Китайский жанр цветы птицы

Жанры в китайском искусстве

Традиционная китайская живопись Го-хуа считается близкой по духу и используемым инструментам к каллиграфии.
В Китае в качестве носителя цвета используются плитки туши, которую растирают с водой до нужной консистенции, а также водяные краски с минеральными и растительными пигментами.
В качестве основы картины используется шёлк, хлопчатобумажная ткань, иногда бумага. Для нанесения красок используют кисти из бамбука и шерсти домашних или диких животных.
Цветовая гамма традиционной китайской живописи немногословна и состоит из трех, четырех сдержанных цветов, богатых тональных переходов одного цвета, как правило, цвета черной туши. Белый цвет листа или ткани создает условное воздушное пространство и является действующим цветом, а не пустотой не закрашенного поля.
Художники создают гармоничный и поэтический мир природы, растений, животных и птиц, используя основные стилистические приемы, сложившиеся в течение многих столетий. Основные стили традиционной живописи это гунби (тщательная кисть) и сеи (грубая кисть). Технике гунби присуща тщательность и точность в написании деталей, четкая прорисовка элементов картины. В технике сеи художник больше заботится о передаче эмоционального, душевного настроения, чем о точной передаче деталей.
Основными критериями оценки произведения искусства были: естественность (цзы-жань), простота (пу), духовность (шэнь) и таинственность/сокрытость (ю/сюань).

Жень у хуа (в переводе с кит. человек и цветы) — жанр китайской живописи, изображающий портрет человека или людей на фоне природы.
Изображение человека можно считать первым жанром в живописи Китая. Фоном для него часто служила окружающая человека природа.

Постепенно из жанра жень у хуа выделился в самостоятельный жанр пейзаж, который занял ведущее значение в китайской живописи.

Чунь хуа (в переводе с кит. весенняя / любовная / страстная картина) — эротические изображения от представляющих полуобнаженную и обнаженную натуру до откровенной порнографии.
Существуют разновидности жанра: чунь цэ (весенние альбомы), чунь гун (весенние дворцы), чунь гун хуа (картины весеннего дворца) и чунь гун ту (изображения весеннего дворца).

Шань-шуй (в переводе с кит. горы и вода) — жанр китайской живописи, изображающий горы и водопады.
Горы и вода в сознании китайцев воплощали важнейшие силы Вселенной — энергию и покой, активность и пассивность. Раннее появление пейзажа в китайском искусстве связано с особым отношением человека к природе.
В традиционной китайской живописи природа это предмет изучения и созерцания. Художник обращается к натуре, но никогда ее не копирует. Он создает гармонию мира, которая складывается из единства воды, воздуха, камня.
С высоты птичьего полета, с разворачивающимся по вертикали, или по горизонтали условным пространством и высоким горизонтом видны могучие горы, по которым стекают реки, или которые утопают в полупрозрачной дымке тумана. Человек мал и ничтожен, но он неразрывно связан с природой и в произведениях можно увидеть маленькую фигурку или человеческие жилища.
Современное китайское искусствоведение делит жанр пейзажа на бэйфан-шаньшуй-хуапай (северное пейзажное направление), наньфан-шаньшуй-хуапай (южное пейзажное направление) и цзяннань-шаньшуй-хуапай (цзяннаньское пейзажное направление).

Читайте также:  Вороны это умные птицы

Хуа-няо (в переводе с кит. цветы и птицы) — жанр китайской живописи, изображающий птицы и цветы.
Для жанра цветы и птицы характерны темы из жизни растений, птиц, насекомых. Художники данного направления в своих картинах передавали свои ощущения и восприятие мира, не только с помощью специфических художественных решений, но и через символические значения различных представителей флоры и фауны.
Так, особенное место в этом жанре занимало изображение «четырех совершенных» (дикой сливы мэйхуа, бамбука, сосны и хризантемы), которое символизировало чистых благородных людей, чья дружба и взаимная поддержка прошли все испытания.
Хризантема — символ возвышенного одиночества. Сосна олицетворяет конфуцианскую сдержанность и стойкость, долголетие; лотос — символ внутренней чистоты и т.д.
Таким образом, картины жанра цветы и птицы почти всегда были наполнены скрытым символическим смыслом.

Мо-чжу (в переводе с кит. живопись бамбука) — жанр китайской живописи, изображающий бамбук (от целого растения до нескольких ветвей или листьев).
Мо-чжу одно из самых значительных стилистико-тематических направлений жанра цветы и птицы.
Бамбук на китайских картинах — символ несгибаемости и стойкости, человека высоких моральных качеств.
Достоверная история живописи бамбука прослеживается с творчества Вэнь Туна (1018-1079).
Обращение к живописи бамбука являлось свидетельством достижения вершин живописного мастерства, т.к. в рисунке должны были использоваться все известные в китайской живописи и каллиграфии способы работы с кистью. Ствол бамбука надлежало исполнять в стиле чжуаньшу (печатный стиль), коленца ствола — штрихами, выполненными в лишу (официальный стиль), ветви — в скорописи цаошу, листья — в кайшу.
В XV-XVII вв. для живописи бамбука была разработана еще более сложная графическая система, учитывающая сорта растения и варианты его изображения в зависимости от сезона, времени суток и освещенности. Так, рисунок ствола, помимо собственно каллиграфических линий, должен был складываться из штрихов, моделирующих узлы сочленений, и сложных, соединяющихся между собой, точек-узелков, предназначенных для передачи округлости ствола и динамики роста растения.
Бамбук воплощает сущность времени года лето.

Читайте также:  Где живет птица дом

Мо-мэй (в переводе с кит. живопись цветущей сливы) — жанр китайской живописи, изображающий цветущую сливу.
Мо-мэй одно из самых значительных стилистико-тематических направлений жанра цветы и птицы.
Начальный этап формирования живописи сливы в качестве отдельного направления живописи соотносится с эпохой Пяти династий (907-960).
Ветка с нежно-розовыми, белыми или жёлтыми цветами дикой сливы мэйхуа символизирует гордого человека кристальной чистоты, несгибаемость и стойкость.
Цветы сливы олицетворяли Янь, а ствол и ветви – Инь.
При этом цветоножка — это Тай Цзи (Великий Предел), к которому возвращается цветок после опадания лепестков. Раскрытый цветок имеет пять лепестков – пять перводвижений (У Син). Тычинки означают 7 планет (пять планет, Солнце и Луна).
Ствол сливы изображается разделённым на две самостоятельные части, отражающие Янь и Инь, ветви располагаются по 4 направлениям, олицетворяющим 4 времени года. Расположение и форма ветвей может быть 6 видов, соответствующих 6 уровням «Книги Перемен», а окончание ветви имеет 8 изгибов-развилок, соответствующих 8 триграммам (Ба Гуа).
Наблюдается ещё девять стадий развития цветка: от завязи, бутона, цветка с закрытыми лепестками (молодой Янь), полураскрывшегося бутона, полного цветения (зрелый Янь), полуувядающего цветка (малый Инь), который, опадая, превращается в зелёный плод сливы (старый Инь).
Слива воплощает сущность времени года зима.

Цзюй-хуа (в переводе с кит. живопись хризантемы) — жанр китайской живописи, изображающий хризантемы.
Писать хризантемы начали в династию Южная Сун (XII в.), а в династию Мин и Юань это направление развивали литераторы и ушедшие от службы учёные, которые восхищались её ароматом отшельничества и духом уединения.
В отличии от весенних цветов, гибких и очаровательных, хризантема символизирует позднее благоухание — почтенную зрелость, уход от мира в возвышенное одиночество. При этом оставаясь гордой в инее — цветущей и небоящейся морозов.
Её называют прекрасной, скромной, целомудренной — воплощением торжества осени.

Читайте также:  Значение глупа та птица

Гуа-го (в переводе с кит. плоды и ягоды ) — жанр китайской живописи, изображающий плоды и ягоды — одно из направлений жанра цветы и птицы.

Хуа-хуй (в переводе с кит. цветы и растения) — жанр китайской живописи, изображающий цветы и растения — одно из направлений жанра цветы и птицы.

Линг-мао (в переводе с кит. пернатые и пушистые) — жанр китайской живописи, изображающий птиц и животных — одно из направлений жанра цветы и птицы.

Лев являлся символом мощи и благородства; тигр — защитник от злых духов; черепаха — символы долголетия; летучая мышь, две рыбки, две бабочки, два цветка лотоса на одном стебле — символы супружеского счастья; карпы кои — символ пожелания счастья и успехов.
Дракон символизирует могущество, мудрость и доброту. Иногда дракона изображают держащим волшебную жемчужину мудрости, что олицетворяет величие, мудрость и бессмертие. В Китае дракон с жемчужиной считался символом императора, его божественным покровителем. Птица феникс — символ человеколюбия, мира и процветания, а также символ императрицы.

Таким образом, картины жанра пернатые и пушистые почти всегда были наполнены скрытым символическим смыслом.

Цинь-няо (в переводе с кит. пернатые) — жанр китайской живописи, изображающий птиц — одно из направлений жанра цветы и птицы.

журавль — символ долголетия; сорока — символы счастливой вести; селезень с уткой — символ супружеского счастья; петух олицетворяет красоту, широкую известность и добрую славу.

Чун-юй (в переводе с кит. насекомые и рыбы) — жанр китайской живописи, изображающий насекомых и рыб — одно из направлений жанра цветы и птицы.

Техники изобразительного искусства
Стили и направления живописи
Жанры живописи
Жанры в японском искусстве

Рубрика: изобразительное искусство, искусствоведение, китайская живопись, жанры в китайском искусстве, го-хуа

Источник

Оцените статью