- «Великий храм природы» в повести М.М. Пришвина «Кладовая солнца» (по программе «Школа-2100», 5-й класс)
- 6 класс урок литературы.ВЧ « Великий храм природы» в сказке-были «Кладовая солнца». Смысл названия повести.
- 6 класс урок литературы.ВЧ « Великий храм природы» в сказке-были «Кладовая солнца». Смысл названия повести.
- ‘Великий храм природы» в сказке — были ‘Кладовая солнца’?
- Презентация по литературе «Великий храм природы в сказке — были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» (5 класс)
- Профессионально-личностное развитие педагогических работников системы дополнительного образования в рамках применения профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
- Платные образовательные услуги
- Особенности общения с ребенком с УО
- Описание презентации по отдельным слайдам:
- Краткое описание документа:
«Великий храм природы» в повести М.М. Пришвина «Кладовая солнца» (по программе «Школа-2100», 5-й класс)
Задача:
— учить анализировать текст-описание пейзажа, используя литературоведческие понятия.
Цели:
-выявить способы одухотворения природы, ее участие в судьбе детей;
-исследовать текст методом «вслед за автором»;
-учить находить в отрывке изобразительные средства языка;
-развивать речь учащихся, учить рассуждать, доказывать, высказывать свое мнение;
-воспитывать чуткость и любовь к природе.
1.Орг момент.
Послушайте музыку, рассмотрите иллюстрации. Какое настроение они вызывают? Приложение 1 слайд 1,2,3
Как удается это авторам? (Запустить презентацию и музыку. Приложение 2 Музыку приглушить после третьего слайда.)
Предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке?(ответы учеников)
2.Тема урока.
слайд 4 Сегодня мы рассмотрим, какими способами пользуется автор художественного произведения для изображения природы.
Какие изобразительные средства языка вам знакомы? (Приложение 3 памятка эпитет, метафора, сравнение, олицетворение)
слайд 5 Пришвин считает, что понимать природу,- значит понимать человека. Согласны ли вы с этим высказыванием? Почему?
3.Работа с текстом.
Выразительное чтение, анализ эпизодов.
слайд 6 Найдите в тексте отрывок, повествующий о сосне и ели (чтение). Какие изобразительные средства вы заметили?
Почему образ сосны и ели автор помещает перед появлением детей в лесу? Как он помогает в понимании характеров детей, их взаимоотношений?
слайд 7 Итак, наступает утро. Найдите в тексте предложение с такими словами. Определите, какое изобразительное средство использует автор. Какие ещё эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения использует автор для описания утра?
слайд 8 Найдите в тексте описание птицы в лучах восходящего солнца, назовите изобразительные средства. Тетерев приветствует солнце. Как называется такой прием?
Солнце-символ жизни и добра. Докажите.
слайд 9 Болото — опасное место. Докажите текстом, что природа предупреждает детей об опасности. Найдите предупреждения («холодная синяя стрелка», «ветер рванул», «сосна простонала», «ель зарычала»). Определите изобразительные средства. Где ещё в тексте вам встретились подобные предупреждения? (Травка завыла, ёлочки не пускают Митрашу в елань) Что хочет сказать нам автор о природе?
Солнце дарит тепло земле, а она отдает его добром людям. Как и чем делится с человеком природа?
Такие ягоды растут на болоте слайд 10. Найдите их описание в тексте. Каждую из ягод Пришвин описывает как человека, с любовью. Можно ли сделать вывод, что человек и природа — единое целое?
слайд 11 Найдите в тексте описание пня. Для чего пень сохраняет тепло солнца?
4.Итог урока
слайд 12 Согласны ли вы с этим высказыванием? Почему?
слайд 13 О каких сокровищах жизни говорит автор? Чему мы можем поучиться у природы?
Источник
6 класс урок литературы.ВЧ « Великий храм природы» в сказке-были «Кладовая солнца». Смысл названия повести.
находить в тексте заданные эпизоды, анализировать их:
выразительное чтение наизусть прозаического текста;
воспитывать чувство любви к родной природе.
Виды деятельности учащихся: устные ответы на вопросы (с использованием цитирования), участие в коллективном диалоге, анализ различных форм выражения авторской позиции, выразительное чтение прозаического текста, чтение наизусть.
Планируемые результаты:
Личностные: участие в творческом процессе, развитие и реализация творческих способностей, интерес к творчеству писателя. Метапредметные: Познавательные: получение необходимой информации из текста, умение анализировать, сравнивать; выдвижение гипотезы и решение поставленной проблемы, установление причинно-следственных связей. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Предметные: научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи. Оборудование: текст, иллюстрации.
«Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
в | б | б | а | а | а | в | в | а | б | б |
Источник
6 класс урок литературы.ВЧ « Великий храм природы» в сказке-были «Кладовая солнца». Смысл названия повести.
находить в тексте заданные эпизоды, анализировать их:
выразительное чтение наизусть прозаического текста;
воспитывать чувство любви к родной природе.
Виды деятельности учащихся: устные ответы на вопросы (с использованием цитирования), участие в коллективном диалоге, анализ различных форм выражения авторской позиции, выразительное чтение прозаического текста, чтение наизусть.
Планируемые результаты:
Личностные: участие в творческом процессе, развитие и реализация творческих способностей, интерес к творчеству писателя. Метапредметные: Познавательные: получение необходимой информации из текста, умение анализировать, сравнивать; выдвижение гипотезы и решение поставленной проблемы, установление причинно-следственных связей. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Предметные: научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи. Оборудование: текст, иллюстрации.
«Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
в | б | б | а | а | а | в | в | а | б | б |
Источник
‘Великий храм природы» в сказке — были ‘Кладовая солнца’?
‘Великий храм природы» в сказке — были ‘Кладовая солнца’.
В сказке — были Пришвина «Кладовая солнца» человек выступает хозяином природных богатств, благ, которыми нас одаривают леса, реки, поля, степи.
Но не всякому природа открывает свои кладовые : только щедрый, добрый и мудрый человек достоин распоряжаться несметными сокровищами, которые скрывает от нерадивых хозяев матушка — природа.
Как писал сам автор, люди — «хозяева природы» , а она для них является «кладовой солнца с великими сокровищами жизни» .
Но не так — то легко властвовать над природой, которая сама устанавливает законы, а люди должны им подчиняться.
В сказке были «Кладовая солнца» природные явления становятся своеобразными действующими лицами, которые помогают или мешают людям.
Ветер поиграл с домиком, и он сразу весь развалился» .
Словно живые, «очень волновались старушки — елки, пропуская между собой мальчика» .
В пришвинской «Кладовой солнца» живут ель и сосна, о которых автор рассказывает так : «Ветер — сеятель принес два семечка.
. Оба семечка легли в одну ямку.
. ель и сосна вместе растут.
. Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями — за воздух и свет.
. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их.
. стонали и выли на все Блудово болото» .
И мы, читая эти строки, ясно видим «борьбу» искалеченных деревьев и сочувствуем этим жителям «кладовой солнца» .
Ведь Пришвин рассказывает о сосне и ели как о живых существах : они стремятся обогнать друг друга, борются за жизнь и воюют между собой.
А не менее реальный злодей — ветер — прилетает мучить этих несчастных.
Чем внимательнее вчитываешься в строки этой пришвинской сказки, тем больше находишь на ее страницах примеров жизни обитателей «кладовой солнца» .
Они живут, радуются солнцу, горюют так, как если бы это были люди с их проблемами, страстями, слабостями, достоинствами и недостатками.
Источник
Презентация по литературе «Великий храм природы в сказке — были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» (5 класс)
В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.761 образовательному учреждению . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».
Курс повышения квалификации
Профессионально-личностное развитие педагогических работников системы дополнительного образования в рамках применения профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)
В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.761 образовательному учреждению . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».
Курс повышения квалификации
Платные образовательные услуги
К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)
В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.761 образовательному учреждению . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».
Особенности общения с ребенком с УО
Описание презентации по отдельным слайдам:
2 слайд Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку.
К.Г. Паустовский.
Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю.
М.М.Пришвин
3 слайд Получить более глубокие знания о природе родного края, подумать над смыслом выражения «Храм природы» и о роли человека в ней, исследуя сказку – быль «Кладовая солнца».
Цель урока
4 слайд Юные следопыты.
Юные ботаники.
Юные зоологи.
Юные филологи.
5 слайд Задание: определить маршрут, по которому шли дети, рассказать о нём. Итогом вашей работы будет план маршрута Насти и Митраши.
8 слайд Исследовать растительность, описанную в произведении. Создать странички для «Лесного альбома», дополнив свои научные записи из словарей, энциклопедий, Интернета, сделанные дома, художественным описанием из произведения М.М.Пришвина.
Юные ботаники
9 слайд Деревья разных пород боролись между собой корнями за пропитание, сучьями – за воздух и свет. Поднимаясь всё выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга.
Ель и сосна
Высокая трава белоус – неизменный спутник тропы человеческой
Трава белоус
14 слайд Исследовать животный мир, изображённый в произведении. Определить, какую роль играют в сказке — были звери и птицы. Создать странички для «Лесного альбома», дополнив свои научные записи, сделанные дома, художественным описанием М.М.Пришвина.
19 слайд Задача — создать дневник филологических наблюдений, художественно его оформить.
Слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
Эпитеты;
Метафоры;
Сравнения;
Олицетворения.
20 слайд У ботаников есть термин «разнотравье». Он обычно относится к цветущим лугам. Разнотравье – это сплетение сотен разнообразных и веселых цветов, раскинувшихся сплошными озерами по поймам рек. Прозу Пришвина можно с полным правом назвать разнотравьем русского языка. Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобно течению звезд.
К.Г.Паустовский о прозе М.М.Пришвина
21 слайд Есть просто храм.
Есть храм науки.
А есть еще природы храм
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
23 слайд Написать сочинение на тему: «Какие важные жизненные вопросы я решил в процессе изучения сказки – были «Кладовая солнца».
Домашнее задание
Краткое описание документа:
Данная презентация поможет при изучении сказки — были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». На уроке ученики работают в четырёх группах. Каждый может почувствовать себя следопытом, пройдя по пути Насти и Митраши, ботаником и зоологом, исследовав растительный и животный мир, изображенный в произведении, филологом, рассмотрев средства художественной изобразительности. В презентации представлены иллюстрации и фотографии, которые помогут учащимся окунуться в мир родной природы.
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 10 000 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
Источник