 Ни сим завершим этот анализ, надеемся, он поможет вам лучше понять творчество Фета и получить годные оценки на уроках русской литературы.
Читает Владимир Самойлов
ТОП русской поэзии
- ✔ Анна Ахматова
- ✔ Александр Блок
- ✔ Валерий Брюсов
- ✔ Иосиф Бродский
- ✔ Иван Бунин
- ✔ Константин Бальмонт
- ✔ Зинаида Гиппиус
- ✔ Николай Гумилёв
- ✔ Сергей Есенин
- ✔ Николай Заболоцкий
- ✔ Михаил Лермонтов
- ✔ Владимир Маяковский
- ✔ Осип Мандельштам
- ✔ Владимир Набоков
- ✔ Николай Некрасов
- ✔ Борис Пастернак
- ✔ Игорь Северянин
- ✔ Федор Тютчев
- ✔ Афанасий Фет
- ✔ Марина Цветаева
Источник
sumerkytanzujut
Мимо всей Вселенной я пойду смиренный тихий и босой
За благословенной утренней звездой
Анализ стихотворения А.А.Фета «Я пришел к тебе с приветом…» с точки зрения методики, предложенной М.Л. Гаспаровым в работе «Фет безглагольный»
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
Рассказать, что с той же страстью,
Что душа все так же счастью
Петь — но только песня зреет.
Стихотворение А.Фета «Я пришел к тебе с приветом…» сразу начинается с действия, с констатации и утверждения этого действия «Я пришел», в котором подчеркивается именно личное действие и собственная личность автора. Потом герой сразу переходит к обращению к героине, и констатирует, что пришел к ней, а потом сообщает о цели своего визита, и говорит, что пришел «с приветом», что подразумевает под собой какое-то сообщение послание, значимое для внутреннего мира лирического героя. И вот первое четверостишие сообщает нам о цели и действии героя, и о том, что он хочет рассказать «что солнце встало, /Что оно горячим светом/ По листам затрепетало;» . Так же эта тема продолжается во втором четверостишии
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
В этих фрагментах описывается с одной стороны состояние природы, возрождение и пробуждение природы, ее ликование и какой-то кульминационный момент этого очень яркого и активно развивающегося процесса в природных явлениях. В этом описание присутствует олицетворение, автор говорит, что «лес проснулся», и несколько раз подчеркивает именно это его пробуждение, что «весь», «веткой каждой», «каждой птицей встрепенулся», тут подчеркиваются эти действия пробуждения, движения, какого-то прояснения и через смысловые акцентуации и фонологически, через чередование звуков «в», «вс», «пр», «встр». И все эти звуки именно подчеркивают состояние пробуждения, бодрости, ясности свежести и активно действующего духовного начала. Так же в описаниях природы просматривается параллелизм, потому что они в то же время и описывают внутреннее состояние героя и состояние его души, его чувства, переживания. Что в общем и является основной целью стихотворения.
И в третьем четверостишии герой уже переходит непосредственно к описанию своих собственных переживаний:
Рассказать, что с той же страстью,
Автор здесь уже прямо говорит о себе, о своей страсти, которая сравнивается для него с лесом, полным весенней жаждой. Конечно, тут идет психологический перенос жажды и чувств героя на состояние леса и природы. Так же тут есть аппеляция к временному континууму, герой говорит, что пришел так же, как и вчера, он упоминает прошлое в контексте настоящего, тем самым подчеркивая продолжительность его действия и свое постоянство. Он говорит, что пришел « с той же страстью», что и вчера, и что его душа «все так же счастью/И тебе служить готова». Тут прослеживается некое противопоставление постоянства его чувств переменчивым, трепетным, зыбким, неуловимым изменениям в природе. Потому что семантический ряд «затрепетало», «проснулся», «встрепенулся», «весенней полон жаждой» так или иначе создает ощущение чего-то очень изменчивого и даже тревожного, создает такую импрессионистскую постоянно колеблющуюся и движущуюся, живую, дышащую картину внутренних переживаний. Но отсылка к прошлому говорит о постоянстве этой готовности героя служить счастью и героине. И это уже не просто переменчивое настроение страсти и весенней жажды, но уже глубокое духовное движение, идущие от самых основ внутренней сущности героя в направлении познания истины. Потому что служение счастью и возлюбленной подразумевает под собой служение высоким идеалам, стремление к самым главным ценностям человеческой жизни – счастью и любви. И счастье здесь является категорией именно духовной, потому что связанно с идеей гармонии, потому что само по себе является духовным началом в человеке. И готовность служить счастью говорит о том, что герой готов реализовать свое созидательное духовное начало, начало, которое призывает к служению уже не ради чего-то, а во имя счастья и благополучия всего человечества, всего мира. Эта готовность служить счастью говорит о том, что автор находится на определенном уровне самосознания, и понимает свое положение в служении Истине и ее порядкам гармонии, он готов поддерживать эти законы мироздания и вселенной служить им всегда.
Последнее четверостишие объединяет оба плана, и внешний и внутренний. Слово «отовсюду» это «расширение» пространства, «на меня» — «сужение», а «веселье» как объединяющий фактор внутреннего и внешнего, приводящий все к единству и целостности:
И последние строки «Что не знаю сам, что буду/Петь — но только песня зреет.» как раз являются тем завершающим этапом, выражающим состояние суггестивности и иррациональности переживаний героя. Поэтому оно выражено через алогичное, через оксюморон, герой говорит о том, чего еще сам не знает, он предсказывает свое будущее, в то же время, не зная о нем. Такой итог кажется невозможным с точной зрения рационального восприятия, но именно через его парадоксальность автор и хочет донести идею о иррациональности и совершенной необъяснимости чувств и природы души человека, в которой ничего не подчинено материальным законам пространства и времени, но все существует одновременно и сразу, везде и всюду. В этом последнем четверостишии внутренняя реальность полностью переносится на внешнюю и сливается с ней, и сам герой свободно отдается этим перетекающим друг в друга потокам, не пытаясь противостоять, а просто погружаясь в пространство своего сердце, своей мечты.
Источник